В Испании был захвачен немецкий танк Т-3, и отправлен в СССР: что удивило советских инженеров, после
На модерации
Отложенный
В Испании был захвачен немецкий танк Т-3, и отправлен в СССР: что удивило советских инженеров, после осмотра этой машины?
Сегодня
Германские лёгкие танки Pz.I и Pz.II, детально изученные и испытанные в СССР, были трофейными. Первый был захвачен в технически исправном состоянии у франкистов, на гражданской войне в Испании, и морем вывезен в Ленинград.
Второй (точнее, сразу два Pz.Kpfw.II, модификаций Ausf.B и Ausf.C, временно оставленных немцами из-за технических неисправностей) наши, пользуясь суматохой, захватили в конце сентября 1939 г. в районе Томашува-Любельского (Польша), и вывезли в Союз.
Один из этих Pz.II восстановили, используя второй в качестве донора запчастей, и всесторонне испытали. А другой вытащили на буксире на полигон и подвергли контрольному обстрелу из орудий разных калибров.
О германском среднем танке – Pz.Kpfw.III – подробной информации Главное автобронетанковое управление Красной армии не имело вплоть до лета 1940 года.
Pz.III (или, как у нас его назвали, Т-3) долго не мог попасть в серийное производство. На параде в Берлине впервые его показали 20 апреля 1938 года. Но бронемашину, которая должна была стать основным немецким танком, тогда ещё продолжали преследовать технические проблемы, связанные, прежде всего, с ходовой частью.
Pz.Kpfw.III. Фото в свободном доступе.
После того, как при участии Porsche была разработана новая ходовая часть с торсионной подвеской, в декабре 1938 года Pz.Kpfw.III Ausf.E пошёл в серию. В августе 1939 года удалось достичь темпа в 20 танков в месяц.
К началу войны с Польшей, по состоянию на 1 сентября 1939 года, в германской армии числился всего лишь 51 Pz. III. Один из них, впрочем, советские танкисты всё же угнали. Этот инцидент описан в мемуарах Александра Васильевича Егорова, генерала танковых войск, который в 1939-м служил в 24-й легкотанковой бригаде.
После окончания боевых действий в Польше немцы посетили расположение наших танкистов, а потом наши прибыли к ним с ответным визитом.
Разумеется, немцы быстро обнаружили пропажу, и потребовали танк вернуть. Полковник Фотченков утроил Егорову и Ткаченко разнос за грубый и глупый поступок, и приказал немедленно «трофей» отогнать обратно.
Советские и немецкие танкисты в Польше.
Фото в свободном доступе.
А для полноценного изучения средний танк СССР получил самым легальным образом. После совместного раздела Польши в отношениях с гитлеровской Германией началась «оттепель». В СССР немцы закупали сырье, а Советский Союз приобретал у них станки.
Кроме того, немцы не отказались продать свои полугусеничные тягачи Sd.Kfz.7, Sd.Kfz.8 и Sd.Kfz.9. Таких машин было закуплено по 3 штуки, и один танк – Pz.Kpfw.III Ausf.G с 37-мм орудием. Он был приобретён в июне 1940-го, а уже с июля начался выпуск Pz. III с 50-мм пушками.
Купленный немецкий средний танк, вместе с полугусеничными тягачами, был доставлен на полигон НИБТ в подмосковную Кубинку, где во время ходовых испытаний «намотал» 800 км.
После этого немецкий танк отправился в «турне» по советским танковым заводам. Для химического анализа специалисты завода взяли пробы с торсиона, балансира, пальца трака и листов брони.
Отдельные элементы его конструкции, признанные удачными, творчески перерабатывались советскими инженерами. Примерно то же самое происходило потом и в Германии, при изучение трофейного Т-34. Но и в том, и в другом случае о копировании танка в целом речи не было. Каждая из танкостроительных отраслей шла своим путём.
20 июня 1941 года Pz. III вернулся со Сталинградского тракторного завода в Кубинку, а осенью того же года его эвакуировали в Казань.
Pz. III. Фото в свободном доступе.
В целом советские инженеры были удивлены немецким танком. Самых высоких оценок советских специалистов удостоилась трансмиссия Т-III, и в особенности – коробка перемены передач. Она делала танк весьма подвижным и быстрым, а удачный подбор передач позволял ему хорошо реализовать свои обороты на всех типах дорог и пересечённой местности.
Удостоился похвал немецкий средний танк и за лучшую плавность хода, обзорность, удобные рабочие места экипажа.
Начальник АБТУ Яков Федоренко по результатам изучения Т-III докладывал председателю Комитета Обороны Климу Ворошилову:
- конструкцию эвакуационных люков;
- схему охлаждения двигателя;
- конструкцию КПП;
- схему питания с размещением двигателя и топливного бака за герметичной выгородкой от команды;
- командирскую наблюдательную башенку;
- размещение радиостанции в корпусе».
С Вами был Владимир, канал «Две Войны».
Комментарии