Судьба «афганских» вертолётов…
Состоявшаяся в 2011 году сделка между ФГУП «Рособоронэкспорт» и Министерством обороны США по поставке вертолётов российского производства в Афганистан, несомненно была знаковым событием для российской системы военно-технического сотрудничества (ВТС). Основной конкурент России в области ВТС официально закупая вертолёты советской разработки де-факто признал превосходство разработки Михаила Миля перед условно-американской разработкой бывшего нашего соотечественника Игоря Сикорского.
В то время вопросы сотрудничества с американцами курировал Александр Михеев, находясь в должности профильного заместителя генерального директора ФГУП «Рособоронэкспорт» (позднее АО «Рособоронэкспорт»). С американской стороны партнёром Михеева выступал полковник Норберт Вергез (Col. Norbert Vergez), возглавлявший с января 2010 года офис NSRWA (подразделение ответственное за эксплуатацию вертолётов российского производства).
Время шло, Александр Михеев перебрался в кресло генерального директора АО «Вертолёты России», предвкушая новые гешефты, в том числе и со своими американскими партнёрами. Но тут случилась незадача – полковник Вергез, который был коллегой Александра Михеева по той самой сделке в начале 2016 года был осуждён и получил условный срок с конфискацией. Сотрудничество с американской стороной разладилось, а ранее подоспевшие санкции осложнили не только сотрудничество, но и коммуникации. Хотя позднее, американская сторона формально и сняла ограничение на работу с АО «Рособоронэксорпрт» по поддержанию лётной годности ранее поставленных в Афганистан вертолётов, но на практике прямого сотрудничества так и не получилось. Находясь в должности гендиректора вертолётного холдинга, Александр Михеев пытался замкнуть на себя вопросы ремонта афганских вертолётов, но американцы предусмотрительно наложили санкции на головную структуру российского вертолётного холдинга. Все попытки АО «Вертолёты России» поднять так называемые «экспортные показатели» за счёт американцев провалились.
В настоящее время поставленные ранее в Афганистан вертолёты требуют проведения капитального ремонта и других мероприятий по поддержанию лётной годности. Но ни Александра Михеева, ни вверенное ему АО «Вертолёты России» американцы «не зовут», тем самым показывая своё отношение, как к нему лично, так и к организации, которую он возглавляет. Что бы хоть как-то сохранить лицо «единственного российского разработчика и производителя» и показать общественности, что американская сторона не игнорирует эту структуру, в сентябре 2016 года в своём интервью информагенству ТАСС заместитель гендиректора АО «Вертолёты России» по послепродажному обслуживанию Игорь Чечиков гордо заявил: «Что касается США, то здесь также нет никаких противоречий, потому что результатом таких действий станет наличие вертолетов не в воздухе, а на земле «у стенки»…». Но тут же Чечиков вынужден был оговориться: «…правительство США отдельным решением сняло санкции в отношении сотрудничества с «Рособоронэкспортом» именно по послепродажному обслуживанию российской вертолетной техники…». То есть тем самым подтверждая факт, что нашего разрекламированного «единственного разработчика и производителя» американская сторона в упор не видит, планируя общаться в этом вопросе исключительно с проверенным партнёром в лице АО «Рособоронэкспорт». В этом же интервью, а также в многочисленных подобных, Чечиков рекламирует, якобы созданную холдингом, при его непосредственном участии (как ответвленного за ППО), систему поддержки эксплуатации вертолётов российского производства по всему миру. Однако, на практике его опровергают всё те же американцы, проблем в сотрудничестве с которыми он не усматривал никаких. Уже в ноябре этого же года Министерство обороны США объявило о планах провести замену в Афганистане российских вертолётов на вертолёты собственного производства. Как сообщает BFM.RU, со ссылкой на агентство Reuters: «Американское правительство рассматривает возможность замены российских вертолетов, стоящих на вооружении ВВС Афганистана, переделанными американскими вертолетами устаревшей модели UH-60 Black Hawk».
Действительно, в настоящее время американцы выводят из эксплуатации машины Black Hawk моделей UH-60A и UH-60L. На вооружение поступают новые вертолёты – Black Hawk UH-60M. Таким образом в МО США высвобождается минимум пара-тройка сотен вертолётов устаревшей конструкции. Вот на эти вертолёты и планируется заменить российские «Ми».
В целях реализации этого проекта в бюджет МО США на 2017 год внесена поправка в объёме $814 500 000-00. Эти средства целевым назначением уйдут на замену вертолётов российского производства, эксплуатируемых Национальными силами обороны и безопасности Афганистана. Как следует из текста поправки, в настоящее время эксплуатируемый в Афганистане парк вертолётов российского производства всё сложнее и сложнее поддерживать и это требует значительных финансовых вложений.
То же самое сообщает приведённое выше издание, причина такого решения – проблемы с обслуживанием ранее поставленных российских вертолётов, которые существенно снижает боеспособность Афганской армии. То есть, это как раз то, за что отвечает далёкий от технических вопросов, обладатель четырёх гуманитарных образованной, специалист-многостаночник Игорь Чечиков. «…при этом вооруженные силы США сталкиваются с юридическими проблемами при поставках в Афганистан новых Ми-17 и запасных частей к ним…» – утверждается там же. Это и не мудрено, российская система военно-технического сотрудничества (ВТС) давно превратилось в систему «военно-технических страданий», от которой страдают в раной мере как иностранные участники процесса, так и российские производители, распиханные по различным паразитическим конструкциям именуемым холдингами. Именно эти торгашеские, а не производственные структуры наделены правом ВТС по последнему президентскому Указу № 440 от 26.08.2016 года, открывающему им дорогу к обогащению за счёт реальных производителей.
На примере вертолётного холдинга и, уже ставшего явью отказа американцев от эксплуатации вертолётов российского производства, становится понятным, как этот механизм работает.
Возникает вопрос: кто конкретно подсунул на подпись Президенту России этот указ? Ведь ранее Сергей Чемезов уговорил Владимира Путина провести монополизацию торговли военным материалом, объединяя ФГУП «Промэкспорт» и ФГУП «Росвооружение». И именно эта монополия позволила нарастить пакет заказов для предприятий ОПК до рекордного. А если бы монопольный спецэкспортёр стараниями того же Чемезова комплектовался не по «блатному» принципу, то Россия могла бы выйти на первое место по поставкам вооружений. Так почему-же сейчас созданы все условия для внутренней и внешней конкуренции российских субъектов ВТС? Кто бенефициар этого процесса? При этом, бардак, созданный в области ВТС уже привёл к конкуренции отдельных субъектов на основных традиционных торговых площадках – Индии и Китае. Этим не применили воспользоваться конкуренты и успешно «подвинули» Россию в этих странах. В сотрудничестве с американцами тоже, как тереть уже понятно большие проблемы…
Недавнее заявление официального представителя МИД РФ Марии Захаровой, сделанное на очередном брифинге, подтвердило факт имеющихся проблем. Так «российский аналог Джейн Псаки» заявила: «Получалось так, что афганцы якобы обращались за содействием, а Россия якобы на это содействие никак не ответила…» и сообщила, что, якобы «…буквально пару недель назад между Москвой и Кабулом достигнута договоренность, которая определяет порядок оказания Россией военно-технической помощи Афганистану, в том числе в вопросах обслуживания и ремонта военной техники российского, либо советского производства». Однако, «наша Маша» не учла, что финансирование облуживания и ремонта вертолётов Афганской армии осуществляется за счёт бюджета НАТО и МО США. А это как раз проблематично сделать без американцев, напрямую договариваясь с афганцами. Хотя здесь возможно два варианта: первый – это бартер, но для этого надо в РФ реализовать очень много афганского товара, который как известно в узких кругах называется «наркотой» или второй вариант – выполнить ремонты и прочую поддержку за счёт российского бюджета на безвозвратной основе. В этом случае, за всё это «удовольствие» в конечном итоге заплатят граждане России. Но эта новость их вряд ли обрадует, так как такая схема чревата очередным повышением налогов с населения страны.
Кто ввёл в заблуждение российский МИД и предоставил дипломатам лживую информацию? Ровно как и президента страны Владимира Путина, который несколькими днями ранее на встрече с рабочими предприятия «Этерно» заявил: «Что касается вертолётостроения в целом, то холдинг «Вертолёты России» развивается успешно. За четыре года, по-моему, в два раза увеличилась выручка и чистая прибыль почти в два раза – 1,8, что ли. Так что холдинг продолжает развиваться.», хотя доподлинно известно, что информация эта не соответствует действительности. Более того, сложности и «турбулентность вертолётных рынков» официально признал глава РОСТЕХа Чемезов продлевая полномочия гендиректора холдинга, а ранее документально признал и Александр Михеев. Интересно, кто же главе государства готовит справки по вертолётной отрасли? И почему до сих пор не сделаны оргвыводы?
На самом деле всё обстоит с точностью до наоборот. На начальном этапе американцы планируют поставить Кабулу 53 вертолёта, а это значит, что такое же количество российских вертолётов, отработавших первый межремонтный ресурс спишут и выкинут на рынок по остаточной стоимости. В сообщении, со ссылкой на Reuters говорится, что общее количество вертолетов Black Hawk, поставляемых Кабулу, может достигнуть 159. Соответственно столько же вертолётов российского производства по бросовым ценам выкинут на рынок. В результате этого события возможное падение на внешнем рынке будет очень ощутимым, как в стоимостном выражении, так и в штуках. А значит, отрасль опять будут «тащить» бюджетными выливаниями повышая прямые и косвенные налоги на граждан России.
Видимо, предвкушая последствия такого активного «развития» вертолётного сервиса своими подопечными Александр Михеев опять делает попытку покинуть «тонущий» холдинг. Об этом в очередной раз сообщает ряд изданий со ссылкой на газету Коммерсантъ. И это, несмотря на то, что ранее Сергей Чемезов продлил его полномочия на очередные пять лет, заявив, что «Михеева на переправе» менять не будет. Видимо Александру Александровичу удалось уболтать Сергея Викторовича на недавнем совместном отдыхе в одной из «очень» южных стран, куда Сергея Чемезова пока пускают без особых проблем. Этому был посвящен их совместный отдых.
По некоторым сведениям, в хозяйстве Чемезова кадровые вопросы в обычном режиме нередко решаются на «посиделках».
Принесёт ли России дополнительные объёмы в военном экспорте это назначение – вопрос спорный. В назначении Александра Михеева для российской системы ВТС могут быть «подводные камни». Учитывая, что партнёр Александра Михеева по прямым закупкам вертолётов для Афганской армии через МО США бывший полковник Вергез в начале этого года был осуждён, возвращение Михеева в АО «Рособоронэкспорт» может быть воспринято американцами неоднозначно. Хотя в России это мало кого волнует, – главное трудоустроить своего человека. Ведь только такими принципами руководствуется горе-промышленник Чемезов, формируя кадровый состав подконтрольных ему структур (в том числе и некоторых министерств).
А пока Александр Михеев находится в должности гендиректора холдинга, в его хозяйстве регулярно происходят манипуляции. К примеру, недавно, под непосредственным руководством АО «Вертолёты России», входящие в холдинг КБ «перебрасываются» собственной недвижимостью. И объём сделки внушительный – 1,4 млрд. рублей. С какой целью в рамках единого холдинга (как уже несколько лет убеждают общественность) открылся «рынок недвижимости» непонятно. Возможно Александр Михеев на этой операции решил хапнуть на посошок. Если это так, то к этой операции стоит присмотреться правоохранительным органам повнимательнее…
Комментарии