далекое и близкое
Когда я была маленькая и училась в школе, у нас тоже были такие явления, как воровство, хулиганство, травля. А как же. Воровали ручки, карандаши, ластик хороший мягкий кох-и-нор со слоником запросто могли стащить, могли срезать пуговицы с зимней шубки или вытащить из кармана варежки (если до дома ехать минут 45 на перекладных, да по морозцу градусов в 20, это не описать просто, до чего неприятно), могли отрезать прядь волос с косы, испачкать меловой тряпкой форму, порвать фартук, дразнилками и приставаниями довести до слез и отчаяния. Это все вспоминать давно уже не больно, конечно, ведь столько лет прошло. Да и с воровством, например, насколько я помню, взрослые все-таки пытались бороться. Учителя проводили беседы, объясняли, стыдили, а пойманный за руку юный воришка весь шел красными пятнами, разражался слезами и соплями и обычно больше не крысятничал. С хулиганами было посложнее, потому что отношение к ним было более лояльное: ну, что с них возьмешь, мальчишки же, перерастут. Правда, и душераздирающих историй с членовредительством и кровавой вендеттой не помню, честно говоря. А сейчас как открою новости, так хоть стой, хоть падай: то опять забили кого-то чуть ли не до инвалидности, то придушили, то зарезали - и это все школьники. Видео еще снимают. Пора бы привыкнуть, но не получается. То есть я ведь тоже была в их возрасте и состоянии, отлично помню свои тогдашние детско-подростковые ощущения. Всяко бывало, и донимали жутко, но даже мысли всерьез навредить кому-то физически, изуродовать, убить никогда не возникало, да и не могло, наверное, возникнуть. И между мальчишками, чем старше они становились, тем проще решались любые вопросы - на словах, без рук, без быкования. Умом вроде бы понимаю, что времена изменились, но все равно не могу до конца постичь, насколько сильно.
Помню громкое дело: сынок одной дамы из самой высокой администрации нашей школы, сам школьник еще, вместе с группой соратников обносил по ночам припаркованные по району машины. Юнцов поймали и приняли серьезные меры, самых мелких поставили на учет, старшие пошли в колонию. Какой был скандалище! Стены тряслись, молнии сверкали, а мы, школьники, ходили по струночке, ситуацию обсуждали шепотом - позор же. Позорище. Мы ясно видели результат деятельности гоп-компании: мать того парня ходила черная от горя, потом уволилась, самих "героев" отстранили от занятий, да и потом долго еще вокруг них была как будто полоса отчуждения, никто не горел желанием сократить эту дистанцию.
А сейчас? Когда со всех сторон агрессивно насаждается культ успеха любой ценой, идея "кто сильнее, тот и прав" и "не пойман - не вор"... Сейчас воровство так же позорно или все-таки уже нет? Дети ведь воспринимают и мотают на ус не ту лицемерную ерунду, которую взрослые льют им в уши, а те убеждения, которые этот взрослый разделяет. Сам. Для себя. Когда никто его не видит и не слушает его разглагольствования о том, "как правильно".
Вот у моей старшей дочки в классе история приключилась. На мой взгляд, дикая совершенно. Есть мальчик Н. и мальчик А., а еще остальные мальчики, и, конечно же, классная руководительница. У мальчика Н. мобильник пропал. Мама пришла за ним в школу, стала звонить ему снизу, телефон отключен. Странно это ей показалось. Поднялась она в класс, тряхнула сына, хватились, а телефона-то у пацана и нету. И мальчики класса, видя такое дело, стали наперебой рассказывать, что самолично наблюдали, оказывается, как мальчик А. достал из портфеля мальчика Н. мобильник, отключил его и положил к себе в сумку. Где же этот мальчик А.? Ушел домой. Мама немножко психанула, написала заявление о пропаже, отдала завучу, стребовала с классной домашний номер мальчика А., вместе с классной вызвонила его и вызвала в школу " с вещами". мальчик А. сказал, что ничего не брал, но в школу вернуться согласился. Пока длился весь этот кипеш, мальчики класса, те же самые "очевидцы", которые только что буквально обвиняли А. и подробно рассказывали, как было дело... Случайно, совершенно случайно, честное слово, обнаружили украденный телефон где-то в хаосе и вечном бардаке за шкафом. Какая удача! Классная чуть ли не в ладоши хлопала, как же славно все разрешилось, ведь мама пострадавшего мальчика забрала свое заявление. И опять можно ничего не делать. Можно не замечать, что происходит с этими детьми, что творится в их головах и душах. Можно не извиняться перед дружно оболганным всеми мальчиком А. и обворованным, скорее всего, так же дружно мальчиком Н. Можно не придавать значения тому, что прямо сейчас, прямо вот тут, рядом, творится самое настоящее безобразие.
Так чему же я удивляюсь, когда смотрю очередной кошмарный ролик, снятый на мобильный, когда читаю очередную не укладывающуюся в голову историю из жизни деток? Нечему тут удивляться, все закономерно.
Комментарии
Но вот воровать по крупному, это уже "круто", своровав мало есть опасность понести наказание, обворовав же полстраны автоматически попадаешь в российскую "элиту".
Сейчас все зависит от размера украденного, булочку украдешь - посадят.
Миллиард украдешь - медаль дадут.