Общемировые глупости о правах
Можно говорить глупости, но не торжественным тоном.
Юлиан Тувим
10 декабря 1948 года, 68 лет назад, была принята Всеобщая декларация прав человека. В 1950 году в честь
Декларации, ООН учредила праздник: День прав человека, отмечаемый сегодня, 10 декабря. Текст Декларации состоит из 30 статей и является, как пишет Википедия, первым глобальным определением прав, которыми обладают все люди.
У меня другое представление о Декларации.
70 лет назад собрались люди, которые в первых строках преамбулы Декларации заявили, что «признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира». Собравшиеся люди любили использовать красивые и рыхлые слова, но были неспособны к построению непротиворечивых научных концепций, где каждое слово однозначно и на своём месте. В результате у собравшихся людей получился напыщенный документ, а не глобальное определение прав, не основа для написания законов, включая конституции. В том числе – и Конституцию России, принятую 23 года назад.
Права, если подходить к ним по-настоящему, по-научному, – это ценные возможности, разделённые между людьми. Мои возможности – это мои права, твои возможности – это твои права. Между моим и твоим – грань, которую запрещено преступать. Кто её преступит – преступник, нарушающий запрет. Необходимая составляющая права – наказание преступников, тех, кто покушается на чужое. С граней, очерчивающих возможности каждого, с запретов их преступать и ответственности за преступления должно начинаться любое определение прав.
«Права» Декларации – это нечто иное, нежели разграниченные между людьми ценные возможности. В Декларации нет разговора о преступниках и не предусмотрена ответственность за преступления. В Декларации все (ВСЕ!) объявлены достойными людьми, имеющими всевозможные права, в том числе право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность.
Декларация с первых своих строк говорит о каких-то равных и неотъемлемых правах.
Что такое равные права? Ведь у людей разные возможности. У одного, скажем много денег и прочего имущества, а другого – мало. Надо ли выравнивать эти возможности у людей? Если выравнивать принудительно, то это преступление. Что это за «права» с их равенством, если в этой концепции изначально заложено преступление! Чтобы сохранить любимое равноправие, авторы Декларации в статье 2 утверждают, будто люди обладают всеми правами и свободами без различия имущественного состояния. Это гуманитарная «логика» в самом худшем её смысле, когда то, что тебе не нравится, исключается из счёта. Пусть у тебя много денег, как бы говорят авторы Декларации, и пусть эти деньги дают тебе какие-то права, но, подсчитывая права, деньги и прочее имущество мы учитывать не будем, а потому мы объявим равноправными бомжа и миллиардера.
Неотъемлемые права? Но ведь права нельзя отнимать, поэтому лишнее говорить о правах, что они неотъемлемые. А отъемлемые права, права, которые у тебя вправе отобрать – вовсе не права. Что это за права, на которые ты не имеешь права. Однако авторы Декларации оперируют и правом отобрать права. В части 2 статьи 29 они претендуют на право отобрать права у тех, кто должным образом не уважает прав и свобод других людей. Я полагаю, что прав нарушать права в принципе не бывает, поэтому не нужно вначале наделять людей такими небывалыми правами, а затем отбирать у них эти права.
Декларация – это тугие узлы глупостей, которые выдаются за высшую мудрость. Эти узлы нужно разрубить, иначе невозможно будет вести созидательный разговор о праве. Иначе права будут постоянно нарушаться. Иначе преступники всегда будут иметь верх над нами, над правыми людьми.

Комментарии