О, этот маленький месье акцент!

На модерации Отложенный

Когда б владел я целымсветом,

Хотел бы веером симбыть:

Всех прохлаждал бы язефиром

И был бы всей вселеннойщит.

Н. МУЛЛЕР, художник.

Веер придумали очень давно в Китае и Японии, он пережил блистательный всплеск моды в Европе и… исчез. Сегодня им пользуются лишь в странах Юго-Восточной Азии.

Изначальная форма веера – опахало. Такая форма и материал (перья) были заимствованы у тропических птиц. Появление складных вееров в Европе связано с эпохой итальянского Ренессанса (XV – XVI века).Но настоящего триумфа веер достигает в эпоху рококо во Франции в XVIII столетии. Весь облик легкой, лукавой, одетой в шелка аристократки с припудренными волосами, белоснежной кожей и розово-фарфоровым личиком говорил о том, что веер ей был необходим.

Он стал тем гениальным акцентом, недостающим штрихом, который приближал ее образ к идеалу эпохи. В 1757 году в Париже вышла книга «Учебник четырех цветов» (Le Livre de Quatre Couleurs), подробно описывающая дамские туалеты и манеры. Отдельную главу в книге занимало описание «языка веера».

Это была целая система знаков. Нечто похожее на язык сигнальных флажков на кораблях, где любой взмах, положение, поворот имели определенный смысл и понимались без слов. Язык веера был общепринятой частью любовной игры. Ему уделялось большое внимание на уроках танцев и этикета.

Считается, что придумали эти знаки испанки, а француженки добавили к ним правила придворного ритуала (например, при появлении королевы веер мгновенно складывался).

Я не нашла никаких отрывков из этой книги, но в 1911 году в Москве вышел сборник правил хорошего тона, в котором несколько страниц посвящено искусству владения веером: «Хороший тон. Сборник правил, наставлений и советов, как следует вести себя в разных случаях домашней и общественной жизни», составленный «по лучшим русским и иностранным источникам А. Комильфо».

И вот некоторые советы из него:

 •Эмоциональный фон: 

– «Расположение, симпатия, любовь» – подать человеку веер верхним концом.– «Презрение» – подать веер ручкой вперед.

– «Сомнение» – закрывающийся веер.

– «Отрицание» – закрытый.

– «Скромность, неуверенность» – веер, раскрытый менее чем на четверть

.– «Одобрение» – раскрывающийся веер.

– «Безоговорочная всеобъемлющая любовь» – полностью раскрытый веер.

– «Волнение от известий» – резкие быстрые взмахи.

– «Ожидание» – похлопывание чуть раскрытым веером по раскрытой ладони.

– «Нерешительность» – прикрывание половины лица и глаза веером, раскрытым на треть.

– «Кокетство» – прикрытый подбородок и часть щеки с одновременным наклоном головы и улыбкой.

– «Поощрение» – замедленное помахивание веером раскрытым на «S» (поощрение, «я готова, жду» – замедленные помахивания веером раскрытым на ?)

– «Благодарность» – раскрывающийся веер с одновременным наклоном головы.

– «Невозможность» – полураскрытый, опущенный вниз веер.

  •Цветовое значение:

 – Белый – невинность;

– Черный с белым – нарушенный мир;

– Черный – печаль;

– Розовый с голубым – любовь и верность;

– Красный – радость, счастье;

– Вышитый золотом – богатство;

– Желтый – отказ;

– Шитый серебром – скромность;

– Зеленый – надежда;

– Убранный блестками – твердость и доверие.

– Голубой – постоянство, верность;

– Коричневый – недолговременное счастье;

  •Точная фразовая информация:

 – «Да» – приложить веер левой рукой к правой щеке.

– «Нет» – приложить открытый веер правой рукой к левой щеке.

– «Я вас люблю» – правой рукой указать закрытым веером на сердце.

– «Я вас не люблю» – сделать закрытым веером движение.

– «Мои мысли всегда с вами» – наполовину открыть веер и несколько раз легко провести им по лбу.

– «Я к вам не чувствую приязни» – открыть и закрыть веер, держа его перед ртом.

– «Я приду» – держа веер левой стороной перед тем, с кем идет разговор, прижать веер к груди и затем быстро махнуть в сторону собеседника.

– «Я не приду» – держать левую сторону открытого веера перед тем, с кем идет разговор.

– «Не приходите сегодня» – провести закрытым веером по наружной стороне руки.

– «Приходите, я буду довольна» – держа открытый веер в правой руке, медленно сложить его в ладонь левой руки

– «Будьте осторожны, за нами следят» – открытым веером дотронуться до левого уха.

– «Молчите, нас подслушивают» – дотронуться закрытым веером до губ.

– «Я хочу с вами танцевать» – открытым веером махнуть несколько раз к себе.

– «Вы меня огорчили» – быстро закрыть веер и держать его между сложенными руками.

– «Следуйте за мной» – похлопывание по ноге сбоку.

– «Я готова следовать за вами» – похлопывание по ноге спереди.

– «Отойдите, уступите дорогу!» – сложенный веер, направленный на мужчину.

– «Убирайтесь прочь! Вон!» – резкий жест сложенным веером рукоятью вперед.

Украшение вееров – высокое искусство. Один только перечень материалов, из которых их делали, завораживает: шелк, кожа ягненка,пергамент, черепаховый панцирь, слоновая кость, перламутр.Для отделки использовали цветы, бриллианты; вставляли в веера маленькие зеркальца,расписывали их сценками из жизни пастушков и пастушек, видами прекрасных замков и китайских пагод. Фантазия знаменитых живописцев превращала веера в настоящие произведения искусства.

В XIX и начале XX века веер остается лишь дополнением к бальному платью, но зато становится крупнее и уже является достоянием не только высшей аристократии, но и буржуазного класса.Женщины имели возможность подбирать веера в тон туалету, поскольку цены на них были весьма доступными.

В начале XX века большим успехом пользовались веера белого и черного цвета. А к 1915 году веер навсегда исчезает со сцены европейской моды.