Объем информации в нашей речи
Сегодня с сыном проходили по информатике тему «Объем информации».
В информатике объем информации рассчитывается очень просто: количество символов умножается на информационный вес каждого символа.
Информационный вес, в свою очередь, зависит от мощности алфавита, т.е. количества символов в исходном алфавите. Если алфавит состоит из восьми символов, то каждый символ имеет информационный вес, равный 3 бит (потому что 2 в 3 степени равен 8). Бит – это двоичный код, т.е. самый минимальный алфавит, состоящий из 2 символов. И если мы попытаемся перевести восьмисимвольный алфавит в двоичный, то для обозначения одного символа нужно использовать как минимум трехзначное двоичное число, например, 001, 010 и т.д. Поэтому информационный вес одного символа – 3 бит.
Рассчитанный таким образом информационный объем обозначает на самом деле не информацию, не содержание текста, а количество символов, с помощью которых он был передан. Получается, что объем информации в тексте стихотворения, состоящем из 300 букв равен случайному набору 300 букв. В информатике принято, что информационный вес всех символов алфавита одинаков – все буквы равны.
Но ведь в реальных текстах и языках частота символов различна: одни буквы встречаются чаще, другие – реже. То же самое относится и к сочетаниям букв (словам), и к сочетаниям слов (фразам). И объем полученной информации зачастую не связан с количеством слов и букв, но скорее с тем, насколько правильно они подобраны и скомпонованы друг с другом. Всё это рассчитать и оценить компьютер не в силах, потому что он не учитывает СТРУКТУРУ самого языка. Невозможно понять смысл текста только на основе знания алфавита.
Каким образом человеческое сознание вычленяет в потоке звуков или букв отдельные слова, смыслы, предложения, темы? Каким образом мы способны выделять целое и частное, обнаруживать недостаточность, неполноту информации, её логическую незавершенность, или наоборот – её полноту и законченность?
Слова – это всего лишь символы, указатели на реальные физические явления или объекты. Это своего рода ссылки, по которым отыскиваются, а вернее вызываются, воссоздаются нужные ощущения, образы и события в памяти. Человеческая речь – это набор ссылок для нервной системы, по которым составляется информационная карта и эмоциональный фон.
Чем беднее словарный запас людей, тем большее значение имеет эмоциональная составляющая речи, её интонация, её акустическая характеристика. Взаимодействие такого уровня происходит скорее по правилам физики, по неким гармоническим и психофизиологическим принципам, чем логическим законам.
Цель такого общения – установление контакта, единогласия.
И наоборот, чем богаче словарный запас речи, развитее терминология, тем большее значение приобретает информационная составляющая речи, её логическая завершенность и соответствие структуры речи описываемой ею объективной реальности. Такое общение возможно только при определенном уровне развития языка, когда он в достаточной мере структурирован и исследован. Цель такого общения – совершенствование самого языка как инструмента познания.
В чистом виде эти виды общения редко встречаются. Как правило, мы общаемся как с целью познания, так и с целью взаимопонимания. Без достаточно развитой речи и без соответствующего позитивного эмоционального настроя этого добиться невозможно.
В чем заключается позитивность эмоционального настроя, и почему это необходимо при информационном обмене? Она заключается в ЖЕЛАНИИ ПОНЯТЬ другого человека, в желании прийти к общему знаменателю, к истине, к единогласию в обсуждаемом вопросе. И, кроме того, она требует уверенности в том, что это вообще ВОЗМОЖНО. Но когда хотя бы один из собеседников убежден в том, что «у каждого своя истина» и невозможно прийти к взаимопониманию в данном вопросе, дальнейшее познание становится невозможным.
А что означает прийти к истине? Это не значит просто договориться и установить самовольно некий закон или порядок. Так могут поступать только политики. В науке это означает обнаружить некий высший уровень организации в природе, нечто целое и законченное, для которого все изученные до этого явления являются всего лишь частными случаями. И это открытие означает переход на более высокий уровень сознания. Оно влечет за собой пересмотр всего мировоззрения, переход к новой, более совершенной структуре естествознания, изменение информационной структуры речи, возможно даже и её фонетической структуры.
Но является ли этот процесс познания бесконечным? Иными словами, существует ли некая конечная истина, открытие которой означает получение совершенного, полного знания? Очевидно, что да. Рано или поздно, сознание становится настолько совершенным, что не нуждается в СВОЕМ совершенствовании. Но это не означает, что совершенной становится и сама природа, сама реальность. Но зато появляется совершенный инструмент, который позволяет осуществить казавшиеся несбыточными мечты. И это есть начало новой жизни – полной свершений и побед.
Чем больше в обществе людей, достигших совершенного сознания, тем быстрее начинает проявляться в нем истина. И рано или поздно она становится очевидной для всех. И в этом заключается самая главная и общая цель любого сообщества.
Комментарии
Комментарий удален модератором