Из жизни уездного города
Что такое есть уездный город по нынешним понятиям? Город с населением менее 500 тыс. чел. Райцентр, грубо говоря, но уже не село.
Ограниченность населения заранее отсекает ему многие возможности. Например, в Альметьевске населения – свыше 100 тыс., и у них там есть свой Драмтеатр. А у нас – меньше 100, и театра – нет: не собрать нам столько публики, и содержание театра не окупится даже близко. И торгово-развлекательный центр создавать бесполезно. И «Макдоналдс» строить. Но свои художники имеются: они могут кормиться преподаванием в Детской художественной школе. При СССР имелись даже художники на случайных заработках, так как без нынешней полиграфии и техники можно было кормиться на заказах нефтяников: стенгазеты, Красные уголки, настенные росписи и т.п.
Когда делят бюджет по городам, на малые остаётся… мало. Ну, сами понимаете: трамваев – нет, троллейбусов – тоже, артистов – нет, крупных стадионов и выставочных центров – тоже. Балетной школы – нет. Ни хрена нет и никогда не будет. Если только город не перевалит за 100, за 500 тыс. и т.д.
В крупных городах – и начальство покрупнее, а, стало быть, содержание школы и больницы тоже будет подороже. Чтобы всё было ближе к цивилизации, так сказать, т.е. не так позорно. Если при СССР у нас с родителей деньги собирали даже на краску, и нам, ученикам, самим приходилось что-то красить, а мой батя даже дверь в класс крагиусом обшивал, то в крупных городах такая художественная самодеятельность… ну, не комильфо совсем. Там «на это» деньги всегда найдут.
Вот объявили в «Вестях», что на российские города в 2017г. будет потрачено 20 млрд. руб. В России – 18 миллионников, т.е. лярдов 15 нужно только им: у них инфраструктура – на порядки сложнее, чем в малых городах. Итак, на малые и средние города остаётся лярдов 5. Поделите на количество городов – и выйдет с гулькин нос. При этом средние города получат побольше, чем малые.
При СССР малый город – это сборник шумного и грязного производства. Т.е., не требующего высококвалифицированной рабсилы. Ведь у нас нет ни институтов, ни академий, ни лабораторий – какое может быть точное производство??? На одном заводе бабы в две смены точили железки для Казанского авиазавода им. Горбунова, на другом – паяли вручную платы для бортовых ЭВМ «МиГов». Годы шли и шли, никаких изменений не наблюдалось: никого не переучивали, технологии – не менялись. А в 90-е годы на новшества денег уже не стало, и все это позакрывалось. Не нужны сейчас в авиации железяки, точёные на станках бабскими руками.
Без ВУЗов и академий малые города становились пристанищем бывших колхозников. Представьте: при царях 90% населения были крестьяне, а при СССР стало 85% горожан. А как так стало?- появилось множество городков, которых раньше не было, и заселялись они вчерашними крестьянами.
Теория этногенеза гласит: люди, переселяясь на новые места, стараются сохранить свой прежний уклад. В феврале 1949г. официально было разрешено держать в городах огороды: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4736.htm , и наши родители рьяно этим пользовались.
И не только огороды. В моём городишке во дворах понастроили сарайчики, в которых содержали кур и даже свиней. Моя тётка каждый год резала боровка, имея сарай в двух шагах от здания милиции. Индустриализация, вторая половина 20 века… Эти сарайчики так и стоят до сих пор.
Давайте на спор: возле каждого малого и тем более среднего города обязательно есть свиноферма. Которая как бы не городская, а совхозная. На самом деле при СССР туда ходила вахта с горожанами, помогавшими совхозникам. (А совхозники ездили маршрутным автобусом на работу в город…) Моя двоюродная сестра работала на такой, и даже меня, пацана, брала пару раз. Кстати, дети запросто ошивались и по цехам нефтяников: охраны, как таковой, не было, а начальство «не видело».
Производство птицы и яиц при СССР практически полностью перешло из деревень в города. Так как птицеФЕРМА не может гнать такой конвейер, как птицеФАБРИКА, на которой и вентиляция круглосуточная, и уколы надо делать курам, и корм витаминный по технологии выдавать.
Это я к тому, что горожане, уходя в города, удивительным образом тянули за собой и производство с/х продукции. Об этом «экономическом чуде» я скажу ещё пару слов ниже.
В то время как другие страны создавали машины для уборки овощей, СССР шёл своим путём: привлекал рабочих, школьников и студентов для ручной работы на колхозных полях в рабочее время. В моём городе с шестого класса мы уже бегали за картофелекопалками, а, став студентом техникума, я с одногруппниками копал колхозную картошку вручную. То ли копалок не хватало, то ли патриотизм нам разогревали – как знать?
Пололи мы свёклу и капусту, собирали, кроме того, ещё и морковь, картошку. И камни я по полям собирал: в Татарстане они прут из земли, как грибы, каждый год.
Странные были в СССР понятия об экономике: бросать людей от станков и парт на с/х или овощи лопатить на базы ОРСа. Ведь план – он у все план, не так ли? И всем надо свой план выполнять. Но нет: предприятие получает приказ – и отсылает работников «на сторону».
Была у нас в городе Камышлинская котельная. Строили её несколько лет всем городом: зимой – от снега очищали, а летом предприятия выделяли туда подсобников. Из 4-х месяцев практики от техникума я месяц там кирпичи таскал. Для общего развития, так сказать. (Сейчас блочную котельную монтируют за несколько месяцев, и работает она АВТОМАТИЧЕСКИ, без людей.) Но слышал я истории о том, что кое-где даже кооперативные жилые дома строились точно так же: граждане платили «ипотеку» и для ускорения сами же запрягались на подсобные работы.
Даже сами стены клали, мама дорогая! На энтузиазме.
Вот такие у нас при СССР работали экономические принципы… В моём малом городе не было НИ ОДНОЙ станции техобслуживания, так как машин было мало, а все проблемы решались самими мужиками в своих гаражах на выходные. И решались: автомобили были примитивные, и их механику легко понимали даже вчерашние колхозники. Именно поэтому Жигуль-«копейка» шёл с конвейера 20 лет, что для западных стран в принципе немыслимо: там работает принцип непрерывной модификации и совершенствования. А не как у нас: создали в 70-е годы Як-40, Ту-134 и Ту-154 – и на этом развитие гражданской авиации остановилось, пока уже наши «тушки» в 21 веке перестали принимать за границей как излишне шумные.
Как раздавали жильё в моём городе при СССР? Нужно было принести в профком справку, что у тебя на 1 чел. менее 10 кв.м. общей площади. Или живёшь в аварийном или ветхом доме, в бараке, в общаге, угловым. Никто на халяву жилья работягам не раздавал: запишись в профкоме в очередь – а там будет видно…
Как расселить миллионы людей, пришедших из деревень? Строить дома побыстрее и ПОДЕШЕВЛЕ: никто права качать не будет. Кирпич, цемент, деревянные полы, примитивные окна, двери, фурнитура, масляная краска, побелка – вот такие «технологии» благополучно пережили царские времена и дошли до окончания социализма, все 70 лет. Шифер, линолеум, панельные дома – сколько навскидку вы вспомните новшеств в строительстве в СССР? И сколько из них являются «чисто своим» изобретением, а не запоздалой копиркой с Запада?
Последний «дом барачного типа» в моём городишке снесли уже в 21 веке.
Бывшие крестьяне оказались заточены на взаимовыручку. Зарезать свинью обычно собиралось несколько семей, так как палить, скоблить, промывать потроха – это работа тяжёлая и муторная. На уборку своей картошки в колхозном поле тоже звали на помощь друзей и родственников. Много было романтики: люди в грузовиках без тента, «КрАЗ»- площадка, облепленный мешками с картошкой. ГАИ как будто ничего не видело.
А вот содержать КОРОВУ в пригороде – это нечто… Нефтяники едут по заявке на скважину, заодно косят там сено и везут домой в своих автофургонах. Начальство, типа, ничего не видит и не знает: все ж ведь свои… Полевые работы – они тяжёлые, и мужикам надо МЯСО и сметану, а в магазинах мяса нет: малому городу – не положено, бери на рынке колхозное. А оно там – не каждый день, а частники продают не за 2, а за 5 руб./кг. Сметана тоже, кстати, бывала с перерывами, но мы приловчились: если в одном магазине – нет, то иди в другой. Город ведь малый, и все 4 молочных магазина можно обойти за час.
За молоком очередь – минут на 20, но если молокозавод закрыт на ремонт, то и два часа простоять можно: в этом случае молоко нам возили из Бугульмы. Причём, молоко – в одном магазине, хлеб – в другом, кулинария – в третьем.
Сливки бывали раз в год. И не каждый год. Только кулинарный жир лежал постоянно.
Лекарства – аспирин и «горячие уколы». Если ты серьёзно заболел, то доставать лекарства надо в Казани или Самаре,- в миллионниках. Как хочешь.
Большие города – это не только лекарства, но и товары вообще. Моя мать, попадая в Москву, как с цепи срывалась, закупая рыбу, мясо, индейку. Даже несколько ковров из Москвы привезли. Поезд останавливается, и из вагонов вываливают сумки, мешки, баулы – чёрт те что. Как будто беженцы приехали. Эх, вспоминаю я слова однокурсника по институту Владика, москвича: «В Москве жить очень даже можно, если бы приезжие всё не скупали!» Мы, стало быть, при СССР москвичам жить мешали…
Мясо из Москвы доезжало уже с душком, но это пустячок. Колбаса лучше сохранялась. А осенью из нашего города ехали толпы в Самару – за вишней и свежей рыбой. Даже от предприятий автобусы заказывали на такие поездки.
Про «доставание» модных шмоток, тем более – в малом городе, – ну, про это роман можно написать. Но у нас БЛАТА не было, так что по этой теме я ничего конкретного сказать не могу. Это сейчас крутая иномарка является твоим показателем успеха, а раньше можно было ходить в альпинистских «дутиках» с люминесцентным покраской – и ты был бы первым парнем на деревне.
Вся жизнь у людей в малом городе проходила в борьбе с бытовыми неудобствами, но это считалось как бы само собой, неизбежная часть жизни. Никто не смел жаловаться, что-то критиковать: отучил их Сталин от жалоб очень крепко. Нехватка товаров, странные экономические отношения – и все молчали. Вроде как ничего особенного: ведь все ж так живут, а мы – как все…
Сейчас, в 21 веке, малому городу положено уже чуть больше, чем при СССР. Кроме того, что не нужно топтать магазины в поисках товаров, могу добавить, что сейчас в наших дворах положено создавать детские площади силами ЖЭКов (в ОБЯЗАТЕЛЬНОМ порядке), и спортивные площадки - по федеральной программе. В моём городе построили теннис-холл и площадку для скейтборда, согласно требованиям времени, но на боулинг, увы, нужно ездить в соседнюю Бугульму.

Комментарии
Люди едут туда, где жизнь.
НТП в первую очередь коснулся отраслей, где много ручного труда.
У нас это сельское хозяйство.
Надо понимать, что мы никогда не сможем построить развитое и цивилизованное общество, если у нас в нём будет трудиться треть населения.
На мой взгляд в России этот показатель должен быть на уровне 10%.
Есть и научный термин - урбанизация.