Гусиное озеро, или Гастроли украинского балета в Германии

На модерации Отложенный

Несколько дней назад я встретил в интернете афишу гастролей украинского балета «Лебединое озеро» в Германии:

Чей же это балет? Кто, например, написал музыку? Может быть, Чайковский? Это на афише не указано. Видимо, музыка народная.

Кстати, прямо сейчас Киевская Национальная музыкальная академия имени Чайковского подвергается нападкам нацистов за отказ немедленно убрать имя Чайковского из своего названия. Классические музыканты неожиданно оказались твёрже многих прочих, но, похоже, у них будут из-за этого проблемы.

Всё-таки классическая музыка мощно выпрямляет позвоночник. Слава Богу, что она у нас есть! Отдельный поклон немцам за Баха и Моцарта.

(Подпись к картинке:) Здание Киевской Национальной музыкальной академии имени П.И.Чайковского. Высокая русская архитектура, очень мало напоминающая украинскую мазанку с соломенной крышей. Возможно, обитающим в ней музыкантам, кроме классической музыки, помогают и эти благородные стены.

 

 

А вот украинские балеруны, несмотря на тренированность своих мышц, не оказались твёрдыми и предлагают балет Чайковского без имени автора. Невыносимо русского автора.

Итак, украинцы повезли в страну Баха балет неизвестного сочинителя.

 

«Балет высочайшего уровня!»

В Берлин, видимо, решили до времени не лезть и пока устроить чёс по провинциальным городкам: в афише указано, что действо состоится в Бохуме (город в Рурском регионе с населением около 360 тысяч).

Слева внизу жёлтыми буквами обещается: «Балет высочайшего уровня!». Гм… я вспоминаю, как одна моя добрая знакомая рассказывала мне о своей поездке в Киев во второй половине 1980-х годов. Среди прочего, она попала там и на балет (кажется, это и было «Лебединое озеро»), и так как сидела она довольно близко, то первым делом стала наблюдать, как после каждого прыжка (точнее, приземления) от досок сцены взлетают клубы пыли. Девушка умела ценить чёрный юмор и нашла сочетание классической темы балета и этих клубов пыли прекрасным.

Далее она обратила внимание на то, что солисты имеют странно раскрасневшиеся лица. С течением времени движения танцоров становились всё более неловкими и, наконец, наблюдательница поняла, что они просто пьяны. Очевидно, мастера балета накатили для раскованности прямо перед выходом на сцену, и симптоматика опьянения прогрессировала по мере проникновения алкоголя в кровь.

Моя знакомая была совершенно захвачена развитием этих алкогольных событий и ждала, что же в конце концов будет. И её ожидания не были обмануты: в кульминационный момент главный герой с грохотом уронил (видимо, с высокой поддержки) главную героиню и упал на неё сам. Дева-зрительница была в полном восторге; даже лет через десять после описываемых событий, рассказывая о них мне, она сияла, как ребёнок.

(Подпись к картинке:)   Задумывалось, видимо, что-то вроде этого.

 

 

Пьяные падают удачно, так что ни одно использованное в этом представлении животное не пострадало. Солисты поднялись в клубах пыли и как ни в чём не бывало продолжили свои пляски.

Таков был уровень киевского «классического балета» в конце Советской власти. Так как после этого Украина катилась исключительно вниз, могу предположить, что сейчас этот уровень, как минимум, выше не стал. Ну разве что в Германии жрать водку перед выходом на сцену, скорее всего, не будут.

Кстати, устроители этих гастролей даже не смогли написать по-немецки афишу. Первая строка («The CROWN of UKRAINIAN CLASSICAL BALLET») там на английском, остальное — на немецком. Видимо, укры сочли, что главное – чтобы все буквы были иностранные, а английский, немецкий — да кто их там различает, их дело деньги давать!

А ведь танцевать в классическом балете потруднее, чем написать афишу.

 

Так что то, что они там спляшут, вряд ли будет напоминать балет Чайковского. В этом смысле отсутствие его имени на афише совершенно правильно.

 

Укроперспективы «Лебединого озера»

Сейчас на Украине идёт наша спецоперация. Если всё пойдёт, как надо, то по её завершении нацизма на территории бывшей Украины не будет. Но если бы укры и их хозяева были поумнее, и спецоперация не началась бы (или если укронацисты сохранят заметную часть территории бУССР), то как лет через двадцать выглядели бы украинские постановки «Лебединого озера»?Думаю, что примерно следующим образом.

 

Гусиное озеро — либретто

Акт I

Сад около дома сельского головы, веселье молодёжи. Его волевая жена Головчиха намерена выдать своего сына Тараса за жену, о чём и сообщает ему. В виде особого акта родительской любви ему позволяется выбрать жену самому — завтра на сельском празднике. Веселье молодёжи продолжается, украинские песни-пляски сменяют одна другую.

Все одеты в вышиванки, парни дополнительно имеют шаровары и теменной монопейс.

Но Тарас опечален: он бы ещё попил-погулял на свободе. Увидев стадо гусей, уверенно направляющихся прочь из деревни, он задумчиво идёт за ними.

 

Акт II

Стадо гусей приводит его к постапокалиптическому пейзажу, имеющему черты разрушенных АЭС и НПЗ. В центре — тёмное озеро, на берегу которого стоит трактор «Беларусь» с российским флагом-триколором.

Самая крупная гусыня превращается в очень дородную и пышноформенную дивчину Оксану. Другие гусыни превращаются в девушек такой же комплекции, но размером поменьше. Оксана открывает Тарасу тайну: она и её подруги заколдованы Злым Русским Гением, живущим в этих развалинах, и могут временно превращаться обратно в людей только ночью и на берегу этого озера. Тарас выражает желание немедленно утопить колдуна в озере, но Оксана отвечает, что толку от этого не будет. Только немедленная женитьба на ней здорового и работящего юноши может уничтожить чары колдуна. Очарованный Тарас клянётся ей, что именно это он завтра и сделает.

Беседу Тараса и Оксаны подслушал обитающий в индустриальных развалинах Злой Русский Гений.

Наступает рассвет. Девушки снова должны превратиться в гусей. Оксана предупреждает Тараса, что если он нарушит клятву, то Злой Русский Гений превратит всё его село в постиндустриальный пейзаж. Но Тарас уверен в своей решимости.

 

Акт III

Сельский праздник на главной площади украинского села. В центре укреплён большой портрет Бандеры (в экспортном варианте сценария — большой дидух). Появляются шесть девушек (в экспортном варианте — три девушки и три юноши); из них Тарас должен выбрать себе будущую супругу.

Но нет самого Тараса. Наконец, появляется и он — но он печален и не хочет смотреть ни на одну из кандидаток, так как верен своей Оксане.

Тут появляется неизвестный гость — Злой Русский Гений. Одет вроде бы обычно, и монопейс на месте; но на нём чёрный плащ и чёрные шаровары, а совсем выдаёт его косоворотка вместо вышиванки. Он привел на бал толстую свинью Шмаксану, идущую на задних ногах. Шмаксана поразительно похожа на Оксану, но это всё же не Оксана.

Злой Русский Гений пытается привлечь Тараса на свою сторону: время от времени он распахивает плащ, к изнанке которого прикреплены сверкающие гаечные ключи, топоры и прочие соблазны цивилизации. Но Тарас непреклонен: он думает только о своей Оксане.

Тогда Злой Русский Гений приказывает Шмаксане очаровать Тараса и взять его за себя в мужья. Под песню «Ты ж мэнэ пидманула» Шмаксана пляшет с Тарасом и очаровывает его

Тарас принимает свинью за Оксану и объявляет матери о своем решении жениться на ней. В знак этого он поднимает вверх своей левой рукой правую переднюю ногу Шмаксаны, а свободной правой рукой зигует на портрет Бандеры (в экспортном варианте — протягивает правую руку вверх к голове дидуха). Колдун торжествует. Клятва, данная Тарасом Оксане, нарушена, теперь Оксана и ее подруги погибнут. Вдали появляется Оксана, колдун со злобным смехом указывает на неё Тарасу и исчезает вместе со свиньёй.

Тарас понимает, что его обманули, и в отчаянии спешит к Гусиному озеру.

 

Акт IV

Берег Гусиного озера. Мрачная, тревожная ночь. Оксаны почему-то нет. Её подруги встревожены, но занимаются обычными делами, например, обучают маленьких гусят танцевать.

Является потрясенная горем Оксана. Она рассказывает подругам об измене Тараса. Девушки-гусыни тоскуют: теперь освободиться от чар колдуна не удастся.

Вбегает Тарас. Он поясняет, что ничего он не нарушил, так как клялся в верности Оксане, за которую и принял подложенную ему свинью.

Из трактора «Беларусь» появляется разъярённый Злой Русский Гений, который насылает на влюблённых бурю, громы и молнии. Но ничто не может разрушить трогательное единство юных влюблённых.

Тогда Злой Русский Гений сам вступает в единоборство с Тарасом, в результате чего погибают все. Трактор с российским триколором поглощает разверзшаяся земля, остатки градирен и нефтеперегонных колонн рассыпаются.

Первые лучи солнца озаряют пейзаж столь мрачный, что изначальная картина кажется по сравнению с ним детской колыбелькой.

Чары Злого Русского Гения разрушены.

 

*   *   *

 

В общем, такие перспективы у украинского балета при условии его сохранения. Наверно, особой популярностью будет пользоваться танец маленьких, но очень пышных гусят. Вместо «Танца с саблями» будет «Танец с горшками» и т.д.

Украина всё портит.

Такой балет нам не нужен.

 

Так что будем надеяться, что после нынешней войны от Украины не останется ни одного квадратного сантиметра.