Угроза утечки мозгов достигла критического уровня

По данным опроса НАИРИТ среди молодых российских ученых, 63% хотели бы заниматься наукой за рубежом и всего 26% - в России (11% не определились). Это совпадает, кстати, и с цифрами не так давно проведённого опроса Суперджоб.

Среди основных причин профессиональной эмиграции они назвали отсутствие техбазы: доля нового оборудования в российских НИИ не превышает 20%. На втором месте - низкий уровень зарплат и социального обеспечения: заработок молодого ученого редко превышает 15 тыс. рублей. Естественно, отпечаток на ситуацию накладывает и низкая востребованность результатов научной деятельности (уровень принятых к разработке инвестиционных идей равняется 1%). 

В настоящее время в российском инновационном секторе складывается критическая ситуация, связанная с большим оттоком на работу за рубеж наиболее талантливых молодых ученых, научных специалистов и разработчиков. Только в прошлом году в рамках профессиональной эмиграции в США уехало 56 тыс. человек, в Израиль - около 13 тыс. человек , в Австралию - 12 тыс. человек, в Германию - 9 тыс. человек и в Канаду - 8 тыс. человек. Всего же по данным Фонда ООН в области народонаселения (ЮНПФА) с 1992 года из России эмигрировало более 3 млн. специалистов.
Столь высокие темпы профессиональной научной эмиграции объясняется, прежде всего, агрессивной политикой ведущих западных государств и государств Юго-Восточного региона по привлечению наиболее талантливых и перспективных ученых из других стран мира к работе в своих научных и высокотехнологических секторах.

Наибольший интерес вызывают математики, физики, химики, специалисты в области информационных и биотехнологий.

При этом главным объектом интереса являются не просто ученые, а наиболее креативная их часть из числа молодых ученых до 30 лет, способная не просто к стандартной научной работе, а к формированию новых революционных идей и технологий. То есть те ученые, чьи идеи и являются основной технологического и инновационного развития.

Для привлечения научных талантов приняты и реализуются специальные государственные программы. Это включает в себя создание большого числа высокооплачиваемых рабочих мест непосредственно для иностранных специалистов, предложение льготных условий ассимиляции и получения гражданства, предоставление широкой программы социального обеспечения.

В настоящее время подобные программы реализуют США, Великобритания, Германия, Франция, Израиль, Австралия, Китай, Южная Корея, Япония, Канада, Малайзия, Сингапур и др. При этом во многих странах утверждены специальные квоты на привлечение иностранных научных специалистов. В США этот показатель составляет 300.000 вакансий, в странах Европейского Союза - 500.000, в Японии - более 200.000.

Результатом реализации данных программ стало то, что на сегодняшний день более 90.000 только молодых российских молодых ученых и специалистов на постоянной основе работает в США, 40.000 - в Германии, 20.000 - в Великобритании, около 4.000 - в Японии и около 25.000 - в Китае.