Кошки в средние века: что в средневековых рукописях сказано о домашних животных наших предков

На модерации Отложенный

 

В средние века у кошек была плохая репутация. Их предполагаемые связи с язычеством и колдовством означали, что к ним часто относились с подозрением. Но, несмотря на их связь со сверхъестественным, средневековые рукописи демонстрируют удивительно игривые изображения наших пушистых друзей.

Из этих (часто очень забавных) изображений мы можем многое узнать о средневековом отношении к кошкам — не в последнюю очередь о том, что они были центральным элементом повседневной средневековой жизни.

В средние века мужчин и женщин часто узнавали по животным, которых они держали. Домашние обезьяны, например, считались экзотикой и признаком состоятельности владельца, потому что их привезли из дальних стран. Домашние животные стали частью личной идентичности знати. Содержание животного, которому уделялось внимание, ласка и высококачественная еда в обмен на отсутствие какой-либо функциональной цели, кроме дружеского общения, означало высокий статус.

Для мужчин и женщин с высоким статусом в средние века не было ничего необычного в том, что их портрет был завершен в компании домашних животных, чаще всего кошек и собак, чтобы обозначить их высокий статус.

Часто можно увидеть изображения кошек в иконографии пиров и других домашних пространств, что, по-видимому, отражает их статус домашних животных в средневековом домашнем хозяйстве.

В «Тайной вечере» Пьетро Лоренцетти кошка сидит у огня, а маленькая собака облизывает тарелку с объедками на земле. Кошка и собака не играют никакой повествовательной роли в этой сцене, а вместо этого сигнализируют зрителю, что это домашнее пространство.

Точно так же в миниатюре голландского Часовника (распространенный тип молитвенника в средние века, который отмечал разделение дня особыми молитвами) мужчина и женщина изображены в уютной домашней обстановке, в то время как за ними хорошо ухаживают. кот смотрит из нижнего левого угла. Опять же, кошка не является ни центром изображения, ни фокусом композиции, но она принята в этом средневековом домашнем пространстве.

Как и сегодня, средневековые семьи давали своим кошкам имена. Например, кошка 13-го века в аббатстве Болье была названа «клещом» в соответствии с надписью зелеными чернилами, которая появляется над рисунком этой кошки на полях средневековой рукописи.

В средневековом доме о кошках хорошо заботились. В начале 13 века в отчетах поместья в Куксхэме (Оксфордшир) упоминается сыр, купленный для кошки, что говорит о том, что они не были оставлены на произвол судьбы.

На самом деле, королева Франции 14-го века Изабо Баварская тратила огромные суммы денег на аксессуары для своих питомцев. В 1387 году она заказала для своей любимой белки ошейник, расшитый жемчугом и скрепленный золотой пряжкой. В 1406 году была куплена ярко-зеленая ткань, чтобы сшить для ее кошки специальный чехол.

Кошки также были обычными компаньонами для ученых, и хвалебные речи о кошках не были редкостью в 16 веке. В одном стихотворении кошка описывается как светлый и самый дорогой спутник ученого. Подобные хвалебные речи предполагают сильную эмоциональную привязанность к домашним кошкам и показывают, как кошки не только подбадривали своих хозяев, но и отвлекли их от тяжелого умственного труда чтения и письма.