Консерваторы определились. Фийон с ними
Бывший премьер-министр Франции Франсуа Фийон (François Fillon) стал единым кандидатом на пост президента страны от правоцентристской партии «Республиканцы» (Les Républicains).
Нынешний депутат Национального собрания от второго парижского округа 62-летний Фийон неожиданно легко выиграл праймериз у 71-летнего мэра Бордо Алена Жюппе (Alain Juppé), набрав по сравнению с ним вдвое больше голосов – почти 67% против 33%. В первом круге партийных выборов «вечно второй» опередил бывшего президента Николя Саркози (Nicolas Sarkozy), однако в качестве фаворита следующего тура не рассматривался. Впрочем, к тому, что исход выборов в последнее время часто решается вопреки прогнозам, мы уже привыкли.
Проигравший официально признал победу своего младшего товарища по партии и пожелал ему успеха на президентских выборах. Недавние соперники хорошо знают друг друга, оба в разные годы возглавляли правительство страны – Жюппе во время президентства Жака Ширака (Jacques Chirac), Фийон – когда президентом был Саркози. Любопытно, что при этом каждый из них на правах министра входил в Кабинет другого. Особенно показательным стал случай – всего лишь третий в истории Франции, когда бывший премьер Жюппе согласился работать министром в правительстве своего бывшего министра Фийона.
После неожиданной победы на праймериз последний выдвинулся в первый ряд претендентов на место в Елисейском дворце. Он во многом изменил политическую систему координат Франции. В будущем противостоянии c Марин Ле Пен (Marine Le Pen), главой крайне правого «Национального фронта» (Front National, FN), Фийон считается сильной фигурой, вполне способной оттянуть на себя солидную часть её электората. На его победу, да ещё с таким преимуществом, националисты явно не рассчитывали, что вынуждена была признать и Марион Марешаль-Ле Пен (Marion Maréchal-Le Pen) – депутат от FN и племянница его руководительницы.
Дело в том, что у Фийона и Ле Пен во многом похожие программы. Наряду с националистами одни и те же «страшилки» (потеря национальной идентичности, необходимость ограничения иммиграции, проблемы глобализации и прочее) будут эксплуатировать в ходе выборов и «республиканцы». С той лишь разницей, что они считаются в обществе более «рукопожатными».
Впрочем, это ещё отнюдь не гарантия того, что Марин Ле Пен не станет президентом Франции: после выборов в США ни в чём нельзя быть уверенным.
В отличие от националистов, французские левые рады, что победу на праймериз одержал Фийон: в его лице они приобрели почти идеального для себя противника – консерватора и ревностного католика. В долголетней идеологической борьбе именно с такими кандидатами давно отточены их простые аргументы: левое против правого, прогресс против регресса. Правда, это чёрно-белое восприятие мира срабатывает далеко не всегда и тем более – в отношении самого Франсуа Фийона.
Этот парень совсем не прост: хотя в социальном смысле он консерватор (противник абортов и однополых браков), но остаётся либеральным реформатором в экономической сфере. Фийон был одним из немногих правых, поддержавших отмену смертной казни; выступает за добычу сланцевого газа и за увеличение пенсионного возраста до 65 лет. Примером для себя считает бывшего британского премьер-министра Маргарет Тэтчер (Margaret Thatcher). Заявляет о своём намерении привести в порядок госбюджет, за пять лет сократив расходную часть на 100 млрд евро. Хочет оживить рынок труда, сократив 500 000 рабочих мест в госструктурах, отменив 35-часовую рабочую неделю и снизив налоги для предприятий. Во внешней политике планирует отмену санкций и сближение с Россией.
Неудивительно, что действующий президент Франсуа Олланд (François Hollande) расценивает победу Фийона как подарок небес для социалистов: ведь потенциальный обитатель Елисейского дворца намеревается изменить социальную направленность внутренней политики страны и уже одним этим способен создать против себя единый фронт левых сил, которым сейчас так не хватает сплочённости. Благодаря этому и сам Олланд может получить чисто теоретический шанс на переизбрание, хотя сегодня его рейтинг ниже плинтуса. Вероятность того, что он останется на посту, близка к нулю, а вот у Фийона шансы стать президентом довольно велики.
По мнению кандидата от «республиканцев», Франции нужна правда и реальные действия. «То, что нас объединяет, гораздо важнее того, что разъединяет, – говорит он. – Я протягиваю руку всем, кто хочет послужить нашей стране». Посмотрим, получит ли его жёсткая предвыборная программа поддержку избирателей.
Комментарии