Тибетское чудо - китайский Тибет
Крыша мира. 50 горных вершин высотой выше семи километров цепляются за облака. Без такой крыши мира и всему человечеству будет не уютно
Пример стремительного развития даже отдаленных окраин - это, безусловно, китайский Тибет. Буквально за несколько лет жизнь там изменилась невероятно, а тибетские монахи на высоте четыре тысячи метров, под крышей мира, теперь осваивают новейшие технологии. Тибет.
50 горных вершин высотой выше семи километров цепляются за облака. Где-то внизу в ущельях прячутся древние монастыри, хранящие вековую мудрость. До некоторых буддистских монастырей, как много веков назад, можно добраться только единственным транспортом - на низкорослых тибетских лошадках, привыкших к высокогорью. Раньше они возили монахов, теперь - туристов.
Монастырь "Юмблакан" или "Дворец на коленях горного оленя". Шесть монахов пребывают в медитации и чтении мантр. "Этот дворец является первым дворцом в Тибете. Он построен две тысячи лет назад. У нас говорят, что нет никакого дворца раньше этого и нет ни одной мантры раньше этой", - рассказывает Пубу Доди, настоятель монастыря "Юмблакан".
От мантр и священных барабанов настоятеля монастыря Пубу Доди постоянно отвлекает звонок сотового телефона под рясой. Настоятель искренне радуется проникновению китайских технологий на высоту четырех километров. В заоблачном монастыре есть электричество, водопровод, спутниковое телевидение и Интернет.
Времена культурной революции, когда буддистские храмы разрушали, а монахов разгоняли по домам, безвозвратно ушли. Однако вопрос об его отношении к Далай-ламе приводит настоятеля в замешательство. "Я еще молодой и, можно сказать, родился и вырос при неусыпной заботе Коммунистической партии Китая. Поэтому я верую только в Панчен-ламу," – говорит Пубу Доди, настоятель монастыря "Юмблакан".
Панчен-лама - это воплощение живого Будды которого активно поддерживает Коммунистическая партия Китая. После смерти десятого Панчен-ламы китайские власти вместе с монахами начали активно искать его новое перерождение. Были выбраны три младенца. Спустя пять лет жребий, брошенный в золотую урну, решил их судьбу.
Китайское правительство настолько серьезно стало подходить к вопросам религии, что тогдашний председатель Китая Цзян Цзэминь посчитал нужным лично встретится с маленьким Буддой. "Приветствуем 11-го Панчена и всех из делегации монастыря "Ташильхунпо". Добро пожаловать. Мы должны сказать, что сегодня очень счастливый день", - говорил Цзян Цзэминь.
Сейчас Гьялцэну Норбе уже 20 лет. Он живет в основном в Пекине под постоянной охраной. Мы были первыми иностранными журналистами, с которыми Панчен-лама согласился встретиться и дать интервью.
"Уважаемый Панчен-лама, какое сейчас место занимает Буддизм в современном социалистическом Китае? Много ли сейчас в Китае верующих?" – спрашивает журналист.
"Между нами и государством отношения вполне дружественные. С точки зрения правительства, оно защищает права представителей буддизма в отправлении религиозных обрядов. С точки зрения буддистов, они поддерживают и активно претворяют в жизнь политику государства по развитию страны и улучшению жизни народа", - отвечает Панчен-лама XI.
Панчен-лама говорит, что сейчас Китай тратит миллионы юаней на восстановление разрушенных в годы культурной революции монастырей.
Полностью отреставрирован дворец Потала, бывшая резиденция Далай-ламы. Теперь здесь государственный музей, но тысячи буддистов продолжают съезжаться в Лхасу со всего Тибета. Вращая тысячи барабанов с мантрами, они совершают ритуальный обход Поталы. Один поворот барабана - одна прочитанная молитва.
Эта веселая старушка пришла в Поталу пешком, пройдя 200 километров с рюкзачком за плечами и постоянно пританцовывая.
Китай в последние годы пытается доказать, что Тибет - это не заброшенная и удаленная провинция, и как после экономических реформ на высокогорье стало легче жить и дышать. Причем, буквально. "У нас каждый гостиничный номер оснащен кислородным баллоном, если из-за высоты вам будет плохо, откройте клапан и вставьте в нос трубочку", - говорит сотрудник отеля.
В железнодорожных вагонах тоже есть подкачка свежего кислорода.
Это самая высокогорная дорога в мире.
Китайский БАМ строился почти 30 лет. Скалы, каньоны и вечная мерзлота. Две тысячи километров на высоте четырех. Автострады, мосты, отели.
За полмиллиарда юаней построили новый университет в Лхасе. В университете восемь тысяч студентов. В основном это дети пастухов яков с самых отдаленных заоблачных пастбищ, где жизненный уклад не менялся столетиями, и где даже вода закипает при 80 градусах.
Традиционный тибетский чай из горных трав смешивают в ступе с маслом яков. Считается, что он нормализует давление. "Жизнь постепенно улучшается. У меня уже есть бесплатная медицинская страховка", - говорит Лобу, житель деревни. Больница тибетской медицины для пастухов, скорее напоминает офис банка: стекло и бетон. Полностью современная диагностическая техника. Но врач Гэсан Цыжень к компьютерам не прикасается. Он щупает пульс у пациентки из горной деревни, цокает языком и просит кружку с ее анализами. "Наш тысячелетний опыт надежнее компьютера. Мне достаточно смешать утреннюю и вечернюю росу больной, чтобы определить все ее болезни", - говорит Гэсан Цыжень, врач тибетской медицины.
Лечат от всех болезней в ваннах из орехового дерева. Пациента погружают в воду с целебными горными травами. "Наше слабое место - это полостные операции, но основа тибетской медицины в том, чтобы не допускать развитие болезни до хирургического вмешательства", - объясняет Байджа, врач тибетской медицины.
Тибет сегодня - это бесконечные магазины, ремесленные мастерские и небольшие фабрики по производству лекарств из тибетских трав. Как и во всем Китае, здесь ставка делается на малый бизнес. "Когда-то я сама ткала ковры, у меня было 15 помощниц, а потом я написала заявление в народный комитет и мне бесплатно построили маленькую фабрику", - рассказывает Цижень Чунда, предприниматель. У Цижень Чунды теперь 40 ткачих. Она платит только подоходный налог, а знаменитые тибетские ковры "made in China" продаются по всему миру.
Политика Китая сейчас довольно проста: убедить весь мир, что без миллиардных инвестиций из Пекина Тибет просто не выживет. Как это и принято на Востоке: путей много, но цель одна - сохранить Тибет с его уникальной культурой и традициями. Ведь без такой крыши мира и всему человечеству будет не уютно.
Комментарии
гнуснейшая статья
И 1,5-миллиардное по населению государство проводит определённую ПОЛИТИКУ в отношении сравнительно малого региона (учится проводить). Пестует своего ставленника, хотя аналогию с Лхассой не отменяет. Так американцы учитывали японский менталитет и политическую традицию, не задев авторитет микадо после Второй мировой.
Мы лишь со вздохом констатируем, как у нас хвост вертит собакой. Правда, нам не занимать стремления всех и всему научить в политике. Лихой пример всепоучающего новомыслительного Горбачёва никому не в науку.
А проклинать "режим" - то же самое, что в России проклинать Сталина.
Наука вообще начинается с измерений. Так почётче в выкриках с места.
Оккупацию и геноцид можно найти и поактуальнее, там где помощь необходима сегодня. А над гробами завывать и причитать -дело профессиональных плакальщиц. Или всё в Ваших репликах тоже профессионально?
Они обязательно сохранят ряженых тибетцев для туристов. Это уже успешно сделали с маньчжурами. Тибетцы в процессе, на очереди уйгуры. Остальных уже можно не трогать: их сравнительно мало и по численности и по территории.
А вот о том как в басне говорят.