Планам Евросоюза помешали цыгане: Как дала трещину европейская толерантность?
Береговский табор - зона острого социального бедствия. Табор в городке Берегово из Закарпатских - самый шумный, потому что самый большой
На этой неделе окончательно стало ясно, что в ближайшее время Болгария и Румыния не смогут войти в Шенгенскую зону. И виной всему цыгане. Особое мнение по этому поводу сложилось у Франции и Германии. Причем, Николя Саркози, несмотря на вал критики, так и не отказался от планов депортации из Франции цыган-нелегалов.
Как дала трещину европейская толерантность?
Снятый к очередной годовщине независимости Украины расцветистый лубок, где на берегу безымянного водоема под гитарный перебор поют по-цыгански украинский гимн, едва ли не также далек от реальности как "Youtube", в который его выложили от вот этого табора в Закарпатье.
Береговский табор - зона острого социального бедствия. Здесь зимуют в лачугах, где порой нет стен, а зарабатывать учатся еще в перерывах между детскими играми. Табор в городке Берегово из Закарпатских - самый шумный, потому что самый большой. Тут почти четыре тысячи.
Небогатая, мягко говоря, жизнь мозолит глаза. Способ борьбы с нищетой нашли довольно оригинальный. Табор по периметру обнесли забором, что сделало его еще более похожим на резервацию.
"Цыгане в основном воруют, ну некоторые зарабатывают. Ходят в Москву", - рассказывает Эдик Элемер, житель табора. Себя Эдик называет человеком честным и в криминальные гастроли по России он не ездит. Глава все разрастающегося семейства спасается пособием на детей.
"Украина- это наша мать", - говорит Эдик Элемер. Снискать ответные чувства им с каждым годом все труднее. Не так давно Украина озаботилась падением рождаемости.
"Мне лично поведение Саркози нравится. Приехать в другую страну со своим уставом - это нигде не воспринимается, это не демократия", - полагает Золтан Лендел, мэр г. Мукачево. Если обескураженные чиновники перед камерой теряют политкорректность, чего уж говорить о простых жителях.
"Я болела, в больнице лежала. Так они за две недели чего только не вынесли со двора! Сено украли, дрова украли! А они ходят в сельсовет и требуют, требуют, требуют. А сами ничего не делают", - негодует Елена Горзова, жительница села Билки.
Импровизированная перепись в здании сельской школы. Половина еще с советскими паспортами. Оттого и неизвестно статистке, сколько их всего.
Официально в Закарпатье 14 тысяч цыган, но в милиции сразу предлагают умножать на два, врачи, ходящие по домам - даже на три.
Учатся здесь дети обычно недолго. Начальная школа часто - последняя ступень перед взрослой жизнью. В 12 могут и сосватать, в 11 еще наказать. Говорят, такие шокирующие методы обучения для большинства цыганских школ до сих пор норма. "Я просто учителям говорила: спрячьте ее, чтобы я ее не видела, чтобы ее не было", - говорит Евгения Навроцкая, историк, главный редактор газеты "Романи Яг".
Таких добровольцев-общественников на самом деле немного, как, в общем-то, нет и масштабных государственных программ. Оттого выживают цыгане как умеют, привычно собирая с мира по нитке. Есть и еще благотворители, например, американский финансист Сорос. Согласно почитаемой в этих местах легенде, в войну, его, венгерского еврея, цыгане спасли от холокоста.
Ведущий единственной на всю Украину цыганской телепрограммы Мирослав Горват окончил юрфак, подключил Интернет, детей перевел в украинскую школу и сформулировал для аудитории незамысловатый рецепт цыганского счастья. "Да, мы может от кого-то отстаем, но уже в недалеком будущем, уверен, мы будем на равных с многими людьми", - полагает Мирослав Горват, журналист, телеведущий, председатель молодёжного областного объединения "Романи Яг".
Создавший одну из первых еще в Советском Союзе цыганских общественных организаций Аладар Адам еще в 1990-м ездил с гастролями, а в антрактах объяснял, как важно держаться вместе. Теперь Адам - депутат европейского цыганского парламента. "Такая знаменитая цыганская фамилия есть - Шаркози, не Саркози. В Венгрии, в Югославии она очень распространена. Против своих начал Шаркози", - говорит Аладар Адам, руководитель закарпатской ромской общественной организации "Романи Яг".
Закарпатье - ведь тоже Европа. Эти территории успели побывать и в составе Австро-Венгрии, а потом и в Чехии. Установившаяся советская власть запретила кочевать, взамен предложив работу: строить коровники в Казахстане или валить лес в Сибири. Цыгане тогда приспособились, и им даже понравилось. "Тогда бы я сказал, что стопроцентово, миллионпроцентово жизнь была лучше, чем сейчас", - уверяет Иван Ильчак, приёмщик металлолома. У Ивана Ильчака по местным меркам все неплохо. Есть стаж, есть паспорт, будет и пенсия. Но ведь настоящее цыганское счастье по-прежнему, скорее, в вечном его поиске. "Ром не имеет своего адреса. У рома нет ни Родины, ни флага. Небесная прописка нас ждет", - говорит Иван Ильчак, приёмщик металлолома.http://vesti7.ru/news?id=22023
Комментарии