
Действительно, в рамках встречи обсуждались стратегические ориентиры развития альянса, была принята концепция развития НАТО до 2020 года, лидеры стран участниц подтвердили свое желание «продолжать играть уникальную и существенную роль в обеспечении общей защиты и безопасности». И, пожалуй, главным итогом встречи стала перезагрузка отношений между Россией и Североатлантическим альянсом, на которую возлагали надежды Дмитрий Медведев и президент США Барак Обама, объявивший решение этой задачи одним из ключевых направлений работы на предстоящем саммите. А по итогам встречи в рамках совета Россия-НАТО даже был издан документ «Совместное заявление Совета Россия-НАТО», в котором главы государств СРН озвучили курс на выстраивание «подлинного стратегического партнерства».
Саммит показал, что современный Альянс не может обойтись без сильного союзника на севере Евразии. Две главные темы обсуждений: обеспечение стабильности в Афганистане и создание совместной ПРО в Европе могут содержательно обсуждаться лишь при участии России. И, если рассматривать итоги визита Дмитрия Медведева в Лиссабон под ракурсом глобальной безопасности, то можно сказать что саммит прошел успешно для российской стороны. На пресс-конференции, которую давал Медведев после мероприятия, президент четко и ясно говорил о том, что Россия является самостоятельным субъектом и «для мебели» принимать участие в таких вопросах как создание секторальной ПРО в Европе не намерена. Фактически был поставлен крест на идеях, обсуждавшихся в рамках Ярославского политического форума в сентябре 2010, когда речь шла о возможном вхождении России в структуры Альянса.
Спустя почти 4 года после мюнхенской речи Владимира Путина, когда российский лидер раскритиковал агрессивную политику западных держав, такой исход лиссабонского саммита, безусловно, является прогрессивным с точки зрения взаимных уступок и компромиссов.
Но что же подвигло российскую элиту на поиски этих компромиссов с НАТО и с западным миром в целом? Ответ на этот вопрос можно дать, рассмотрев ситуацию в глобальном контексте. На сегодняшний день можно выделить шесть крупных событий, которые определяют повестку дня в отношениях России с западным миром и США:
Во-первых, это победа республиканской партии на выборах в конгресс.
Во-вторых, экстрадиция в США российского гражданина Виктора Бута, которого американские власти обвиняют в незаконной торговле оружием и пособничеству террористам.
В-третьих, заявление председателя конституционного суда РФ Валерия Зорькина о том, что Россия оставляет за собой право выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека в случае удовлетворения иска объединенной оппозиции о признании недействительными итогов выборов в государственную думу 2003 года.
В-четвертых, 15 декабря 2010 года ожидается вынесение приговора по делу ЮКОСа.
В-пятых, это заявление администрации скандально известного интернет-портала Wikileaks о планах размещения 3 млн. секретных документов, касающихся коррупции в российских эшелонах власти.
И, наконец, в-шестых, это предстоящие в 2011 году выборы в государственную думу и выборы президента Российской Федерации в марте 2012 года.
Эти не взаимосвязанные на первый взгляд события при их сопоставлении дают интересную картину российско-американских отношений.
Дело Виктора Бута
Дело Ходорковского
Еще одним фактом, который неминуемо вызовет резонанс в мировом общественном мнении, будет вынесение приговора Михаилу Ходорковскому, запланированное на 15 декабря 2010 года. Ситуация усугубляется тем, что в случае вынесения обвинительного приговора и продления срока заключения на 14 лет будут нарушены все правовые нормы, так как Михаил Борисович уже отсидел весь положенный ему по закону срок, а повторное обвинительное заключение по тем же фактам не лезет ни в какие правовые ворота. Но в то же время и оправдательный приговор по этому делу чреват нарушением и без того хрупкой социально-политической стабильности в стране. Для того чтобы оценить масштабы того социального взрыва, который можно ожидать в случае освобождения Ходорковского, следует вернуться в 2003г., когда был произведен арест активов ЮКОСа. Европейская пресса и авторитетная Российская Газета утверждали, что одним из главных заинтересованных в судьбе российской нефтяной компании лиц, был старший представитель европейской банковской семьи – Джейкоб Ротшильд. Некоторые источники утверждают, что арест активов ЮКОСа произошел за несколько дней до предстоящей сделки между руководством ЮКОСа и дедом Ротшильдом по продаже контрольного пакета российского нефтяного гиганта и передачи контроля над крупнейшим игроком в российском энергетическом секторе в руки одного из самых серьезнейших игроков, который мог бы начать проводить политику развития компании, не соответствующую российским национальным интересам.
Сегодня же в случае освобождения Михаила Борисовича бывший владелец компании будет в состоянии оспорить решение российского суда о конфискации активов ЮКОСА и передаче их Роснефти и другим крупным российским компаниям, а в том, что на его сторону встанут европейские партнеры, сомнений нет. И, учитывая то, что до сегодняшнего дня российская сторона проигрывала в международных инстанциях все без исключения заседания по делу ЮКОСа, не вызывает сомнений тот факт, что международный суд и в этот раз будет на стороне бывшего владельца компании. Тем более что почва для этого уже подготовлена встречей Марины Филипповны (матери Михаила Ходорковского) с министром юстиции Польши и ее визитом в Германию. Сразу оговоримся, что как мать Марину Филипповну можно и нужно понять, она, как и любая любящая мать, должна отстаивать права своего сына.
Решение международного суда может быть поддержано так же и Соединенными Штатами, благодаря получению республиканцами большинства в Конгрессе. Нетрудно догадаться какими последствиями это решение может обернуться для России. Как минимум здесь начнут играть слова Збигнева Бжезинского о 500 млрд. долларов российской элиты, находящихся на счетах в западных банках, которые могут быть арестованы в любой момент. Так же будут проблематизированы и международные сделки крупнейшей в России нефтяной компании – Роснефти, заключенные после приобретения контроля над активами ЮКОСа.
Возможно, именно с этим было связано, безусловно согласованное «наверху», заявление председателя конституционного суда Валерия Зорькина о том, что Россия оставляет за собой право выйти из-под юрисдикции Европейского суда по правам человека, что неминуемо повлечет за собой выход и из других международных правовых институтов.
Приведем слова самого Зорькина:
«…представим, что Европейский суд удовлетворит жалобу «объединенной оппозиции». Не будет ли такое решение использоваться для раскачивания российского общества по сценариям оранжевых, тюльпановых и прочих конструируемых «революций»…»
«…Комитет министров Совета Европы не может требовать от России исполнения решения ЕСПЧ, если оно противоречит решению КС, который обладает нормативной базой, чтобы защищать права и свободы…»
Сопоставляя слова председателя конституционного суда РФ и возможные последствия в случае, если конфискация активов ЮКОСа будет признана незаконной, можно предположить что заявление Зорькина имело целью предупредить неблагоприятное для российской элиты развитие событий, связанное с вынесением приговора по делу Ходорковского.Wikileaks
Признать то, что ЦРУ не знало о готовящихся публикациях материалов по Ираку и Афганистану на сайте Wikileaks, значит признать полную недееспособность американских спецслужб. Тем более что администрация интернет-сайта за сутки до размещения материалов давала уведомление в The Guardian, The New York Times и Der Spiegel – центральные печатные органы США, Британии и Германии. Невозможно себе представить, что американские резидентуры не смогли отследить утечку информации и предотвратить публикацию разоблачающих материалов. Так же невозможно представить, что тот объем материалов, которым располагает администрация сайта, был получен без участия американских спецслужб. А это значит, что история с публикациями была известна сотрудникам ЦРУ, и само мероприятие носит много эшелонированный характер.
Первой решаемой задачей, возможно, являлся «спуск пара» в самой Америке, так как информации о нарушениях в действиях ISAF и американских войск в Ираке накопилось достаточно много.
Второй задачей было оправдание отставки в конце июня 2010 года командующего ISAF Стэнли Маккристалла и, возможно, выяснение отношений между департаментами и управлениями внутри американских ведомств.
Но сегодня после того как основатель ресурса Джулиан Эссендж заявил, что в очередной серии публикаций «будут разоблачены тайны не только армии США, но и прочих «репрессивных режимов», в том числе России и Китая», можно с уверенностью сказать, что вектор активности Wikileaks разворачивается на Восток.
В этом свете интересно заявление одного из владельцев «Новой Газеты» в прошлом старшего офицера госбезопасности Александра Лебедева, опубликованное в британской газете «The Daily Mail» о том, что «молодой, талантливый и смелый» журналист «Новой газеты» ездил на встречу с Эссенджем в Швецию, а до этого он неоднократно общался с администрацией сайта по телефону. Что фактически означает прощупывание медиаплацдарма для развертывания информационной кампании против российского руководства.
Предстоящие выборы
Если информационные тучи и дальше будут продолжать сгущаться, то результаты, которые покажет Единая Россия на предстоящих выборах в государственную думу, могут быть непредсказуемыми.
Подготовка к выборам идет полным ходом, не дремлют и представители оппозиции. Достаточно вспомнить, как по центральным каналам подавалась смерть Виктора Степановича Черномырдина, когда усопший был выставлен национальным героем, а генералы информационной войны вроде Сергея Доренко активно делали вбросы, сопоставляя результаты премьерства Виктора Черномырдина и Владимира Путина, и сравнение это была явно не в пользу последнего.
Тем более Единую Россию может ждать разочарование, если явка на выборах превысит хотя бы 70%, что превратит протестное голосование из статистической погрешности в реальную силу. И даже включение на полную мощь административного ресурса не может дать прироста голосов правящей партии более чем на 10%. В таких условиях давление на хрупкую политическую систему из вне окажется губительным для нее губительным.
В связи с этим и потребовалось включение тандемной связки Путин-Медведев. Когда России срочно требуется поправить имидж на Западе и продемонстрировать свои добрые намерения, в Игру включается Медведев, обнимающийся с Бжезинским и демонстрирующий полную лояльность Западу в Лиссабоне. Когда нужно продемонстрировать сильную руку и волевые решения, на авансцену выходит Путин и отпускает искрометные шутки по поводу отопления Европы сибирским лесом.
Говоря словами Киплинга, в России и мире идет Большая Игра, в которой лиссабонский саммит был лишь одним, пусть и немаловажным, розыгрышем.
Комментарии