Шпионские страсти в вашингтонском музее. Поцелуй смерти

Вашингтон — сравнительно небольшой город с полумиллионным населением. Однако жители американской столицы любят говорить о том, что концентрация различных агентов секретных служб на квадратный метр здесь больше, чем в любом другом населенном пункте мира.

Здание музея шпионажаОтветить на вопрос, насколько правдиво это утверждение, невозможно, поскольку статистики такой никто не ведет. Но поверить легко — в этом городе и его окрестностях расположены офисы таких организаций, Федеральное бюро расследований и министерство обороны США.

Здесь находятся иностранные посольства, многие сотрудники которых, как известно, занимаются не только дипломатической деятельностью.

Но есть в Вашингтоне еще одно «шпионское» место, которое известно значительно меньше, причем незаслуженно.

Часть здания из красного кирпича по адресу 800 F Street, NW с 1941 по 1948 годы занимала Компартия США. Сейчас здесь находится Музей шпионажа.

Поцелуй смерти

«А вот еще один замечательный экспонат! Это пистолет-губная помада с единственным патроном. Он был обнаружен у арестованного агента КГБ в 60-х годах прошлого века», — с восхищением рассказывает историк музея Томас Богардт, показывая устройство, которое на Западе называли «поцелуем смерти».

Губная помада со встроенным пистолетомПо его словам, в самом начале холодной войны различные шпионские приспособления спецслужб восточноевропейских стран были предназначены скорее не для сбора информации, а для ликвидации перебежчиков и тех, кого считали неугодными людьми.

Историк показывает небольшое приспособление, которое распыляло цианид. С помощью точно такого же устройства агент КГБ Богдан Сташинский убил в Мюнхене руководителя организации украинских националистов Степана Бандеру.

Долгое время это оружие было довольно эффективным, поскольку даже после вскрытия невозможно было определить, что стало причиной смерти.

Рядом с этим другой смертоносный экспонат — зонт-убийца. Уколом точно такого зонта, содержавшего смертоносный яд и изготовленного в спецлаборатории КГБ, в Лондоне в 1978 году был убит болгарский диссидент и журналист Би-би-си Георгий Марков.

Как рассказывает Томас Богардт, после падения коммунизма в Болгарии в министерстве внутренних дел этой страны была обнаружена целая комната, набитая такими зонтами.

Взаимное влияние

Машина Aston Martin«Фильм „Из России с любовью“ помните?

Кажется, это второй фильм „бондианы“, и там использовался точно такой же автомобиль. Тот автомобиль они разбили при съемках, а этот использовался в рекламных акциях, посвященных выходу фильма на экраны», — Томас Богардт показывает мечту автомобилиста — роскошный «бондмобиль» знаменитой компании Aston Martin.

«Член правления нашего музея бывший генерал-майор КГБ Олег Калугин рассказывал нам, что в 60-70-х годах сотрудники КГБ смотрели фильмы про Бонда и другие шпионские кинотворения, будучи абсолютно уверенными в том, что ЦРУ действует таким же образом, как это показано в фильмах», — замечает Томас Богардт.

Впрочем, влияние массовой культуры на спецслужбы не было односторонним. С другой стороны, известные авторы шпионских книг — Ян Флеминг, Джон Ле Карре и Грэм Грин — сотрудничали со спецслужбами, а потому писали о том, что знали не понаслышке.

Живая история

Во время прогулки по музею обращает на себя внимание множество образцов советской, восточногерманской, чешской «шпионской мысли» и практически полное отсутствие «орудий труда» сотрудников ЦРУ и ФБР. И на то есть причины. Во-первых, как объясняет мой гид, американцы показывают в основном собственные трофеи, также как в музее КГБ больше американских шпионских штучек, но есть тому и другие причины.

Ботинок со встроенным передатчиком«Я думаю, что восточные европейцы и советы превзошли США в создании шпионских приспособлений, поскольку они вынуждены были это делать. Американцы в значительной степени полагались на спутники и дорогие приборы слежения, — говорит специалист. — К примеру, можно вспомнить о том, что знаменитые самолеты U2 постоянно находились над советским небом. А СССР технологически не был настолько развит из-за отсутствия финансов и полагался на агентурную сеть и простейшие приспособления».

По словам профессора, одним из ярких примеров данного подхода является относительно недавний случай, когда в 1999 году в здании госдепартамента был обнаружен простейший, но весьма эффективный жучок, позволявший прослушивать переговоры руководителей американского внешнеполитического ведомства.

В музее множество интерактивных программ, различных образовательных и развлекательных курсов и компьютерных игр, что привлекает сюда армию очень молодых людей.

«Если вы вернетесь в комнату, то найдете там туннель, по которому можно пройти в другое помещение», — доверительно сообщает мне юная американка Мэгги, но признается, что становиться шпионом она не собирается, а хочет, когда вырастет, профессионально играть в футбол, причем европейский.

О том, что шпионский музей живет не только далеким прошлым, говорит его представитель Аманда Абрелл. Она сообщает о намерении владельцев выставить на обозрение публики коробочку с полонием. Впрочем, посетители могут не волноваться — радиоактивным полоний не будет.