У иностранцев потребовали миллион для администрации президента

На модерации Отложенный

После разоблачения аферы с томографами в сфере поставок медицинского оборудования разразился новый скандал. Группу чиновников и бизнесменов поймали на вымогательстве у иностранных компаний за исключение их из "черного списка" пособников коррупции. Расследование привело в контрольное управление при президенте РФ.

Тревогу забила японская фирма Toshiba. В начале ноября 2010 года ее представители пожаловались в президентскую администрацию на то, что с нее требуют миллион долларов для начальника одного из департаментов контрольного управления. Этот чиновник якобы должен помочь исключить фирму из списка неблагонадежных поставщиков медоборудования, который будто бы был составлен Росфинмониторингом по итогам расследования закупок томографов.

Информация от японцев была передана в Департамент экономической безопасности МВД. Оперативники уговорили представителей Toshiba согласиться на требования вымогателей, чтобы вывести тех на чистую воду.

24 ноября в японском ресторане на Лубянской площади был задержан бывший замминистра здравоохранения России Алексей Вилькен. У него обнаружили платежные документы о перечислении 900 тысяч долларов на счета некоей фирмы в одном из латвийских банков. Эти деньги, по данным следствия, предназначались за исключение Toshiba из "черного списка".

Чуть погодя в Центре международной торговли на Красной Пресне был задержан гражданин Израиля и Латвии Леон Зильбер, возглавляющий российское представительство британской компании "Росслин Медикал", и его помощница Елена Дудукина.

26 ноября очередь дошла до упомянутого сотрудника администрации президента. Им оказался начальник департамента по контролю социальной сферы Андрей Воронин. Как рассказал газете "Ведомости" начальник контрольного управления Константин Чуйченко, перед задержанием Воронина он вызвал подчиненного к себе, сообщил ему о том, что он уволен, и посоветовал во всем сознаться.

Когда и где был задержан последний фигурант дела, не сообщается. Им стал директор ФГУП "Дирекция единого заказчика-застройщика Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию" Вадим Можаев.

Все подозреваемые за исключением Дудукиной, которая начала давать признательные показания, были взяты под стражу решением суда. Газета "Коммерсант" писала, что Воронин предлагал сделку со следствием и просил о домашнем аресте, но ему отказали. Уголовное дело расследуется по статье "мошенничество", так как в правоохранительных органах посчитали, что подозреваемые не могли в реальности исполнить свои обещания.

По данным "Ведомостей", жертвами вымогателей также стали такие компании, как Siemens, General Electric и Philips. "Коммерсант" пишет, что пять компаний все же заплатили. Оперативники нашли в банковской ячейке одного из подозреваемых 300 тысяч долларов, которые предположительно остались от предыдущего транша. Кроме того, при обысках на квартирах и в офисах фигурантов дела были обнаружены документы, свидетельствующие о том, что преступление имело место.

По версии следствия, компаниям за миллион долларов предлагалось не только исключение из "черного списка", но и преференции при проведении госзакупок медоборудования, а также возможность работать на российском рынке без посредников. Деньги, согласно полученным показаниям, действительно передавались Воронину.

Но следователи утверждают, что у фигурантов дела не было возможности повлиять на результаты заключения госконтрактов. Зильбер между тем заявил оперативникам, что согласился участвовать в афере, так как полагал, что "таких людей, как Воронин, в России не сажают".

В общих чертах следствие рисует следующую схему мошенничества. Можаев сообщал иностранцам о наличии "черного списка" и рекомендовал обращаться для решения вопроса к Вилькену и Зильберу. Последние объясняли, что вопрос решается в администрации президента и решение будет стоить миллион долларов. Причем предупреждали, что в противном случае у поставщиков медоборудования могут возникнуть сложности с реализацией продукции на российском рынке.

Из информации, которую сообщило МВД, и того, что удалось узнать СМИ, остается непонятным, за что же в итоге получал деньги Воронин. Кстати, он проработал в управлении делами президента шесть лет и был на хорошем счету. Неясно и то, кто является организатором мошенничества, а также мотивы участия и возможности фигурантов дела.

Вилькен был замглавой Минздрава в 1996-99 годах, но, по данным следствия, сохранил прежние связи и хорошо знаком компаниям, занимающимся медицинским оборудованием. Его нынешнее место работы нигде не называется. Фирма "Росслин Медикал", которую в России представляет Зильбер, как указано на ее сайте, "является крупнейшим поставщиком медицинской техники и медицинских технологий на российский рынок" и поддерживает тесные деловые связи с ведущими поставщиками медоборудования.

Интереснее ситуация с ФГУП, руководителем которого является Можаев. Возможно, в сообщении МВД название предприятия указано не совсем верно, но агентство, при котором функционирует ФГУП, было упразднено еще в мае 2008 года. В Минздравсоцразвития существует структура с похожим названием "Росздравнадзор", которая является федеральной службой, а не агентством. На ее сайте упоминания о подобном ФГУП не содержится. Неточно названо и место работы Воронина: в Управлении делами президента существует Главное контрольное управление (ГКУ), а не просто "Контрольное управление".

Руководитель ГКУ Чуйченко объяснил, что дело с мошенничеством было решено предать огласке, так как оно бросает тень на все управление, которое летом этого года инициировало проверку закупок томографов и вскрыло массовые злоупотребления. В аппарате президента заподозрили, что расходы на покупку томографов чересчур велики, и запросили у производителей реальные цены. Выяснилось, что стоимость каждого аппарата завышалась в два-три раза, то есть примерно на 30 миллионов рублей. По оценке Генпрокуратуры, масштаб хищений составил три миллиарда рублей. Во всех регионах России расследуются десятки уголовных дел.

Махинации с томографами показали, что расходование бюджетных средств при госзакупках следует поставить на особый контроль, для чего в администрации президента была создана специальная группа. Первые результаты ее работы Чуйченко доложил президенту еще в конце октября: по самым скромным оценкам, при госзакупках неэффективно был израсходован, а проще говоря, пущен в откаты, как минимум триллион рублей.

На этом фоне становится понятно желание фигурантов дела о мошенничестве попытаться хоть как-то поучаствовать в этом коррупционном пиру.