Страна сплошного и бесконечного мифа

Любимые сказки. О большой политике, которая расцветает во время… отсутствующих «президентских выборов в Беларуси». О солнечной сладости утра, в котором уже не будет человека по фамилии Лукашенко. О славном дне, когда можно будет делить победные дивиденды и поздравлять друг друга с крутыми табличками на служебных дверях и длинноногими «ассистентками» в приемных. О едином кандидате, который обязательно всех порвет. Чуток храбрости наберется, чуток денег освоит, но обязательно порвет луковую фальш-машину. Ну, хоть бы и сидя на продавленном домашнем диване. Или под ним. Иногда и такая тактика срабатывает. Сколько их (милых сказок) в современной Беларуси? Десятки? Сотни? Тысячи? Сказки, тешащие самолюбие и утешающие неудачников. Сказки, которые дарят надежду сирым и убогим. Страна сплошного и бесконечного мифа. И в бесконечном ожидании классического америкосского «х…-энда». Между прочим, разве за буквой «х» обязательно скрывается слово «хэпи»?

Одна из особенно любимых сказок последних лет – обязательное «московское вспомоществование» в решении ключевой проблемы. Российское, скажем так, радикальное иссечение геморроидальных узлов  в самой верхушке минской власти. Молниеносное и абсолютно безболезненное для всех прочих устранение Лукашенко руками Кремля. Посчитаем варианты? Прикинем расклады? Обсудим «кандидатов», кои уже якобы прошли кремлевский кастинг? До чего же это редкая находка – блестящий клоун, способный смешить там, где похоронные стоны слышны со всех сторон. Но Беларуси все-таки несказанно повезло – на сей райской земле клоунов, чрезвычайно убедительных и уморительных до коликов в животе, плодится в неимоверном количестве. И ведь все они – в дранных рубищах, годами побирающихся среди странных фондов – серьезно, искренне, доверительно, со слезинной на глазу рассказывают о собственном сговоре с российской элитой на предмет скорой «проктологической операции» на ж… страны для устранения геморр-узла Л. Верить / не верить? Садовый цветок подарить? Ох уж эта неискоренимая «Емелина болезнь» – лежишь на печи, ни хера не делаешь, а завтра бац и все в обильных сливках. Красуешься в куртуазных нарядах на министерских или президентских приемах. Скипетром плешивый затылок чешешь. Кругляшом-державой испанской «Барселоне» гол забиваешь. Деньги из луковых сундучков на потребы своих жен/детей тратишь. А работать-то, кто будет? Пахать на площадях? Огребать дубиналом по ребрам? Реальные сценарии писать? Инвесторов (кои – не фонды) искать? На колени бухаться перед сермяжными и уставшими работниками «Тракторного» или «Моторного»? Не хочется? Щучьего, мать его, веления ждем. Юмористические публикации в «Ньюсвике», выставленном на продажу, заказываем. Ничего, нормальненько.

С Москвой же, на самом деле, все плохо. И совсем не так, как рассказывают «случайные прохожие», якобы посетившие сиятельные приемные. Перво-наперво стоит ехидно заметить, что Москва – далеко не однородна. Ну, нет там, уважаемые «емели», единого центра, принимающего какие-то глобальные решения, куда можно принести грант-заявку на свержение Лукашенко, получить соответствующее финансирование, а сверху налопатить прочих «дополнительных гарантий». Да и не засыпает в Москве никто с думой о Беларуси. Не интересно. Не понятно. А есть там обычная многоуровневая номенклатура. С традиционными – коррупционно-бизнесовыми – интересами. И есть обычные кланы, которые обязательно потянут одеяло на себя. Само собой, тамошние бояре (сечинские, ивановские, шуваловские, ковальчуковские, грефовские, бортниковские, дерипасковские, лужковские, тимченковские, прочие) умеют торговаться/договариваться. Но только в личностных, корыстных  парадигмах и с себе подобными. Я – банально говорю о статусе. И вот хочу спросить – кто именно в Москве должен принять решение о запуске «каючной процедуры по Лукашенко»? И как это должно выглядеть? В виде протокола, доведенного до сознания какого-нибудь белорусского оппозиционера, который бухается в обморок  при виде чемоданчика с миллионом евро? Кто освятит «святое дело»? Путин? Или же Медведев? Иные фамилии будете называть? Или только и знаете тех фигурантов, коих часто показывают в программе «Время».

Не-а, я, разумеется, нисколько не сомневаюсь, что тот же Путин на дух не переносит АГ.  Но то объективная реальность, данная этим двум персонажам в их личных ощущениях. И, к большому ужасу самого Александра Григорьевича, он прекрасно знает о крайней антипатии Владимир Владимировича. Не зря, наверное, в некоторые особо лунные ночи Лукашенко видит призрак Ниязов или же живого Бакиева, кои слюняво-дрожаще вещают ему о страшных возможностях Путина. Да, Путину категорически антипатичен Лукашенко.  А кто вообще может переносить этого крикливого, однообразного, малоинтеллектуального провинциального завиралу? О чем с ним разговаривать один на один? Сидит и ноет / ноет – «браты мы, Владимир Владимирович, браты, а ты нас унижаешь и деньги за газ забираешь?». Или же вообще классический галлюциноген морозит. Или же – сплошной клянчевый понос: «поддержи братов кредитами, ресурсами, словами в Европарламенте. Бесплатно. А мы тебе за это в плечи скорбленьце какое или хамнем немного в интервьюшке Рейтерсу». И так - из года в год. Ничего больше. Никакой выгоды. Никакого стратегического партнерства. Лукашенко для москвичей как был провинциальной лимитой, так ею и остался. Президент соседней страны, повадками напоминающий молдавских гастарбайтеров на Рублевке. А гастарбайтеры (пусть и президенты) по гламурным ночным клубам не ходят. Т.е. я хочу сказать, что Лукашенко никогда не входил в круг близких друзей или хотя бы прагматичных партнеров Владимира Путина. Есть на белом свете такой персонаж как АГ или же его не будет – мало волнует ВВ. Правда, имеются иные реальности, где Беларусь (луковая или нет) должна быть партнером России. Но, опять же, то две большие разницы – страны и личные друзья. О Медведеве вообще умолчу. Дмитрию Анатольевичу этот самый «собственный круг влиятельных друзей при власти» пока не удалось сложить, но по крайне мере, он выцарапал себе собственные бизнесовые вотчины. И ему не до какого-то Лукашенко с вечно протянутой рукой и вечной гримасой «дайте пожрать ваших ресурсов!».

Глупо как-то, но мы еще раз выяснили и без того очевидное: Лукашенко в Москве серьезным людям крайне не по нраву. И избавиться от его навязчиво акцента там не прочь. Но гаденький вопрос-то все равно остается: с кем в Москве о будущей горькой судьбинушке луковой разговаривать? И кому? Санникову, Калякину, Лебедько, Ярошуку (сколько ж нафталина в Беларуси производят!), Кравченко, Некляеву, Милинкевичу или же «молодой поросли БНФ», кою и в самой-то РБ знает две срань-березки? Сколько фамилий – столько и анекдотов.  

Теперь серьезно. Потребность менять Лукашенко у Москвы имеется. Очень важное условие соблюдено. И даже пару-тройку московских адресов, где об этом можно предметно гутарить, подсказать можно было бы. Вот и второе обязательное условие. Но тут же ловлю сам себя за руку. Зачем альтернативной (оппозиционной) Беларуси эти самые адреса? Это ведь если бы первоклашку из условной деревеньки «Александрия-Шклов» попросили бы покопаться в математической комбинаторике и сделать соответствующий доклад по задачам. С чем они (оппозиционеры) туда поедут? Какие планы привезут? Какие гарантии обеспечат? Только лишь свое традиционное косноязычие и влажные глаза от предвкушения прожирания сказочного «полит/гранта»? Ну, положим, приезжает некий условный белорус С. или Л., или К. в московитскую столицу. Он то - этот С., Л., или К., - всерьез думает, что является виднейшим и влиятельнейшим оппозиционером, за которым на самом деле стоит… карликовая (семейная, собутыльниковая) или вовсе незарегистрированная организация и личный доход в злосчастную тысячу месячных у.е. И кто из серьезных людей должен с ним разговаривать, а главное – где, как и о чем? Послушать какой-нибудь традиционный опп/скетч о том, что во время массовой акции в сто человек некий брутальный мэн в ментовской форме порвал оппозиционеру рукав на свитере? Не, ну это, конечно, действительно, аргумент для последующего серьезнейшего диспута о путях свержения Лукашенко. И под такой предметный разговор москвичи тут же готовы будут выложить пару сотен миллионов самой зеленной «зелени». Или же под резонанснейшую кампанию «говори правду!» Или же под бесконечный мыльный сериал – «меняем выборное законодательство».  Любезные господа, а кто вам вообще втемяшил, что в московских кабинетах – даже на самых нижних уровнях – сидят лошары, коих можно разводить детскими кричалками/считалками?  Понятно, что вы привыкли надувать полу/упитанные щечки.

Понятно, что вы считаете себя полновесными ухарями, которые, правда, полтора десятка лет уже никак не могут ковырнуть колхозного неофита Лукашенко и его номенклатурную зомби-армию. Результат – гов…но, процесс – все.  Но в любом случае, на противоположной (московской) стороне – допустим невероятное, что они готовы разговаривать с альтернативой - будут сидеть люди, во-первых, с миллиардными личными состояниями (и прочей мелочью), а во-вторых, влияющие на глобальные тренды. Не, ну я лично, опять же, не сомневаюсь, что у Давида имелась праща, чтобы попасть в лоб Голиафу и тем самым победить великана. Но разве белорусские оппозиционеры (все скопом) – Давиды? Разве  у них есть какие-либо тайные знания и умения, которые можно обменять (пусть в Москве или же в Вашингтоне, Брюсселе, Варшаве, Вильнюсе, Каракасе, Бишкеке) на пращу? Давайте откровенно и без вашего традиционного пиз… жа. Буду бить словом наотмашь: неужели российский олигархат или хенералитет (как хотите) должен на полном серьезе принять в своих роскошных хоромах некую оппозиционную голытьбу, не имеющую за спиной каких-либо активов, выслушать околесицу (так как бизнес-план, как я уже не раз говорил, писать ребята не умеют), поверить в эту ахинею, накачать деньгами лоховскую пирамиду и обеспечить прочие организационные мероприятия по свержению Лу? А после всего этого буффонадного представления еще и назначить этого печного Емелю-оппозиционера президентом и завести с ним равноправные партнерские отношения? Часом в Минске не практикуются туры выходного дня  в Новинки, в местную республиканскую психиатрическую лечебницу? Неужели всерьез можно оговаривать подобные вещи? Или как вам такой сценарий (тоже для кое-кого абсолютно, железно реальный – в мечтах): Путин и его бизнес-группа так осерчали на Лукашенко (а они его действительно терпеть не могут – но это ведь совсем иная вагнеровская опера), что просто ради спортивного интереса ухерачили на дроздовской даче и пустили все прочее на целомудреннейший самотек. А самотек этот вдруг выносит на первые смачные  роли «крутейших оппозиционных активистов». Все довольны. Все в «капусте». Все в черном шоколаде.  Кстати, а каким количеством успешных управленческих проектов за последние годы (десятилетия) могут похвастаться лидеры оппозиции (фамилии, возрасты, прочие анатомические особенности значения не имеют)? Назовите мне магическое число этих самых успешных проектов. Хорошо понимаю, что в луковой Беларуси они не могли стать медиа/магнатами или нефтяными олигархами. Сии места заняты были весьма специфическими субъектами. Да и бес с ней, с этой нефтью. Или с этим металлопрокатом. Или с этой нефтехимией. Но внесите же на сцену – с помпой и фанфарами – наименование  хоть одного успешного продвиженческого проекта. Или же перечислите что-нибудь по-настоящему стоящее из той оху…льной череды потемкинских грантовых проектов, что сотнями прошлись по мозгам фондовских экспертов и растопили их сердца конкретными возвратами/откатами/перекатами. Что, не понимаете, о чем я говорю? А все о том же. Вот вы – красавцы, заговорщицки рассказывающие на собственных сайтах о своих сговорах в российских или прочих столицах - брали деньги на нечто просветительское, рекламно-пропагандистское, листовочно-плакатное и какой эффект от этого просвещения получили на выходе? Почему многих из вас даже ваши собственные жены за дешевых болтунов почитают? И будет
и этот «эффект» от ваших многолетних оппозиционных проектов описан в слащавом резюме, которое на стол к Путину кто-то понесет? И кто понесет-то? И как вообще кто-то из белорусов – Калякин, Козулин, Санников, Лебедько – собираются встретиться с человеком, реально решающим проблемы? Или же вы полагаете, что пятиминутная встреча с тьмутараканским тринадцатым клерком на шестом этаже Госдумы – это круто?

Ах, я не с той стороны захожу в «российскую» тему. Согласен. К чему тут оппозиция? Давайте зайдем тогда через известное отверстие. И что же мы там увидим? Не менее шизоидальный лозунг: «Россия всенепременно сделает ставку на номенклатуру; выберет там своего фаворита; возьмет его за потную ручонку и введет в Луковы опочивальни». Сделает. Выберет. Возьмет. Введет. Обязательно. Через известное причинное место. Простой вопрос: а что такое белорусская номенклатура на самом высоком (фаворитском)   уровне? И на кого там ставку то делать? На Сидорского? Ну, я же признал уже, что земля белорусская просто ломится от клоунов. Зачем повторно меня смешить тем же гэгом? Что такое вещь (именно что вещь), поименованная  «Сидорский» в системе Лукашенко? Ничто. Родня мебели. Незаконнорожденное дитя папы Карло. Названный брат Буратино. Или же Пиннокио. А ведь кто-то об этой «вещи» говорит серьезно. Так что же получается? Сидорский должен будет написать некую «программу революции/эволюции» – первое, второе, третье. Исполнители? Направления? Кто платит? Сколько стоит? Кто вместо? А Сидорский-то такими категориями вообще не оперирует! Слово, в котором больше двух слогов – для него абракадабра. Мычать, опускать глаза на селекторах, записывать за Лукашенко его бред в блокнот, жрать от пуза, мат через слово пускать – это Сидорский. Планы, стратегии, бизнесы – это не Сидорский. И хватит уже «емелить» ребята. Никак не могу понять: почему некоему клоуну в фарсово/маршальской униформе противостоит не меньшее клоунство в оппозиционных одеждах, а вокруг даунически прыгает номенклатурная массовка и всех это устраивает?

А теперь соответствующие выводы. Вывод раз: Лукашенко действительно надоел серьезным людям по ту сторону восточного кордона. Но там среда неоднородная и, увы, не имеющая пока «единого центра принятия ключевого решения по Беларуси». Появится – сообщу. Или же сами узнаете – по цвету физиономии Лукашенко или по его многодневной бункерной отсидке в одиночестве. Пока же просто нужно подготовить боевитый и реальный (с конкретными механизмами, а не с традиционными розовыми слонами и прочими ветряными мельницами) сценарий решений. Вывод два: не тот статус  у белорусских оппозиционеров, чтобы с ними кто-то всерьез разговаривал в Москве. Сначала нужно доказать, что проблемы решать умеете. С «воздушными шарами», наполненными газом разве ведут философские беседы? Это на западе, где в политике и в самом деле обретаются профессиональные деятели, состоящие на небольшой зарплате, с оппозицией разговаривать буду. А почему бы и не поговорить о Беларуси? Делать все равно нечего. Платить все равно нечем. В прагматичной же Москве готовы разговаривать только с прагматиками, которые знают как устроен большой политико-бизнесовый мир. Или, если хотите, просто с успешными людьми. Ну, так и назовите мне успешных? Шестнадцать лет у ребят было – но разве они стали докторами или кандидатами наук (политологических, экономических, мудазвонических), читающими лекции в мировых или хотя бы польских университетах? Им не давали заниматься политикой в Беларуси? Не давали. Такой уж «храбрец» этот Лукашенко. Но кто мешал этим людям стать признанными брендами-экспертами в мировом экспертном сообществе? Кто мешал им вырасти на порядок и считаться большим человеком в европейских медиа? Не побираться по брюссельским коридорчикам, не клянчить сотку/другую до следующего гранта у 25-летних америкосов из гуманитарных фондов, не кусать локти более успешного Милинкевича или Михалевича, охмуривших некоего распределителя.  Мне говорят, что Лукашенко слишком раскрученный, чтобы его взять на популярности. Возражаю: а каким таким охерительным занятием были заняты сотни опп/лидеров, что они так и остались никчемами для мировых медиа? Вывод три: номенклатура не имеет своих лидеров, способных писать сценарии. Но она же с потрошками и прочей требухой сдаст у отстой Лукашенко, его непересчитанных детей и самых отъявленных помощников. Дайте только хороший повод. Вывод четыре (парадоксальный и мой излюбленный): паническое неизбежности «московского удара в спину»  окончательно подточит психику АГ и он либо побежит оплачивать билет на острова, либо сам предложит сценарий собственного свержения. Еще одна сказка, скажете вы. Возможно. А возможно, что именно так и будет. Человек, который слишком долго и слишком пристально смотрит на мнимых (галлюциногенновых) чудовищ, невольно начинает верить в их реальность и искать варианты «откупного». Правда, тут есть одно слабое место – Москва с удовольствием примет самоотречение АГ, оплаченное им же и тут же назначит… своего генерал-губернатора на княжение. Зачем это самой Беларуси? Но с другой стороны, «кин-дза-дза/шники» уже расставили правильные акценты: «нет, генацвали, когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»…