В прошлом году внезапно выяснилось, что у нас все плохо, что нужна модернизация и умная политика. Кто бы спорил? Но почему-то эти замечательные идеи быстро свернулись до масштабов Сколкова.
Потом была поездка президента в Америку, закончившаяся шпионским скандалом и невнятными обещаниями американцев инвестировать в российские инновации смехотворную сумму — по миллиарду в год.
Своего пика недоумение достигло минувшим летом, когда в общественном сознании столкнулись светлый образ Химкинского леса и огненная стена лесных пожаров, которые начали тушить с большим опозданием. Казалось, что одних пожаров могло хватить на долгие дебаты о том, как нам обустроить Россию. Но гарь пожаров залили совершенно неприличной кампанией против Лукашенко, которая плавно перетекла в столь же неприемлемые по стилистике атаки на Лужкова. На этом фоне практически незамеченными оказались массовые отставки судейских, прокурорских и военных чинов, особенно тех, что несли службу в регионах.
Такое ощущение, что власть целенаправленно создает дымовую завесу громких информационных поводов и разнообразных инициатив, сливающихся в совершенно шизофреническую картину. Россия одновременно создает Таможенный союз и собирается в следующем году вступить в ВТО, братается с НАТО, влезает в Афганистан и сокращает армию. В стране, как недавно сообщил президент, проблемы с ЖКХ и демократией. С ЖКХ все более-менее понятно: оно продолжает разрушаться. Цена вопроса, по данным Минрегионразвития, 6 триллионов рублей. А вот насчет демократии возникают вопросы.
Полтора месяца назад новый председатель президентского Совета по правам человека поверг публику в изумление, заявив, что «высшая форма демократии — это абсолютная диктатура настоящего демократа», и пообещал устроить «десталинизацию», которая, надо полагать, поможет не только защитить права человека, но и навести порядок в ЖКХ. Многие, однако, опасаются, как бы новации нынешнего правления не привели к развалу страны. Медведева все чаще сравнивают с Горбачевым, и это наводит на определенные размышления. Люди, уже как-то обустроившиеся в этой нелегкой жизни, побаиваются перемен. И таких людей большинство. По данным «Левада–центра», 71% опрошенных удовлетворены нынешним положением дел в стране.
Это серьезная проблема. Так называемая прогрессивная часть общества готова рвануть вперед под лозунгом модернизации, а ретроградные элиты и народ — не хотят. И у каждого свой мотив. Если нефтяные олигархи озабочены тем, чтобы жить еще лучше, и даже известно где, то простые люди хотят просто жить в своей стране. И не ждут ничего хорошего от «перестройки-2», поскольку слишком хорошо помнят первую.
На затеи доморощенных прогрессистов народ отвечает голосованием в программе «Суд времени», где защищающий социалистические ценности Кургинян с разгромным счетом побеждает «перестроечника» Млечина.
Похоже, президент уже догадывается, что с такими настроениями надо что-то делать, но еще не придумал, что именно. Отсюда его резкий разворот в сторону социальных проблем, обещание не повышать пенсионный возраст, постоянное возвращение к теме достойного уровня жизни. Однако такой элементарный популизм уже не поможет. Да и не так просто устроены люди: они, разумеется, сосредоточены на собственном выживании, но при этом не видят никаких реальных перспектив ни для себя, ни для страны в целом. И если Медведев сумеет доказать, что он реальный лидер, готовый предложить обществу идеологию и политический курс, которые не противоречат уже сложившейся системе ценностей, люди его подержат.
Нужно перестать заигрывать с теми, кто два года назад заговорил о новой «оттепели», демократизации и «перестройке». Не нужно суетиться, демонстрировать свою любовь к гаджетам и обсуждать в «твиттере» стратегию развития страны. И не стоит пытаться работать на демонстративном контрасте с предшественником.
Что касается текста послания и программы действий, стоило бы прислушаться к тому, что говорят лидеры «Правого дела» и «Яблока». А говорят Гозман с Митрохиным по сути об одном и том же: пора переходить от констатации недостатков к реальным действиям по их исправлению, не пытаться объять необъятное, но назвать главные точки и причины провалов, наметить шаги по исправлению и обратиться к людям с просьбой о помощи. Начинать нужно с отделения бизнеса от государства и наведения порядка во всей правоохранительной системе — от участковых до прокуратуры.
Но мало кто верит, что Медведев откажется от своего фирменного стиля и последует этим советам. И это печально, потому что в таком случае он рискует окончательно утратить связь с людьми и превратиться в «дачника в своем Отечестве».
Комментарии
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Ну и о чём тогда базар?