Как живет Украина спустя три года после Майдана. Комментарий Георгия Бовта

На модерации Отложенный

Украина отмечает День достоинства и свободы — третью годовщину событий на Майдане. С чем страна пришла к трехлетию этой «революции достоинства»?



Георгий Бовт. Фото: Михаил Фомичев / ТАСС

21 ноября 2016

Украина 21 ноября отмечает День достоинства и свободы — это третья годовщина событий на Майдане.

В 2013 году в Киеве начались массовые беспорядки, которые в феврале 2014 года привели к свержению президента Виктора Януковича.

Тогда об этом говорили как о «Евромайдане», едва ли не главной целью которого была «европейская интеграция» и борьба с коррупцией.

С чем Украина пришла к трехлетию этой «революции достоинства» — в комментарии Георгия Бовта.

В канун трехлетней годовщины начала «Евромайдана» Евросоюз решил сделать Киеву своеобразный подарок, предварительно одобрив введение безвизового режима для Украины. Переговоры об этом идут с 2008 года.

Украина давно выполнила все условия, а «еврореволюционеры» ожидали, что Европа распахнет им двери чуть ли не на следующий день после свержения «пророссийского режима Януковича».

Что теперь значит это «предварительное одобрение»? ЕС обусловил введение в действие режима краткосрочных поездок принятием в рамках Евросоюза механизма его приостановки, в случае если, к примеру, такая страна не оправдает ожиданий по части законопослушности поведения своих граждан в Европе. Переговоры о таком механизме в Европе идут давно, и конца им пока не видно.

Что касается самой евроинтеграции, то соглашение об ассоциации Украины и ЕС, из-за которого в 2013 году Москва и Брюссель столь мощно сыграли в игру по перетягиванию каната, что их отношения до сих пор не пришли в себя, уткнулось в нидерландский референдум.

Голландцы сказали, что ассоциироваться с 40-миллионной нищей Украиной не хотят, и теперь евробюрократы ищут способы обойти это неудобное решение.

Востребованность продукции Украины в Европе осталась примерно на том же уровне, что и до «Евромайдана». Доля ЕС во внешней торговле действительно выросла с 32% до 41%, но прежде всего за счет резкого падения объемов торговли с Россией и другими странами СНГ.

Хотя, как ни странно, после всех попыток киевских властей дотоптать последние связи именно Россия остается на первом месте по объемам украинского экспорта, если считать по отдельным странам.

На втором месте Китай, на третьем — Египет, и только на четвертом идет член ЕС Польша.

Заметные объемы экспортно-импортных операций с ЕС при этом составляют поставки российского по происхождению газа на Украину из Словакии.

В ЕС экспортируется в основном сырье и продукция низкого уровня переработки.

Что касается экономики в целом, то она так и толком не оправилась от итогов «революции достоинства».

Курс гривны к доллару за три года упал почти в четыре раза.

Средняя зарплата в регионах страны составляет около 100 долларов, счастливчики, работающие в международных фирмах, могут рассчитывать на 1000 долларов. ВВП за два «послереволюционных» года упал на 17%, причем промышленность — на 22%, сельское хозяйство, правда, меньше — всего на 3%,

зато грузоперевозки сократились почти на 20%, а перевозки пассажиров — на 17%.

Власти ждут, что в следующем году начнется рост, процента на три, и пока рапортуют о победе над инфляцией.

Впрочем, такую победу, скорее, следует называть стагфляцией, и радоваться тут особенно нечему.

Строительство упало вообще на треть, почти на столько же рухнули объемы розничной торговли.

Из страны уехали на заработки либо в Россию, либо в Европу около семи миллионов человек — примерно каждый шестой.

Бюджет страны по-прежнему критически зависит от поступлений траншей кредита от МВФ. Следующий размером 1,3 млрд долларов в очередной раз задерживается. Петр Порошенко недавно делился своей обеспокоенностью на сей счет с вице-президентом США Джо Байденом.

По требованию МВФ придется принимать очередные непопулярные меры вроде резкого взлета коммунальных тарифов, о которых «еврореволюционеры» вовсе не просили три года назад.

Например, планируется повысить сбор налога с физических лиц на 35%.

С борьбой с коррупцией — требованием как МВФ, так и «революции достоинства» — как-то не задалось. Украина занимает первые строки по всем европейским рейтингам, опережая даже Россию.

 Порошенко, чей рейтинг популярности упал уже, кажется, до однозначных цифр, удерживает первенство в опросах разве что по званию самого коррумпированного политика.

На втором месте — бывший премьер Арсений Яценюк.

Так что если говорить об успехах в проведении своих идей теми, кто стоял у истоков массовых беспорядков, начавшихся в Киеве осенью 2013 года и закончившихся свержением Януковича в феврале 2014, то эти люди, пожалуй, точно преуспели лишь в одном.

Если они хотели сделать нечто масштабное «назло москалям», то это, безусловно, получилось на славу.