Хочется, чтобы религиозное самосознание мусульман России росло еще быстрее

На модерации Отложенный

 

Наступил Великий праздник Курбан- байрам. В эти дни мусульмане, собираясь в мечетях и в домах за праздничными столами, как никогда ощущают себя единой уммой Пророка Мухаммада (мир ему), приветствуют друг друга теплыми словами, укрепляют узы братства, желают друг другу милости и милосердия Всевышнего.

 

В праздничные дни мы встретились с одним из самых авторитетных мусульманских лидеров России, сопредседателем Совета муфтиев России, председателем Духовного управления мусульман Саратовской области Мукаддасом Бибарсовым.

В интервью нашему порталу Мукаддас-хазрат обратился со словами напутствия к мусульманской молодежи России, а также поделился своим мнением по поводу протестов против строительства мечетей в Москве и других российских городах, недавних поджогов православных храмов в Карачаево-Черкесской республике, возможности объединения мусульманских организаций России и др.

Мукаддас-хазрат, наступил праздник Курбан-байрам. Что бы Вы пожелали мусульманам России в этот светлый праздник?

Ассаляму алейкум ва рахматуЛлахи ва баракятуху. В этот светлый праздник я бы хотел пожелать всем мусульманам сильного духа, крепкого здоровья. Мы должны понимать, что наши проблемы кроме нас никто решать не будет. Прежде всего, нам надо обратить внимание на воспитание подрастающего поколения, которое будет формировать в будущем нашу умму.

Давайте поговорим тогда о мусульманской молодежи. К сожалению, сегодня она очень разношерстна. Из-за неимения знаний многие молодые люди уходят в разные течения, следуют различным идеологиям и начинают обвинять друг друга во всякого рода недостатках. Сегодня очень часто можно услышать, как некоторые молодые люди спокойно обвиняют других в неверии, хотя такое обвинение должно иметь под собой очень веские причины и выноситься авторитетными богословами. Вы, как мусульманский лидер, с каким напутствием обратились бы к мусульманской молодежи?

Хочу пожелать молодым мусульманам, чтобы они прислушивались к старшим, имеющим жизненный опыт. Если обратиться к истории, понимаешь, что в один день ничего не решалось и не решается. Пророк Мухаммад (мир ему), самый лучший из людей 13 лет проповедовал религию своим соплеменникам в Мекке. 13 лет он совершал таваф вокруг Каабы, когда в самой Каабе находились идолы. И за это время он ни разу не сделал попытку, чтобы уничтожить этих идолов. И только когда настало время, и была образована единая умма, тогда они были оттуда убраны.

Я поражаюсь тому, насколько мы нетерпеливы. Мы все время ищем изъяны друг у друга, сразу начинаем обвинять во всех тяжких грехах. Имея недостаточное образование, ограниченные знания, прочитав несколько брошюр о религии, нельзя рассуждать о серьезных глубинных вещах. Это прерогатива тех, кто имеет фундаментальные знания, широкий кругозор и большой жизненный опыт. Сейчас многие черпают информацию из интернет-сайтов с сомнительным содержанием, где зачастую цитаты мусульманских источников вырваны из контекста и подменены понятия. Обратите внимание, что подавляющее большинство таких сайтов анонимно и непонятно, кто за ними стоит. Очень бы хотелось, чтобы молодые люди осознавали это.

К сожалению, сегодня утрачиваются традиции добрососедства, взаимовыручки. Аллах послал Коран как руководство для людей. И в нем прописано, как друг к другу должны относиться люди на основе братства. Это нужно прививать с детства. Воспитание ведь не происходит за один год или два. Воспитание – это долгосрочный процесс. И тут следует напомнить слова Пророка (мир ему), что «те из людей, что были лучшими во времена джахилийи (невежества) являются лучшими и в Исламе, если усвоили (установления) религии».

Но я хочу сказать, что большая вина того, что происходит с нашей молодежью, лежит и на нас, старших. К сожалению, мы не смогли стать авторитетом для своих детей. Мы откладывали на потом один из важнейших вопросов - воспитание. Мы думали, что будем заниматься ими в старости. Но как говорится, «выжитый фрукт уже никому не нужен». Те родители, у которых сейчас растут дети, должны извлечь из нашего опыта урок и не повторять ошибки старшего поколения.

Рассуждая о распространении радикализма на Северном Кавказе, Вы говорили, что в этом регионе необходимо изменить отношение к мусульманам. В этом году глава Дагестана Магомедсалам Магомедов совершил хадж. Как Вы думаете, будет ли способствовать данное событие укреплению взаимодействия Ислама и власти в республике?

В последнее время сложилась не простая ситуация в Дагестане. Я сужу, в том числе из того, что передают независимые СМИ. И ещё раз хочу повторить, что власти северокавказских республик должны изменить отношение к своим поданным.

В прессе пишут о том, что в Дагестане молодых людей могут задержать только потому, что они совершают намаз или носят бороду, обвинить в преступлениях, которые они не совершали. Конечно, порядка в такой ситуации не будет.

Совершение хаджа – это пример для многих, но это благо, прежде всего, для самого паломника, в данном случае для главы Дагестана. Руководство республики должно действиями показывать, что меняется отношение к своим гражданам. Мы живем в 21 веке, и если будем подавлять идеи и ориентироваться только на одну идеологическую группу, то в такой многонациональной республике как Дагестан, где есть разномыслие, порядка не получим.

Недавно в Карачаево-Черкесской республике были совершены поджоги церквей. Из мусульманских лидеров этот акт вандализма осудили только руководители мусульманских общин Северного Кавказа. Почему мусульманские лидеры других регионов не выступили публично с осуждением этого преступления?

Вы не правы. Руководители мусульманских общин, имамы мечетей осудили этот акт. В своих проповедях они заявили, что это преступление и не имеет отношения к Исламу.

В современной России такого не было, чтобы разрушали мечети, церкви. В такой мусульманской республике, как Карачаево-Черкесия, поджигать храмы тех, кто в меньшинстве – это явная провокация. Она направлена на то, чтобы столкнуть людей разных конфессий.

Это преступление вызывает лишь озлобленность у людей. В итоге страдают, прежде всего, мусульмане, к которым меняется отношение в худшую сторону. Правоохранительные органы должны приложить все усилия, чтобы найти этих «варваров» и наказать их, потому что с точки зрения Ислама я не нахожу никакого оправдания.

Всевышний Аллах в Коране говорит: «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по невежеству. Так Мы приукрасили для каждого народа их деяния». Пророк Мухаммад (мир ему) даже в военное время запрещал разрушать храмы других конфессий. Он (мир ему) говорил: «Не поступайте вероломно и не преступайте границ, не убивайте детей, женщин, стариков и уединяющихся в своих кельях, не вырубайте пальм, ни иных деревьев и не разрушайте никаких строений!»

Давайте затронем вопрос строительства мечетей в Москве. После шума, поднятого вокруг выделения московскими властями участка под мечеть в районе Текстильщики, вызванного протестом некоторых его жителей против данного решения, в СМИ появилась информация, что бетонный купол строящейся в Москве Соборной мечети может обрушиться из-за звукового резонанса от голосов большого числа молящихся.

Не кажется Вам, что идет своего рода информационная война против мусульманской общины столицы?

Если говорить о проблеме запрета строительства мечетей, то она имеет отношение не только к Москве. Мы помним, что не выделяются участки под мечети и в Сочи, Воронеже, Липецке, городах Подмосковья. Была даже попытка собрать подписи против строительства мечети в Пензе, хотя участок, на котором она строится, абсолютно автономный, рядом нет никаких жилых домов и т.д.

Все это наталкивает на мысль, что идет целенаправленная попытка «вбить клин» между конфессиями. Все знают и понимают, что запретами проблемы не решаются, а усугубляются. Я надеюсь на благоразумие местных властей, в том числе нового мэра Москвы.


Вы коснулись ситуации с мечетью в Воронеже. Вы, наверное, в курсе, что у мусульманской общины в официальном порядке запросили анкетные данные на русских мусульман. У Вас такие данные не запрашивали?

У нас не запрашивали данные о русских мусульманах. Но были попытки правоохранительных органов запросить данные относительно количества верующих и т.д.

Существуют законы Российской Федерации, в том числе «Закон о милиции», где четко сказано, какие данные запрашивать милиционеры имеют право, а какие нет. Самим мусульманам нужно быть более грамотными и защищать свои права, опираясь на российское законодательство, потому что, к сожалению, даже правоохранительные органы не всегда знают свои обязанности.

Некоторые мусульманские лидеры и представители мусульманской общественности выразили возмущение в связи с арестом главы издательства «Сад» Айдара Хабибуллина и теми обвинениями, которые ему предъявляют. Что Вы скажете по поводу случившегося?

Я не могу ничего сказать об этом человеке, так как не знаком с ним. Но литература и журнал, которые выпускает его издательство, выполняют исключительно просветительскую функцию.

Хочу сказать о другом. Сначала я воздержался от комментариев по поводу ареста главы издательства «Сад». Но когда его обвинили в том, что он, суфий, готовит террористов-смертников, так называемых «ваххабитов», то мне стало ясно, что его задержание - заказ. Это обвинение абсолютно безграмотное. Его предъявляли люди, которые вообще не имеют представления об Исламе .

Для меня было поразительно заявление известного нашего политического деятеля, вице-спикера Совета Федерации РФ Александра Торшина. До этого случая он всегда выступал очень корректно и грамотно, и меня удивило его высказывание о том, что Айдар Хабибуллин, будучи суфием, при помощи гипноза вербовал террористов-смертников. Это полная безграмотность. Это то же самое, как если адмирала Колчака обвинить в большевизме. Я считаю, для руководства и сотрудников МВД надо проводить семинары об Исламе.

Сейчас наблюдается новая волна запрета исламской литературы. Не кажется ли Вам, что запрет многих трудов исламских мыслителей наносит большой удар по мусульманскому книгоизданию в нашей стране?

Я считаю, что в определенной степени в этом есть и наша вина. Мы знаем, что решения о запрете исламских книг выносятся на основании экспертиз некомпетентных в вопросах Ислама людей. Мусульмане должны противостоять этому, подавать встречные судебные иски и, если надо, доходить до Страсбурга для того, чтобы защитить и сохранить исламское духовное наследие.

В Красноярске мусульмане подали кассационную жалобу против запрета книги Саида Нурси. В начале этого года мусульмане Саратовской области и Татарстана добились отмены решения Городищенского районного суда Пензенской области о признании экстремистскими двух книг об Исламе. То есть, мусульмане стали активнее реагировать на ущемление своих прав. Например, в Нижнем Тагиле имамы сразу отреагировали на заявление местной учительницы о том, что «Ислам разрешает убийство людей», а руководители мусульманских организаций Тюмени потребовали привлечь к ответственности преподавателя местного вуза за антиисламские высказывания и т.д. Считаете ли Вы, что самосознание мусульман сегодня намного выше, чем лет пять назад?

Конечно, религиозное самосознание мусульман растет. Стоять на одном месте невозможно. Значительная часть молодежи сегодня понимает, что Ислам – это не только посещение мечети. Ислам – это нечто большее.

Сегодня многие мусульмане реагируют на ущемление своих прав, приходят за консультациями и к нам. Конечно, религиозное самосознание мусульман сегодня выше, чем несколько лет назад. Но хочется, чтобы оно росло еще быстрее.

Мукаддас-хазрат, была попытка объединения мусульманских лидеров под единой организацией с единым муфтием. Многие СМИ написали, что объединительный процесс провалился. Какая, по-Вашему, главная причина, из-за которой объединение мусульманских лидеров остается невозможным?

Жизнь показала, что мы все-таки не созрели для объединения. Я не сказал бы, что объединение не состоялось из-за личных амбиций кого-либо из мусульманских лидеров. Есть глубинные проблемы, без решения которых невозможен процесс объединения.

Но, тем не менее, серьезное продвижение в этом направлении все равно есть. Если многие мусульманские лидеры раньше смотрели «косо» друг на друга, то сегодня мы свободно встречаемся, ходим друг к другу в гости, обсуждаем важные для уммы проблемы, советуемся по многим вопросам. Я думаю, время все расставит на свои места, инша Аллах.

В прошлом году президент страны Дмитрий Медведев на одном из совещаний с руководителями духовных управлений мусульман говорил о необходимости создания исламского телеканала с целью исламского просвещения. В интервью нашему порталу глава Духовного управления мусульман Чечни Султан Мирзаев сказал, что данный вопрос не продвинулся вперед по вине самих муфтиев, что никто за них его пробивать не должен. Согласны ли Вы с этим мнением?

Я бы не хотел вступать в полемику с Султан-Хаджи. Но все-таки отвечу на данный вопрос. Почему-то у нас привыкли рассуждать так, что во всех проблемах уммы виноваты муфтии. То, что мусульманское сообщество оказалось неспособным создать культурные, просветительские общественные институты – это вина не только муфтиев.

Я не считаю, что задача мусульманских религиозных лидеров – создание телеканала. То, что президент озвучил данную проблему, и то, что ее понимание дошло до высшего руководства страны - это заслуга, прежде всего, муфтиев. Мусульманской общественности тоже надо что-то делать, чтобы этот вопрос продвинулся вперед.

Беседовала Ася Капаева