Никому не избежать битвы

На модерации Отложенный

 

Упадок пассионарности и его последствия

 

Какой главный фактор определяет силу и мощь народа, цивилизации? От чего зависят её перспективы - расцвет и величие или упадок и деградация? Что влияет на то, насколько успешными будут реформы, на то, какое место займёт страна в мире? Может быть, это сильная экономика, военная мощь, научно-технический потенциал, демографический потенциал, в конце концов? Нет, ни один из этих факторов не является определяющим. А определяющий фактор был назван в середине 20 в. Л. Н. Гумилёвым, который придумал для него название"пассионарность".

 

Что такое пассионарность? Эту вещь можно определить как внутреннее стремление к деятельности, направленное на осуществление каких либо целей. Пассионарность - жизненная энергия, которая направляет на активные действия, внушает тягу к достижениям, нацеливает на преобразование мира. Движимые пассионарностью, забитые племена кочевников создают великие государства, а гигантские процветающие империи, которым, казалось бы, ничто угрожать не может, рушатся от её недостатка. Теория развития этносов Гумилёва, в которой пассионарность выступает в качестве ведущей движущей силы этногенеза, обнаруживает прекрасное соответствие с реальностью.

 

Однако прежде, чем продолжить статью, в связи с тем, что я буду использовать понятие пассионарности, введённое Гумилёвым, я хочу заметить следующее. Сама идея Гумилёва о введении пассионарности как движущей силы развития этносов, как и качественное расмотрение им процесса развития этноса - от его подъёма, вызванного пассионарным толчком до упадка и агонии, верна. К сожалению, будучи типичным идеалистом, Гумилёв не позаботился о том, чтобы поставить идею в правильный контекст, дать ей правильное толкование. Напротив, пытаясь заполнить пробелы, возникающие при приложении этой идеи к реальности, он нашпиговал свою теорию антинаучной мистикой и ложными трактовками. Так, например, причиной пассионарного толчка он считал некие таинственные космические лучи, а феномен "заражения" масс или толпы некой пассионарной личностью объяснял передачей воздействия через некое энергетическое поле. Кроме того, Гумилёв давал ложные трактовки пассионарности, типа того, что это некий не социальный или психологический, а биохимический феномен, что уровень пассионарности обусловлен генетикой, что пассионарность связана с готовностью отдать свою жизнь за иллюзорные идеи и говорил прочие глупости. Поэтому специально для личностей, воспринимающих мои статьи по принципу узнавания слов, - использование в этой статье понятия пассионарности не означает того, что я разделяю взгляды Гумилёва и его теорию в целом, как и те трактовки и объяснения феномена пассионарности, которые он приводил.

 

Пассионарность в трактовке Гумилёва для отдельного человека (пассионария) представляется как некая слепая энергия, невесть откуда свалившаяся на голову бедняге, вследствие чего он, не осознавая зачем, с упорством маньяка ищет какие-то заоблачные цели и пытается их достичь. Развитие этноса с точки зрения Гумилёва руководимо роком, который то, подбрасывая этносу пассионарности, обрекает его на активность и величие, то, отбирая пассионарность, с неизбежностью ввергает в упадок и гибель. Конечно же, такие трактовки пассионарности не могут быть верны.

 

Как же понимать пассионарность правильно?

 

В статье "О неразумности и внутренних ценностях" я уже делал попытку объяснить, что феномен жизни, феномен человека, феномен разума не могут базироваться иначе как на неком внутреннем источнике, работающим в роли антиэнтропийного фактора. В то же время, имея данный источник внутри, каждый человек в разные моменты своей жизни оказывается перед диллемой - осуществлять действия под влиянием внутреннего выбора, внутреннего решения, пытаться самореализоваться как личность, преодолевая трудности, либо поддаться трудностям и идти по пути наименьшего сопротивления, действовать под давлением среды. Тот, кто следует первому варианту, и будет на самом деле пассионарием. Однако на практике обычный человек может преодолевать меньшие трудности и пасовать перед большими. Яркого же и настоящего пассионария, такого, как рисовал Гумилёв, отличает от субпассионария (обывателя-эгоиста) и среднего человека вера в себя и убеждённость, что активные, неутомимые действия, нацеленные на результат, помогут преодолеть любые трудности. Таким образом, пассионарность (её наличие или отсутствие) зависят прежде всего от сознательной установки человека - пассионарий будет пытаться преодолевать любые трудности, и не пасует даже при многочисленных неудачах, субпассионарий нацелен лишь на то, как получить всё, не ударяя палец о палец.

 

Пассионарность - единое целостное понятие. Но при поверхностном рассмотрении в нём можно увидеть 2 аспекта, 2 фактора, каждый из которых является неотъемлемым элементом пассионарности. Это, во-первых, активность, во-вторых, наличие конструктивных целей. Почему эти факторы обязательно должны быть присущи пассионарному человеку? "Пассивное добро", декларирование неких идеалов и конструктивных целей без того, чтобы самому действовать над их достижением, а перекладывать ответственность на обстоятельства, на остальных людей и т. п., означает не только инфантильность и прятание головы в песок, но и потерю видения грани между добром и злом, между конструктивным и деструктивным. У "пассивно доброго" добро и идеалы превращаются в пустую абстракцию, которые он не может приложить к реальности и понять, насколько действия окружающих соответствуют этим понятиям, поскольку сам не делает ничего. Также нельзя изъять и наличие конструктивных целей, каких-то идеалов и т. п. Активный эгоист, у которого их нет, - раб среды, человек, который действует хаотично ради получения сиюминутной выгоды, и, в конце концов, вносящий разрушение и в окружающий мир и в свою собственную психику. Хаотично действующий эгоист не может придти ни к чему иному, кроме как к поражению, о чём было написано ранее в статье "свобода в конструктивном и деструктивном смысле".

 

К сожалению, в современном, утратившем пассионарность обществе, живущем по канонам западной цивилизации, расслоение этих двух составляющих пассионарности мы как раз и можем наблюдать. С одной стороны общество захватывают доводимая до абсолютного абсурда "толерантность", пассивность и инфантильность, с другой - расцветают не ограниченный никакими моральными нормами эгоизм, распущенность и наглость.

 

Настоящий человек всегда является пассионарием. При том, что разные люди-пассионарии могут направлять свою активность на разные цели и иметь различные основания для убеждённости в необходимости действий, их всех объединяет одно - наличие внутренней опоры, внутренней идентичности и способность на основе этой внутренней опоры целеустремлённо действовать. В какой бы ситуации не оказался такой человек, он способен поставить цели и придумать план для их достижения. Люди же, которые не являются пассионариями, слабы, они пасуют перед обстоятельствами и внутренне им сдаются, вне зависимости от того, ведут ли себя как обычные обыватели, как люди, "пассивно добрые", либо как активные эгоисты. По сути, люди, не являющиеся пассионариями, обладают значительным сходством с мёртвым, материальным объектом, вместо того, чтобы жить и развиваться, они спят, вырождаются и деградируют.

 

Собственно, проблема пассионарности - это, в первую очередь, проблема психологическая, проблема того, что личность человека занимает пораженческую позицию, поддаётся слабости и искушению. Однако, конечно, в значительной мере на выбор, который делает человек - быть личностью или пассивно плыть по течению и деградировать, влияет среда, влияют окружающие его общепринятые стереотипы, влияет общая атмосфера, умонастроения в обществе. Поэтому одно время порождает массу пассионариев и героев, другое - массу глупых, немощных, погрязших в деградации эгоистов. Нам, к сожалению, не повезло. Мы не живём во время героев и великих свершений. На дворе не время Петра, не двадцатые годы прошлого века. Власть в стране захватили глупые, бездарные, не способные ни на что эгоисты, страдающие комплексом неполноценности по отношению как к великому прошлому собственной страны, так и по отношению к Западу. Уже двадцать лет они ведут страну по пути разрушения и деградации, желая лишь одного - спрятаться от ответственности, от реальности, от того, чтобы что-то предпринимать, в удовольствиях, роскоши, упоении деньгами и властью. Эти деградировавшие подобны алкашу, который, устав от работы, от обязанностей, от реализации жизненных планов заполз в кабак и пьёт там много дней беспробудно. Чтобы сохранять это положение и дальше, эти деградировавшие пудрят народу мозги, пытаясь оправдать путь деградации и найти отмазки для своих преступлений. В обществе внедряются ложные западные ценности, культивируется равнодушие и эгоизм, под соусом ложно понимаемой "свободы", "толерантности", "демократии" и других извращённо трактуемых лозунгов насаждаются пороки, безнравственность, беспринципность и нечувствительность по отношению к любым аморальным, преступным, антиобщественным проявлениям. Нормой поведения становится наглость, легкомыслие, стремление любым путём к сиюминутной выгоде. Засилье ложных ориентиров, деградации и упадок пассионарности являются сегодня основной угрозой для нашей страны.

 

В обществе с дефицитом пассионарности, которое идёт к своей гибели, перепутываются понятия, а очевидные, естественные ценности, которые сотни лет обеспечивали существование и развитие общества, отрицаются, переворачиваясь с ног на голову. Многие начинают искренне считать, что способно существовать общество, в котором все - эгоисты, и вообще, такое общество и является нормой, что люди, выдвигающие идеи улучшения общества - это какие-то дураки или сумасшедшие, что любовь к своей стране и патриотизм - это какая-то глупость и пережиток и т. п. С такими людьми сложно вести диалог, сложно вывести их из транса и объяснить очевидные вещи, сложно привести к мысли, что надо что-то делать ради возрождения страны. Однако стоит понимать, что любые умонастроения можно переломить. Упадок пассионарности можно преодолеть. Упадок страны, этноса - не приговор, не веление судьбы, это лишь результат нашего бездействия, глупости, ориентации на ложные ценности. Одна из основных задач, которая стоит сейчас перед нами - разоблачить вышеупомянутые абсурдные стереотипы, развеять ложь, насаждаемую адептами западной модели развития общества. Без этого Россия в скором будущем обречена на гибель.

 

В обществе, где существуют правильные умонастроения, правильная атмосфера и доминирует дух пассионарности, любые антисоциальные проявления легко подавляются. Здесь каждый человек чувствует себя причастным к построению великого будущего страны и ежедневно своими усилиями его приближает. Идеалы, ценности, принципы использует и придерживается их в своей деятельности каждый. Здесь простые люди будут пресекать преступления, не дожидаясь милиции, будут оспаривать и корректировать глупые решения начальства, не уповая на вмешательство президента, будут порицать и искоренять эгоизм и другие пороки, не считая, что для этого должны изменить законы и политику наверху.

 

Однако по мере упадка пассионарности более вольготно начинают чувствовать себя всякие антисоциальные элементы, эгоисты и разрушители. Вместо достижения полезных целей разрушители начинают сначала их имитировать, а затем и попирать открыто, уничтожая потенциал, накопленный предыдущими поколениями, ради собственной сиюминутной выгоды. Страна, в которой происходит упадок пассионарности, заболевает, подобно человеку с ослабленным иммунитетом. Образом, которому начинает следовать большинство, становится образ хитрого пронырливого типа, сумевшего удачно ухватить что-то для себя лично. При вхождении упадка пассионарности в тяжёлую форму перестают нормально работать законы, власть захватывают преступники, в обществе устанавливается беспредел и не остаётся ничего, на что бы не позарились разнообразные хищники. В конце концов полностью рушится центральная власть и страна вместе с её населением оказывается добычей для тех, кто понаглее и посильнее.

 

Для конкретной отдельно взятой страны, этноса, цивилизации упадки пассионарности могут быть как временными, так и финальными. Временный упадок характеризуется кризисом, бедствиями и потерями, но заканчивается победой здоровых сил, которые берут верх над разрушителями и врагами и сменяется новым подъёмом пассионарности и возрождением страны. Такие временные упадки пассионарности Россия уже переживала - в эпоху феодальной раздробленности и нашествия татаро-монголов, в Смутное время, в период загнивания и распада Российской империи. Финальный упадок пассионарности характеризуется отсутствием здоровых сил внутри общества, которые могли бы спасти страну, провести правильные реформы и взять новый курс. В этом случае упадок пассионарности входит в тяжёлую форму, страна гибнет, нация навсегда сходит с исторической арены. Финальный упадок пассионарности, неотвратимо ведущий к гибели, переживает значительная часть "старых" цивилизаций при переходе от одного этапа развития (мировой) цивилизации к другому. Об этом я уже писал в статье "Сценарий ближайшего будущего цивилизации". Финальный упадок западной цивилизации происходит сейчас, и наша страна легко может разделить участь Запада, если не принять необходимых мер.

 

На Западе уже сейчас активно обсуждают перспективу трансформации Европы в "Еврабию" ( Eurabia). Так, американский политический обозреватель Марк Стайн в своей книге "America Alone: The End Of The World As We Know It" предсказывает гибель большей части западного мира в 21м веке. Однако не понимая глубинных причин угасания западной цивилизации, связанных с упадком пассионарности и кризисом системы ценностей, он, как и другие авторы аналогичных прогнозов, пытается, что свойственно людям с западным менталитетом, искать причины в частностях, например, политике США во время "Холодной войны", ошибках в развитии экономики и т. п. Сейчас европейцы составляют большинство в своих странах, на стороне Запада экономическая, технологическая и военная мощь, и ничто не мешает им, если бы они захотели этого, устранить исламскую угрозу. Ничто, кроме одного - их собственных дефектов в психике и мировоззрении, связанным с упадком пассионарности, с добровольным выбором в пользу деградации, увязания в эгоизме и различных пороках. Нет сомнений, что в силу особенностей своего менталитета западноевропейцы не смогут преодолеть, а будут лишь усугублять эти дефекты. Поэтому Запад повторит судьбу Древнего Рима, который уничтожили варвары.

 

Общество, переживающее упадок пассионарности, разрушается и снаружи и изнутри. Изнутри - своими собственными разрушителями, погрязшими в коррупции и эгоизме, снаружи - более наглыми и агрессивными представителями иных культур. Примеров и иллюстраций к реальности подобного разрушения можно привести массу, но не имеет смысла их приводить. Проблема упадка пассионарности в том, что гниение и разрушение общества происходит везде, по всему объёму. Не только в верхах, в среде олигархов, в госаппарате и т. д. Не только высшие чины МВД превращаются в отморозков, и, окончательно свихнувшись от собственной наглости и ощущения безнаказанности, начинают расстреливать всех подряд. Привычки и установки, характерные для психологии разрушителей, приобретают повсеместно самые обычные люди. Преступления и вопиющие случаи, о которых не рассказывают по телевизору и виновных в которых не ловят, происходят везде. На это нельзя не обращать внимание.

 

Существуют ложные представления о причинах трудного положения России и путях его выправления, популярные в том числе и среди "патриотов". Например, среди таких ложных и опасных представлений - представление об основной роли неких внешних врагов в сложившейся ситуации. Безусловно, враги есть и прилагают существенные усилия для разрушения России. Однако на разных врагов на одних лишь нельзя возложить ответственность за сложившуюся ситуацию. Такая трактовка ситуации не затрагивает проблемы упадка пассионарности, не даёт ответа на вопрос - если враги разваливали Россию, то что делали в это время все остальные? Популярная среди некоторых "патриотов" точка зрения состоит в возложении ответственности на власть за судьбу страны. Такая точка зрения, опять же, опасна, т. к. её сторонники не видят главной проблемы, заключающейся в объёмном саморазрушении общества, в роли психологии большинства в развале страны. Она приводит лишь к усугублению ситуации, поощряя дальнейшее бездействие, снятие каждым ответственности с себя лично и ожидание принятия мер со стороны власти. В связи с этой ложной трактовкой можно упомянуть также и фигуру Сталина, которого те же "патриоты" считают чуть ли не идеальным руководителем, а его методику управления - спасением страны от развала. Фактически, видя идеал в политике Сталина, они видят залог успеха лишь в одном - в стратегии наказания разрушителей, причём, многие из патриотов полагают, что наказание тех, кто осуществляет управление, должно производиться чуть ли не в плановом режиме, по типу - т. к. власть портит людей, с интервалом в 5 лет одного расстреливаем и ставим на его место следующего. Нет сомнений, что нормальное развитие страны может осуществляться лишь в одном случае - когда пассионарии преобладают над разрушителями и ведут страну куда-то вперёд, одна же лишь стратегия наказания не может привести ни к чему иному, кроме того, к чему и привела на практике политика Сталина - дискредитации основных идеалов, проникновению во власть лояльных приспособленцев и насаждению неприязни к режиму, и, косвенным образом, к государству и стране в целом. Таким образом, лишь один путь - возрождение пассионарности, изменение массовой психологии и ценностных ориентиров народа, без ожидания, что всё исправится после устранения врагов или прихода "хорошей" власти, может привести к положительному результату.

 

"Никому не избежать битвы. Кто сражается, победит, кто бежит - падёт." (Фульхерий Шартрский, 11 в.)

 

 

 

БСН

 

 

___________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________