Россия берет пример с США, отвергая международные нормы
Спустя много лет чрезвычайно затянутых расследований военных преступлений, совершенных в Африке, Международный уголовный суд в Гааге, возможно, наконец попытается привлечь к ответственности крупные государства, в частности Россию и США. Однако США так и не признали юрисдикцию этого суда, и вслед за ними Россия тоже решила занять такую позицию.
В понедельник, 14 ноября, канцелярия прокурора Международного уголовного суда (МУС) во главе с гамбийским юристом Фату Бенсуда (Fatou Bensouda) опубликовала доклад, в котором аннексия Крыма Россией в 2014 году квалифицируется как «международный вооруженный конфликт между Украиной и Российской Федерацией». В этом докладе говорится следующее: «Нормы права, касающиеся международных вооруженных конфликтов, применимы и после 18 марта 2014 года, поскольку ситуация на территории Крыма и Севастополя фактически представляет собой продолжающуюся оккупацию».
Режим Путина утверждает, что Крым добровольно присоединился к России в результате референдума, добавляя, что МУС проявил себя как «пристрастный и неэффективный» институт.
Главный обвинитель МУС также отметил, что «военные преступления, в частности пытки и жестокое обращение со стороны военнослужащих ВС США, размещенных в Афганистане и в секретных местах заключения, подведомственных Центральному разведывательному управлению, главным образом в 2003 и 2004 годах, в некоторых случаях продолжали совершаться до 2014 года».
МУС, созданный в 2002 году, оказался довольно пассивным и неэффективным институтом. Ему удалось завершить рассмотрение дел всего 17 человек, в результате чего только трое из них были признаны виновными. Все 39 подозреваемых, которых суд обвинил в совершении преступлений, были из Африки. Именно на этот факт сослались Бурунди, Южная Африка и Гамбия, заявившие, что они больше не признают юрисдикцию МУС. Доклад Бенсуды, по всей видимости, является попыткой доказать, что у МУС более широких охват — но реакция крупных держав оказалась вполне предсказуемой.
Во вторник, 15 ноября, представитель Госдепартамента Элизабет Трюдо (Elizabeth Trudeau) заявила, что США «не считают, что проверка или расследование МУС касательно действий американских военнослужащих в связи с ситуацией в Афганистане являются оправданными и уместными». По ее словам, США не признают юрисдикцию МУС и обладают собственными эффективными инструментами привлечения американских военнослужащих к ответственности.
В среду, 16 ноября, Путин распорядился, чтобы Министерство иностранных дел России уведомило генерального секретаря ООН о намерении России не становиться участником Римского статута, учредившего МУС. Министерство иностранных дел России опубликовало заявление, в котором говорится, что МУС потратил миллиард долларов, чтобы вынести всего четыре приговора за 14 лет, и что Москва не доверяет его решениям, поскольку МУС сконцентрировался на расследовании действий России, а не Грузии, в рамках короткой войны между странами в 2008 году.
Это распоряжение Путина, вероятно, призвано предотвратить возможные обвинения в совершении Россией военных преступлений в Сирии.
Для России отказ от участия в Римском статуте МУС является частью попыток избавиться от юрисдикций всех наднациональных судов. В прошлом году Верховный суд РФ постановил, что его решения имеют приоритет над решениями Европейского суда по правам человека — институтом ЕС, к которому Россия присоединилась в 1990-х годах при Борисе Ельцине. Позже Путин подписал закон, разрешающий российским судам отменять решения Европейского суда по правам человека.
Короткий роман России с Западом в целом и с Европой в частности подошел к концу. Единственный стандарт, по которому теперь будут оцениваться все ее действия, это США, где также существует традиция сотрудничать с международными институтами только тогда, когда это отвечает интересам США.
Отказ признать юрисдикцию МУС не избавит российских или американских граждан от уголовного преследования по обвинению в совершении военных преступлений. Юрисдикция этого суда распространяется не только на граждан стран-участников Римского статута. Афганистан является участником, а Украина признала юрисдикцию МУС, при этом не ратифицировав Римский статут. Однако на практике МУС никогда не сможет привлечь к ответственности американских военнослужащих, и Россия тоже уже ясно дала понять, что она может быть вне законов.
Демонстрация бессилия МУС оказалась весьма своевременной. Сторонники Дональда Трампа в США выступают против всего, что так или иначе напоминает надгосударственное правительство. Я даже слышал, что некоторые из них призывали к выходу из ООН. России тоже не нравятся глобальные институты, поскольку Путин считает, что они, в сущности, продвигают интересы Запада. Оба эти лидера, вероятнее всего, еще больше ослабят существующие институциональные структуры.
Комментарии
Россия не делала ничего такого, чего не делал, за последние годы, запад (США) только там живут правильные люди и там правильные законы, а в России всё неправильное... )))