"Водолаз с шоколадным загаром": тайна карьеры Алексея Улюкаева
На модерации
Отложенный
Юрий Лужков: "Я его раскусил еще в конце девяностых"
Среди министров Алексей Улюкаев всегда выделялся шоколадным загаром и стремлением поддерживать форму. Даже утомительные командировки и многочасовые перелеты не могли заставить его отказаться от утренней пробежки. «Вот что с человеком сделала молодая жена!» — подтрунивали над ним коллеги, но Улюкаев не обижался. Он вообще отличался неконфликтным нравом. И даже прозвище «водолаз», закрепившееся за ним после неоднократных попыток нащупать дно падения отечественной экономики, воспринимал с юмором. «Водолаз — очень почетная профессия», — отшучивался от нападок СМИ и депутатов министр.
Улюкаев в начале 90-х.
Алексей Улюкаев — плоть от плоти команды младореформаторов, стоявшей у истоков преобразований в России начала 90-х годов. Свой путь в экономику он начал, как и положено, с экономического факультета МГУ, куда поступил со второго раза, отработав год лаборантом в институте, где профессорствовал его отец. Учился Улюкаев хорошо, активно занимался общественной работой и с охотой ездил в стройотряды.
Карманные деньги будущему министру были нужны, чтобы удовлетворять «одну, но пламенную страсть» — к поэзии. Поскольку в свободной продаже хороших книг, особенно новинок, было не достать, студент Улюкаев ходил на популярные «толчки», где спускал честно заработанные 50 руб., а также в библиотеку. Там он, по собственным воспоминаниям, переписывал понравившиеся стихи в тетради по 96 листов. К моменту окончания университета их накопилось несколько десятков штук. Примечательно, что помимо Пастернака, Мандельштама и раннего Бродского в круг предпочтений юного студента входили малоизвестные поэты конца XIX — начала XX века, например Константин Фофанов. Тогда же, в университете, Улюкаев сделал собственные шаги в литературу, опубликовав несколько стихотворений в журнале «Студенческий меридиан».
Однако после окончания аспирантуры и знакомства с Анатолием Чубайсом и Егором Гайдаром увлечение поэзией отошло на второй план. Дипломированный специалист всерьез увлекся популярными на Западе экономическими теориями и возможностями их применения в Советском Союзе, экономика которого, как тогда уже было ясно, нуждалась в серьезных преобразованиях.
В середине 80-х Алексей Улюкаев был участником экономических семинаров «Змеиная горка», организованных Чубайсом и Гайдаром. А с 1987 по 1988 год принимал участие в заседаниях клубов «Перестройка» и «Демократическая перестройка», где обсуждались «несоветские» методы решения экономических проблем. Уже тогда Гайдар называл Улюкаева одним из самых продвинутых своих учеников и блестящим теоретиком.
В 1991 году молодой экономист вошел в состав правительственной команды в должности помощника Егора Гайдара, с 1992 по 1993 год руководил группой экономических советников, на совести которых, как сейчас принято считать, преступная приватизация и «шоковая терапия», а в 1994-м вслед за начальником ушел в Институт экономических проблем переходного периода (ИЭПП).
С такой биографией нетрудно угадать партийную принадлежность министра: в 1995–1997 годах он возглавлял московское отделение «Демократического выбора России», в 1999 году баллотировался в Госдуму по списку Союза правых сил, а также по одномандатному Чертановскому избирательному округу в Москве. Однако в обоих случаях потерпел фиаско. СПС набрал недостаточно голосов, а в одномандатном округе победил ставленник тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова.
Сам Лужков заявил «МК», что раскусил Улюкаева, когда тот на протяжении трех лет (1996–1998 гг.) занимал кресло депутата Мосгордумы, представляя районы Зюзино, Котловка, Черемушки и Обручевский. «Он претендовал на должность председателя бюджетной комиссии. В этой связи я с ним встретился, выслушал его позицию по ключевым экономическим вопросам и понял, что человек, придерживающийся философии монетаризма и пренебрежительно относящийся к реальному сектору экономики, не отвечает целям правительства Москвы и не может занимать такой пост. Свое мнение я высказал руководству Думы, и оно было учтено», — рассказал Лужков.
По его словам, впоследствии он был крайне удивлен карьерой Улюкаева на федеральном уровне. В 2000 году, с подачи Анатолия Чубайса, он стал заместителем министра финансов РФ (Алексея Кудрина) в правительстве Михаила Касьянова. В 2004 году, после назначения главой кабмина Михаила Фрадкова, перешел на должность первого зампреда Центрального банка РФ. В 2013-м Улюкаев рассматривался как один из наиболее вероятных кандидатов на пост главы ЦБ, но выбор в итоге пал на Эльвиру Набиуллину. По данным «МК», таково было решение Владимира Путина, который, как свидетельствуют источники, в принципе недолюбливает младореформаторов. В июне 2013 года Алексея Улюкаева назначили министром экономического развития вместо ушедшего в Кремль Андрея Белоусова. «При нем получилось не Министерство экономического развития, а министерство экономического разрушения», — сетует Лужков. Экс-мэр Москвы не берется комментировать задержание Улюкаева по подозрению в получении взятки. «Но если он это сделал, это безумие!» — говорит он.
Примечательно, что аналогичным образом ситуацию оценивают и многолетние соратники министра. «Для тех, кто знает Алексея Улюкаева более 30 лет, случившееся — шок», — написал на своей страничке в соцсети Анатолий Чубайс, призывая дождаться объяснения двух сторон. «Одна говорит: Улюкаев угрожал «Роснефти» и вымогал взятку (видимо, я что-то перестал понимать в этом мире). Но другой-то мы пока вообще не слышали», — указывает он. Еще категоричнее в защиту Улюкаева выступил глава РСПП Александр Шохин. «Человек с большим опытом в российской политике не будет в здравом уме вымогать деньги у главы «Роснефти» за уже совершенную сделку. В таком случае надо было бы Алексея Валентиновича не СКР задерживать, а представителям Кащенко», — заявил он.
Чиновники, знакомые с Улюкаевым, в свою очередь говорят, что министр в последнее время вел себя совершенно обычным образом — не нервничал, не суетился. На прошлой неделе он совершил поездки в Италию и Австрию, чтобы прощупать их позиции в отношении снятия санкций с России. В среду глава МЭР должен был вылететь в Перу, чтобы принять участие в министерской встрече, проходящей в рамках саммита Азиатского-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и предваряющей заседание лидеров (19–20 ноября в мероприятиях форума, как ожидается, примет участие Владимир Путин). Кроме того, на Улюкаева завязана подготовка пакета соглашений с Японией, подписание которого ожидается в ходе визита российского президента в Токио в середине декабря. А также переговоры по восстановлению полномасштабного сотрудничества с Турцией. По всей видимости, этой работой сейчас займутся его замы.
В отличие от других министров, Улюкаев никогда не отказывался от общения с прессой. В частности, он дважды ходил на передачу к Владимиру Познеру, от участия в которой с завидным постоянством отказываются глава Минфина Антон Силуанов и вице-премьер по социальным вопросам Ольга Голодец. В частности, Познеру Улюкаев признался, что в женщинах прежде всего он ценит сексапильность и привлекательность, а в мужчинах — доброту и порядочность. На необитаемый остров он взял бы с собой: из книг — «Робинзона Крузо», из фильмов — «Мой друг Иван Лапшин». Снова писать стихи министр экономики начал в 2011 году («После тридцати лет молчания вдруг прорвало», — пояснил он) и к настоящему моменту опубликовал два сборника. Примерно в это же время Улюкаев начал интересоваться интернет-поэзией и сейчас активно общается с авторами, публикующимися в Сети, выделяя такие имена, как Андрей Пермяков, Олег Горшков и Дмитрий Мельников. Этот круг общения министр, по всей видимости, сможет сохранить, если останется под домашним арестом.
Смотрите видео по теме: «Алексей Улюкаев в суде выглядел ошарашенно»
<script type="text/javascript" src="http://www.mk.ru/media/js/jwPlayer.js?v=7"></script> <script type="text/javascript">// </script>
Читайте материал "Домашний арест и семейный тыл Улюкаева: чем богат опальный министр"
Елена Егорова
Комментарии
Неужели Улюкаев такой дурак, чтобы брать взятку у путинского фаворита Сечина?