Государство и население

Последние заявления президента Медведева через призму диалектического материализма

 

Дураки и дороги — это все вторичное. Первая и главная проблема российского государства в том, что у него есть население. Будь только государственный аппарат и нефть — было бы куда органичней.

А так им то ЖКХ, то пенсии, то лекарства и прочие национальные проекты. Дороги опять же. Если б не население, дорог хватало бы. Населению надо все время всё объяснять. Из поколения в поколение. Почему при очевидной гениальности государственных вождей самая кровопролитная война прошла именно на нашей территории. И с самыми большими потерями населения. Почему так и не догнали Португалию по душевому ВВП. Почему парламент не место для дискуссий. Почему десять лет поднимались с колен — и вот тебе, опять симптомы застоя.

И ведь вот что важно. Не просто симптомы, а «с определенного периода». Опять же Россия «постепенно, но в то же время неуклонно» не просто улучшала политическую систему, но именно «за последние два года».

Короче, дело к президентским выборам. Не успело население сердцем прикипеть к государственному тандему, как опять на горизонте 12-й год. Как систему ни улучшали, как Чурову ни оказывали всестороннюю помощь, а приписать более 20% на круг все еще никак не получается. До советского идеала далеко: не Чечня все-таки. Значит, опять придется население вовлекать в процесс и что-то объяснять. Про симптомы. Про отдельные недоработки известных лиц и признаки забронзовения отдельных партий. Что работа правительства по некоторым направлениям нуждается в улучшении. Хотя вроде все хорошо: вместо удвоения ВВП намечено удвоение поголовья уссурийского тигра. К 2022 году. Если бы еще население под ногами не мешалось.

Можно, конечно, было бы и правду сказать. Мол, или аппарат для населения — и тогда он раз в четыре года идет на экзамен и в равном споре с оппозицией пытается доказать, что хотел как лучше, а уж как получилось — решать вам. Или, наоборот, население для аппарата. Тогда какие вам, сукиным детям, выборы?! Ваше дело рубить уголь и сплачиваться вокруг национального лидера и его братанов, а уж они лучше знают, что вам полезно, что вредно, застой на дворе или уверенное поступательное движение.

Нет, правду нельзя говорить по двум причинам. Во-первых (и в-главных, для них), это открытое объявление предвыборной войны элит. Что два года морочили нам голову тандемом, маневрируя и группируя силы под перспективы 2012 года. Во-вторых (и в-главных, для нас), это подтверждение того, что выдыхается путинская гуманитарная программа «вертикаль в обмен на коррупцию». Что голову морочили не два года, а все десять. Проверенными сказками про сплочение, консолидацию, агрессивное окружение тем временем потихоньку восстанавливая номенклатурную монополию на ресурсы. В том числе и на население, которое с 1917 года до 60-х было главным сырьем для их аппарата. С 60-х появилась нефть. Вот с этого времени у государства и начали запутываться отношения с народом. С одной стороны, вроде как нужен, с другой — хлопот с ним не оберешься.

Престранная вещь: у вертикали всегда отлично получалось эксплуатировать ресурс, держа его в ежовых рукавицах, мобилизуя на труд и на подвиг историями про грядущее величие и временные трудности.

Но как только аппарат брался за обратную задачу улучшения качества жизни не себе, а гражданам — так выходило из рук вон. Закрадывается подозрение, что для улучшения жизни граждане в аппарате не очень-то и нуждаются. Без него у них иной раз даже лучше выходит.

Хуже того. Стоит позволить населению дышать и делать что-то для себя, как вертикальное государство начинает разваливаться. Стоит начать наводить порядок, укреплять вертикаль и кормить не столько население, сколько себя, — как вот вам, пожалуйста, монополизм и симптомы застоя. Куда бедным вертикалистам податься?

Куда в таких условиях подается население, мы примерно догадываемся.

Оно, значит, опять и виновато. Не вертикаль же! Нарочно взяло себе привычку жить в регионах. Хотя любому понятно, что для укрепления вертикали налоговые поступления надо по максимуму собирать в Центр. Иначе какое единство? При Ельцине территории получали половину из собранных налогов, а сейчас треть. Когда порядка было больше? То-то! С другой стороны, при Ельцине было 22-25 регионов-доноров, а сейчас их 10-12. А еще сильно просело ЖКХ. Хотя баррель стал в четыре раза дороже.

Президенту Медведеву в Сыктывкаре доложили, что износ основных фондов в городском хозяйстве России составляет 60%, и на ремонт надобно уже 6 трлн рублей. Которых у вертикали нет и никогда не будет. По той простой причине, что вертикаль вообще не по этой части. Она чтобы высасывать ресурсы и пускать их на важное государево дело. А тут от нее требуется нечто невообразимое: брать откуда-то ресурсы и, наоборот, закачивать их в территории и в карманы рядовых граждан. Да она такого не умеет и не умела никогда! Ее вообще не для того проектировали. И государевы слуги таким странным делам вовсе не обучены. Они в основном по части мордобития. Чтоб население свое место знало и чтоб порядок был.

То есть президент Медведев становится на другой путь. Как уже судачат силовики, «на путь популизма». Этак мы можем прийти к тому, что голоса на выборах следует считать честно, у конкурирующих партий условия должны быть равные, а бюджет надо не пилить, а тратить на улучшение жизни граждан. Чем тогда, скажите на милость, суверенная российская демократия будет отличаться от какой-нибудь английской?!

Трудно предвидеть, как будет организовано новое ГКЧП и где окажется новый Форос. Но без него вряд ли обойдется — на кону слишком серьезные интересы у слишком серьезных людей. Которые к тому же совсем еще не старые. Они не смогут допустить, чтобы ради «каких-то там псевдодемократических рассуждений об интересах населения и законности» под удар были поставлены вертикалестроительные достижения всех последних лет.

Это что же, государственному человеку уже, значит, и вонючего правозащитника пристрелить нельзя?! А кто же тогда будет строить светлое завтра и делить ресурсы сегодня?

С другой стороны, вовсе не факт, что ослабшая без конкуренции, обрюзгшая, пропитанная коррупцией государственная машина путинской России в условиях общего разочарования выдержит возврат к демократии.

Что будем делать, товарищи, если другого выхода все равно нет…