«Робот, знай свое место»! О российском ГОСТе для роботов и роботизированных систем
На модерации
Отложенный
В России к концу этого года разработают свои правила жизни для роботов. Актуальность задачи эксперты объясняют крупным госзаказом на продукцию новой отрасли.
Антропоморфный робот Федор (он же FEDOR — Final Experimental Demonstration Object Research) умело орудует отвертками, ключами, дрелью, а при необходимости — даже болгаркой и ручной пилой. В середине октября его представили публике и объявили, что это первое человекоподобное устройство, которое в ближайшее время поступит на службу в МЧС, а затем отправится и на МКС в качестве бортинженера. Впрочем, Федор — устройство копирующего типа: он полностью повторяет движения оператора, который для этого надевает управляющий костюм.
Между тем в Корее и Японии уже существуют роботы, наделенные прототипом искусственного интеллекта - они способны самостоятельно принимать решения в сложных ситуациях. Но вот кто будет отвечать, если робот вдруг ошибется? В ряде стран эти вопросы уже регулирует свод законодательных актов. В России же законодательство в сфере робототехники в последний раз обновлялось больше 30 лет назад.
Новый стандарт обещают создать к концу 2016-го: российский ГОСТ для роботов и роботизированных систем уже анонсировал Национальный центр развития робототехники Фонда перспективных исследований. Объявлено также, что в нем будут собраны и упорядочены все термины и понятия робототехники, накопившиеся за те полвека, что это направление существует.
— Сложилась неприятная ситуация,— объясняет руководитель проектной группы, создающей ГОСТ, Алексей Кононов,— знания накапливаются невероятно быстро и стихийно, в итоге под одним и тем же термином зачастую понимают разные вещи. Мы стараемся заложить в ГОСТ максимально точную терминологию, создать понятный всем язык общения, чтобы единообразить знание. Новый ГОСТ основывается в первую очередь на отечественных разработках, но с учетом международного опыта.
— В России уже давно не хватало собственного стандарта, прежний был по большей части переводной и не отражал нашей ситуации,— говорит главный аналитик АНО "Модернизация", эксперт по IT и робототехнике Эдуард Пройдаков.— Тот факт, что сейчас появилась инициатива по наведению порядка в отрасли, скорее всего связан с новым крупным госзаказом на роботизированные системы. Насколько мне известно, к 2018 году, например, планируется создать серию автономных грузовиков.
Роботы на побегушках
Существующие сегодня в России ГОСТы — 28 стандартов и 8 рекомендаций — созданы в начале 1980-х. Все они относятся к промышленным роботам и манипуляторам. Сейчас же во всем мире появляется большое количество так называемых сервисных роботов — тех, что живут рядом с людьми. Промышленный робот ни с кем не общается, у него есть конкретная функция, которую он выполняет согласно заложенной программе. Сервисный же должен сначала понять, что именно человек хочет, а затем выбрать вариант поведения.
Развитию именно этой сферы Международная федерация робототехники (IFR) предрекает в ближайшее время взрывной рост. По данным, опубликованным IFR в конце октября, в прошлом году по всему миру было продано 5,4 млн сервисных роботов для личного и бытового использования, что на 16 процентов больше, чем в предыдущем. IFR прогнозирует, что в период с 2016 по 2019 год в мире будет продано около 42 млн единиц роботов на сумму 22,3 млрд долларов.
Большая часть сделок приходится на Корею, Японию, США и Германию. Россия до сих пор особо не отличилась на поприще создания и тем более продажи роботов. Правда, в последние годы государство стало проявлять интерес к этой сфере, появились интересные проекты, а с 2012-го Фонд перспективных исследований выдает гранты для их реализации.
Например, не так давно был продемонстрирован боевой робот двойного назначения, способный работать в экстремальных для человека условиях. Машина не боится радиации, может работать под завалами, способна парировать толчки и удары, обходить препятствия. А спецы из Северо-Кавказского федерального университета представили антропоморфных роботов, способных отличить лимон от гранаты и в случае необходимости обезвредить последнюю. Вообще, большая часть российских новинок связана либо с военной, либо с медицинской областью.
Железный зоопарк
Первая задача разработчиков стандарта — классифицировать существующие машины, чтобы разграничить в дальнейшем их "права и обязанности". Роботов делят по среде обитания: на наземных, воздушных, водных, при этом последние делятся еще на надводных и подводных.
— В России роботов часто делят по назначению на несколько классов, таких как сервисные, промышленные, военные,— рассказал Владимир Герасимов, старший инженер-программист компании "Нейроботикс".— Сервисные, в свою очередь, можно поделить на бытовых, информационно-развлекательных, для помощи людям с ограниченными возможностями и т.п. Разнообразие уже велико, но добавлять подпункты к этому списку можно бесконечно.
По задумке создателей, новый ГОСТ должен упорядочить и систематизировать не только имеющиеся классы роботов, но и их программное обеспечение, а также те комплектующие, из которых роботов собирают. Как рассказали "Огоньку" в Национальном центре развития робототехники, помимо языка общения, понятного как разработчикам, так и заказчикам, планируется создать электронную базу, где будут содержаться все возможные варианты комплектующих.
— Мы хотим создать такую систему, в которой роботы разных производителей могут работать вместе, чтобы их ПО было совместимо и комплектующие — относительно стандартными и заменяемыми,— поясняет Алексей Кононов.— Сейчас же даже самые хорошие разработки с трудом вписываются в производственные процессы, это отпугивает заказчиков от отечественных разработок.
При этом не секрет, что львиная доля комплектующих, из которых состоят российские роботы, иностранные. Разработчики надеются, что создание ГОСТа поможет решить и эту проблему.
— Мы используем электронные составляющие, произведенные в КНР, на Тайване и в других странах Азии, но при этом разработаны они, как правило, в США и странах Западной Европы,— говорит Владимир Герасимов.— У нас нет технологических средств для изготовления микроэлектроники современного уровня, отсутствует производство микромеханических устройств, от микродвигателей до датчиков. Да и программное обеспечение импортное, наши программисты его только оптимизируют под конкретные нужды, очень редко мы пишем что-то свое: нет запроса...
Впрочем, ГОСТ для роботов — лишь база для создания полноценного законодательства в этой сфере. Во всем мире к этой цели движутся двумя путями. Первый предполагает определение ответственности роботов, которая, впрочем, почти всегда разделяется между производителем и владельцем. Другой предполагает защиту людей от роботов. О восстании машин пока говорить рано, но вот защищать людей от посягательств роботов на рабочие места — вполне актуально.
В этом году, например, тайваньская Foxconn (производит элементы для электроники) разом уволила 60 тысяч человек, заменив их роботами. Аналитики Оксфордского университета посчитали: к 2036 году роботы и вовсе займут 35 % низкоквалифицированных рабочих мест. Это значит, что без работы может остаться каждый третий из тех людей, которые выполняют сегодня такие функции.
Что до России, то ее эта угроза касается меньше других: у нас до сих пор на 10 тысяч работающих приходится всего 10 роботов. Это меньше, чем во всех промышленно развитых странах мира (ОЭСР), а также в Китае. Похоже, наши рабочие с роботами еще повоюют...
Комментарии