Армия, которая пытается экономить

В начале недели появилась информация о том, что министр обороны России подписал указ № 840 «О ликвидации федеральных государственных учреждений культуры и искусства, находящихся в ведении Министерства обороны РФ».

Согласно этому приказу департаменту имущественных отношений военного ведомства страны якобы следует «представить предложения по дальнейшему использованию относящегося к федеральной собственности имущества».

Речь идёт о гарнизонных домах офицеров, солдатских и матросских клубах с библиотеками, сценами для выступлений и репетиций. А это тысячи объектов культуры, находящихся, как говорится, на балансе военного ведомства страны.

Слив или провокация?

Источником информации стала публикация в газете «МК», известной своими разоблачениями хозяйственной деятельности силовых структур. В газете утверждают, что, кроме приказа, есть уже и документы, составленные на его основе. Например, директива командующего войсками Западного военного округа, которая только в этом объединении предписывает ликвидировать 32 военных учреждения культуры. Многие из них в центрах городов — Москве, Воронеже, Твери, Туле, Нижнем Новгороде, Смоленске, Курске.

Военные эксперты, комментирующие подобные инициативы министерства обороны, отмечают два момента. Первый: подобный ход событий вполне соответствует генеральной стратегии развития армии в России. Когда вооружённые силы тратят все предоставляемые им средства исключительно на учебную и боевую подготовку. Второй: Минобороны постарается оставить в своём владении знаковые объекты военной культуры.

Заместитель председателя комитета по культуре Госдумы РФ в эфире радио «Коммерсантъ-FM» высказала своё отношение к подобному ходу «культурной реформы» армии. Драпеко считает, что как раз объекты, расположенные в центре мегаполисов, где вокруг них нет ни одной значимой воинской части, держать на балансе армии странно. А вот учреждения при удалённых военных городках, по словам Драпеко, подчас являются единственным центром культурной жизни таких населённых пунктов. И при передаче как в региональную, так и в муниципальную собственность их гибель как культурного центра — вопрос времени.

Официальных комментариев военного ведомства по поводу будущего «культурного наследия» Красной и Советской армии нет. Да и не может их быть, поскольку приказано лишь «подготовить предложения». Всегда есть надежда, что подчинённые отрапортуют о «нецелесообразности» закрытия этих самых очагов военной культуры. Что, конечно, наивно в ситуации субординации.

Скорее всего, общество стараются подготовить к выводу: армия должна быть только армией. Профессиональной структурой, не тратящей народные средства на культурные излишества. Тезис красивый, но, увы, более чем спорный. Особенно применительно к нашей армии.

Нужны ли солдатам музы?

В дни, когда даже холодильник, стоит его открыть, вещает о модернизации страны и её конкурентоспособности, принято приводить примеры развитых стран. При этом, когда речь заходит о политическом реформировании и развитии институтов общества по развитым моделям, «модернизаторов» тут же одёргивают: у России свой путь.

Тем не менее даже самые профессиональные армии стран НАТО о культурной составляющей службы не забывают. Пример тому мы видели на Красной площади во время ставшего популярным конкурса военных оркестров. Которые содержатся за счёт армейских бюджетов.

Или пример прагматичных французов. Эскадрилья бомбардировщиков ВВС Франции, выполнявшая часть боевых операций войск НАТО в Афганистане, носит имя Экзюпери, а на фюзеляже изображён классический Маленький принц.

Япония до сих пор содержит на плаву два броненосца Цусимской битвы — «Микаса» и «Асахи». А мы выводим из боевого состава флота выжившую при Цусиме легендарную для всех нас «Аврору».

То, что голливудские «Пёрл-Харбор» и «Спасти рядового Райана» были серьёзным образом финансированы за счёт Пентагона, — общее место, о котором знают все.

Выходит, что и цивилизованным профессионалам есть дело до муз в военной форме?

Когда русская армия платила?

Сегодня особенно часто приходится слышать, что культура страны неразрывна с православием. Но это более спорное утверждение, чем то, что отечественная культура неразрывно связана именно с армией. В том числе и финансово.

Говорить о том, что многочисленные институты культуры появились в армейских подразделениях исключительно в годы социализма, неправильно. Просто руководство Красной и Советской армии отлично понимало эффективность вложения средств в просвещение солдат и офицеров. Не то чтобы красные были столь мудры — они просто продолжили традиции царской армии.

Полки, даже не гвардейские, а самые что ни на есть строевые, за счёт полкового бюджета строили в месте дислокации здания офицерских собраний. Которые впоследствии содержались как за счёт господ офицеров, так и из полковой казны. Офицерские собрания строились именно в глухих городках и местечках и были едва ли не самыми заметными и архитектурно продвинутыми домами в городе. Кроме балов, музицирования и бильярда, непременной частью любого офицерского собрания была библиотека. Которой могли пользоваться как господа офицеры, так и их подчинённые. Более того, в библиотеках сами офицеры регулярно проводили занятия с солдатами по истории, географии и грамоте. Вопрос: а современная российская армия будет иметь подобные институции?

Классический пример проникновения культуры в армейскую среду, а вернее обратного процесса — полковые оркестры. Которые были созданы как вид вооружения — подача сигналов в бою в отсутствие мобильной и спутниковой связи. Но в мирное время полковые оркестры становились главным очагом культуры именно в небольших городках и местечках. Именно полковые оркестры обеспечивали всю музыкальную жизнь русской провинции.

Даже такую деталь, как оформление меню для офицерской столовой, в русской императорской армии не доверяли абы кому из трактира. Известный факт — эскиз меню для лейб-гвардии Казачьего полка выполнил Васнецов.

Офицеры участвовали и в театральной жизни. Лучший пример — постановка силами военнослужащих для Эрмитажного театра оперы «Царя Иудейского» в начале ХХ века. Оперу представили и в Мариинском театре, планировались гастроли в Европе. Всему помешала Первая мировая…

То, во что превращаются офицеры полка, лишённые культурного досуга, подробно описал в «Поединке» Куприн. Чем же российский офицер так отличен от своих предков?..

Но купринские эпизоды были как раз исключением. А правило… В 1814 году русская армия была единственной из войск стран антибонапартовской коалиции, которая, покидая Париж, расплатилась за постой полностью.

Говорят, что французы до сих пор считают русских солдат самыми культурными в Европе.