Крик немого. Леонид Парфенов констатировал смерть российского ТВ
В марте 2010 года Первый канал и Российская академия телевидения решили учредить премию имени Владислава Листьева в память пятнадцатой годовщины смерти первого генерального директора ОРТ. Первым лауреатом премии стал известный тележурналист и документалист Леонид Парфенов, заслуги которого перед отечественным ТВ сложно переоценить. Вряд ли руководство Первого, решив вручить премию создателю "Намедни", подозревало, каким скандалом это обернется.
На церемонии вручения Парфенов, явно волнуясь (в зале - Эрнст, Добродеев, Миткова), прочел с бумажки речь, в которой заявил, что российское телевидение перестало служить обществу, а лишь занимается обслуживанием власти. "Наше телевидение все изощреннее будоражит, увлекает, развлекает и смешит, но вряд ли назовешь его гражданским общественно-политическим институтом", - заявил телеведущий. По его мнению, виновато в этом "огосударствление" телевидения.
В завершение своего выступления Парфенов подчеркнул, что не вправе винить за это никого из коллег. "Сам никакой не борец и от других подвигов не жду. Но надо хоть назвать вещи своими именами", - отметил он. Пересказывать печальный диагноз российскому ТВ полностью нет смысла: выступление Парфенова можно посмотреть на Youtube.
Парфенов, действительно, не боец. В 2001 году он отказался участвовать в драке за НТВ с газпромовским десантом, предпочтя творческому самосожжению возможность работать. Старая команда НТВ во главе с Евгением Киселевым покинула канал, добровольно записавшись в ярые оппозиционеры. Парфенов вернулся на телеканал, став лицом нового НТВ. Его "Намедни" того периода до сих пор остается непревзойденным по качеству политическим еженедельником на российском телевидении.
Помидоры, впрочем, завяли довольно быстро. В 2004 году руководство НТВ уволило Парфенова за попытку поставить в эфир интервью с вдовой чеченского сепаратиста. "Намедни" было закрыто, а Парфенов ушел творить в журнал "Русский Newsweek". Параллельно на НТВ "Свободу слова" симптоматично сменила "Программа Максимум". К этому моменту Первый и ВГТРК уже отучились делать новости, а править бал стали продюсеры развлекательных шоу.
Но даже смеяться над политикой теперь дурной тон.
О споре хозяйствующих субъектов, жертвой которого стало НТВ Гусинского, рассуждают до сих пор. НТВ действительно не было оплотом совсем уж независимой журналистики, насколько таковая вообще может существовать. В некоторые моменты компания точно так же обслуживала интересы Гусинского, как сейчас обслуживает российскую власть. Но это была мощная альтернативная точка зрения, с которой чиновникам приходилось считаться.
Разгром НТВ в 2001 году стал соломинкой, переломившей спину еще не окрепшей российской тележурналистике. С той поры, при активной поддержке и попустительстве власти, она лишь деградировала: на смену новостям и аналитике пришли бессмысленные протокольные съемки и пляски экспертов. Сейчас, когда все российское ТВ в унисон поет оды правительству, НТВ того времени кажется доисторическим мамонтом российской тележурналистики. Даже талант Парфенова теперь годится лишь на то, чтобы развлекать зрителей Первого канала историями из жизни СССР.
Пожинать плоды этой ошибки Россия будет еще долго. Россияне банально отучились реагировать на сигналы власти, в том числе благодаря пассивности телевидения. Дошло до того, что президент России Дмитрий Медведев был вынужден отметить появление "симптомов застоя" в политической жизни страны. С такой прозорливостью мы все рискуем дождаться того, что российское ТВ повторит свой танец маленьких лебедей.
Еще раз: Парфенов, действительно, не боец. Но среди российских телевизионщиков, похоже, нет сегодня ни одного человека смелее, чем он. Тяжело признать перед коллегами, что твоя профессия никому не нужна: российский зритель общественно-политического ТВ так же мертв, как и общественно-политическое ТВ.
В 2001 году, когда в телекомпании НТВ сменился собственник, на улицы Москвы защищать свое телевидение вышли десятки тысяч человек. В 2004 году, когда закрыли "Намедни", российским телезрителям было уже плевать и на Парфенова, и на НТВ, и на самих себя. Сейчас, реши вдруг власть снова закрыть НТВ, лучшее, на что можно рассчитывать – это митинг поклонников "Глухаря".
Комментарии
Ничего эпохального в Листьеве не было, тем более, до той степени, чтобы учреждать премию его имени. Не Поле же Чудес, аккуратно слизанное в соответствии с лицензией, повод для такой незабываемости...Ах, ещё "Взгляд"!
Боюсь, что почти всё, что у нас на ТВ подается как прорыв, давно уже кем-то где-то и придумано, и реализовано. Исключая разве что КВН и "Что? Где? Когда?"
но он внёс свежую струю на замшелые экраны ТВ, уже даже тем, что по его наводке были КУПЛЕНЫ лицензии игровых программ.
А вот интересно, что бы Вы лично. "если бы были директором" показывали по ТВ?
Да такое, чтобы ВСЕМ угодить?
Ну ка, ну ка!!
вся одесса очень велика....
Тем более, если не просит она.
Вот всегда считал Парфенова взвешенным и уравновешенным журналистом. А оказалось, ему тоже мало крови на нашем ТВ. А потом почти все журналисты удивляются, ну почему же их так презирают в собственной стране.
Парфёнову не надо крови, но и сладкого сиропа - тоже.
И где вы увидели сладкий сироп? Да 90 % всего эфирного времени заняты катастрофами, преступлениями и криминалом. Даже зарубежные новости почти только из них и состоят! Не отстает и развлекательная часть нашего ТВ. Сплошные сериалы про уголовников и ментов. На всех каналах идут показательные суды, для злобных и стервозных домохозяек - программа Максимум. Сейчас все журналисты взахлеб паразитируют на трагедии в станице Кущевской, изгаляясь в подборке эпитетов. Да, это правда, про что они пишут. Но изо дня в день говорить и смаковать детали этой трагедии может только психически ущербный человек. Такое впечатление, что в стране больше ничего не происходит! И никто из них не сочувствует погибшим. Все эти журналисты стремятся побыстрей пропиариться на этой теме. А потому что большинство зрителей нашего ТВ уже воспитаны в духе телевизионных кровавых зрелищ. И приучили к крови обывателей журналисты. Судя по всему и Парфенов печется только о негативной правде. А где позитивная правда? Или для "свободного" журналиста стремно об этом писать?
Ну нельзя же так в одну кучу - кони, люди, мухи, котлеты....
А я и в самом деле работала на ТВ, в Ленинграде, мои программы - о новаторах и их рацпредложениях.
Давно это было, ещё в прошлой жизни......:)))
Я говорила о программах Парфёнова, в которых нет ничего такого, о чём говорите Вы.
Ну нельзя же так в одну кучу - кони, люди, мухи, котлеты....
А я и в самом деле работала на ТВ, в Ленинграде, мои программы - о новаторах и их рацпредложениях.
Давно это было, ещё в прошлой жизни......:)))
Как не включишь ТВ - то чернопузые и бородатые, то имамы кричат, то синеволосые и желтомордые в мультфильмах бегают. То ли мультик, то ли ужастик.
Или едят, готовят и едят, смешав чеснок с ананасом. Я то не голодная, могу себе позволить, хоть чеснок, хоть ананас, но когда в стране столько людей за чертой бедности - это уже издевательство. Специально что ли хотят агрессию подогреть?
капля камень точит.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Все пытаются показать какие они "великие".Создают себе иконы,например,в лице Листьева.Плохо,что в стране убивают,но почему страна должна сожалеть о смерти этого шоумена больше,чем о смерти многих других людей?
А смерть ТВ, как общественно-политического института, ещё не знаменует смерть собственно ТВ. Это преувеличение. Общественно-политический институт и ТВ это не слова синонимы. Половине населения на политику плевать с высокой колокольни. Как и на высокопробную культуру. Рейтинг канала "Культура" тому подтверждение, увы.
Кстати, кто подскажет реальные дивиденды от расцвета "общественно-политического института" времен Киселева с Шустером? Кто-то из зрителей уберегся от дефолта 1998 года с их помощью? Или заслуга их общественно-политической шоу-деятельности в том, что Путин на президентских выборах набрал 70%, а не 100?
Или говорильня бесценна сама по себе и ради себя же?
Да и говорили бы о разных событиях.
Но только НТВ при Гусинском имело такую возможность, ан закрыли его.
Ну, с властью - все понятно, нахрена ей такая гармонь, а вот что народ порадовался -как же, олигарха окоротили- так это еще раз говрит о его, народе, понимании и мозгах .
Неужели все думают, что на таком престижном рауте без высшего соизволения можно было зарядить такое безобразие?!
Господа, опомнитесь!
Тут надо думать "qui bono"?
А Парфенов... Ну что ж Парфенов... Душка!