Иссей Мияке родился в 1938 г.
в Хиросиме. Его отец был военным и погиб на войне. Семилетним мальчиком Мияке пережил американскую атомную бомбардировку Хиросимы и чудом выжил, потеряв почти всех близких. Сначала он учился в художественной школе, затем поступил в престижный токийский университет Тата artна отделение графического дизайна. Но уже тогда И. Мияке думал о проектировании одежды — еще студентом он написал письмо к участникам Международного конгресса дизайнеров в Киото в 1960 г., спрашивая, почему на нем не представлены модельеры.
В то время моделирование одежды считалось ремеслом или искусством, а И. Мияке думал именно о дизайне одежды, который может изменить жизнь людей. Тогда же он начал эксперименты по созданию новых форм одежды. Его первая коллекция была представлена в 1963 г. и называлась «Поэма из ткани и камня». В 1964 г. Мияке окончил университет, в 1965 г. приехал в Париж, чтобы изучать ремесло высокой моды в Школе при Синдикате высокой моды. Будучи способным учеником, он получил в 1966 г. диплом этой школы и работу ассистента в Доме «Ги Лярош», в 1968 г. — у Юбера Живанши. Затем он отправился в США — в страну массовой культуры, готовой одежды и искусства поп-арта, которым он тогда увлекался. В 1969 г. Мияке работал у нью-йоркского модельера Дж. Бина стилистом.
Однако, освоив европейскую традицию моделирования одежды, Мияке не остался на Западе, как многие, а в 1970 г. вернулся в Токио и вместе со своим другом Томоко Комуру основал собственную фирму «Miyake Design Studio». Мияке стремился к простой «одежде для людей», как американские джинсы и трикотажные майки. Студия была открыта в апреле, уже к концу года была готова первая коллекция на сезон весна/лето 1971 г., над которой Мияке работал вместе с дизайнером по текстилю Макико Минагава. В конце 1970 г. коллекция была показана главному редактору американского издания «Vogue» Д. Вриланд. Это были трикотажные майки с рисунками, напоминающими традиционные татуировки, которые в XX в. делали члены японской мафии «якудза», изображающие кумиров западной контркультуры, — Джимми Хендрикса и Дженис Джоплин. Такое необычное соединение западных и восточных мотивов привлекло внимание к новому имени, и Мияке стали считать авангардным дизайнером, раздвигающим рамки традиционной моды. В 1971 г. Мияке открыл пресс-бюро в Нью-Йорке и Париже и провел первый показ своей коллекции в Нью-Йорке. Коллекция осень/зима 1971 —1972 гг. была продемонстрирована на открытии галереи «Японский дом» в Нью-Йорке. В 1973 г. он уже участвовал в неделе прет-а-порте в Нью-Йорке и Париже.
Первые модели Мияке не были похожи на то, что делали другие. Казалось, что он старается забыть, чему научился в Париже. Его одежда не была ни западной, ни восточной, а принципиально новой. Мияке не делал и японскую одежду, заимствовав только общие принципы создания костюма и философию художественного творчества. У японской одежды Мияке заимствовал комфортность и универсальность костюма, свободный покрой, многослойность. Часто в разложенном виде его модели имеют форму квадрата, прямоугольника или круга. В 1976 г. появилась идея одежды «A Piece of Cloth» (кусок ткани) — кусок ткани простой формы может превращаться в разнообразную одежду, когда его обматывают вокруг тела, делают в нем прорези либо пришивают рукава. Такая одежда предназначена для движения, создает ощущение свободы и комфорта, подходит всем независимо от фигуры. Трансформация в процессе ношения позволяет каждому создавать из этой одежды индивидуальное творение. В философии моды Иссея Мияке человек обязательно участвует в создании моделей благодаря отсутствию жесткой структуры. Мияке особо указывал на возможность соучастия потребителя в творческом процессе как на один из принципов своей творческой концепции: «Без изобретательности тех, кто будет ее носить, моя одежда — не одежда. В ней предусматривается простор для фантазии потребителя, который сможет понять ее по-своему».
Несомненно, что на философию одежды И. Мияке повлияло его пребывание в Европе и Америке — то было время, когда заявила о себе альтернативная культура. В одном интервью И. Мияке признался: «В японском языке есть три разных слова для понятия «одежда»: 1) западная одежда, 2) японская одежда, 3) одежда вообще, но это слово может означать и удачу, и радость. Когда меня спрашивают, какое из этих значений подходит к моей одежде, я отвечаю, что создаю радость»1. Работая над своими духами «L'Eau d'Issey» («Вода Иссея»), которые произвели сенсацию в 1992 г., Мияке старался найти аромат, который вызывал бы чувство счастья.
Одежда Мияке имеет мало отношения к моде — он не следовал никаким тенденциям, хотя его коллекции, несомненно, оказывали влияние на других дизайнеров и на моду в целом. В моделях Мияке нет примет сезонной моды, как нет прямых «цитат» из истории костюма, — это настоящая «футуристическая одежда» для тех, кто не хочет быть «рабом моды». Но при ее создании Мияке вдохновлялся впечатлениями, полученными во время путешествий в разные страны мира, цветовой гаммой Марокко и японскими гравюрами на дереве. Так как одежда Мияке не связана с модой, она не теряет своей актуальности со временем. В 1986 г. Мияке открыл в Токио магазин под названием «Перманент», где продает модели этой линии не только из последних, но и из прошлых коллекций, подчеркивая тем самым, что его одежда — вне времени. Ее любят носить люди искусства, например художник поп-арта Роберт Раушенберг и джазовый музыкант Майлс Дэвис.
Иссей Мияке — новатор в области организации модных показов. Он и Кансай Ямамото были первыми, кто стал проводить показы своих коллекций в форме театрализованных шоу. Настоящую сенсацию произвела первая демонстрация моделей Мияке в Нью-Йорке в 1971 г. — она проходила в помещении гаража, где манекенщицы ходили по эстакадам. С 1973 г. И.Мияке участвовал в показах прет-а-порте в Париже и каждый раз превращал демонстрацию новой коллекции во впечатляющее действо с профессиональными музыкантами и танцорами, устраивая его в необычном месте: то в плавательном бассейне, то в гимнастическом зале, то на спортивном стадионе. В 1976 г. в Токио и Осаке прошли шоу-показы «Иссей Мияке и 12 черных девушек», в котором участвовали темнокожие модели, в том числе Грейс Джонс. Это вызвало шок у многих в Японии, которая привыкла к мононациональному обществу. Мияке этим шоу хотел открыть японцам существование мультикультурного мира. В 1979 г. коллекция «Восток встречает Запад» бьша представлена на международной конференции дизайнеров в Аспене, штат Колорадо. В этом же году Мияке впервые участвовал в миланских показах прет-а-порте. Для своих показов он часто приглашал не моделей, а обычных людей. Например, коллекцию осень/зима 1995—1996 гг. демонстрировали женщины в возрасте от 60 до 93 лет, доказывая, что одежду Мияке может носить любой человек и в любом возрасте. Мияке никогда не забывал о потребностях реальных людей с их повседневными заботами. В 1981 г. была запущена новая линия одежды «Плантация» и открыт магазин в Париже под тем же названием, где продается «одежда для реальной жизни».
В 1999 г. Мияке объявил, что передает создание женских коллекций Наоки Такизава, который с 1993 г. разрабатывал линию мужской одежды, а сам решил сосредоточить все свои усилия на разработке линии «А-Рос» — «Идея куска ткани» — одежде, которую сам покупатель может выкроить по особым штриховым линиям.
Творчество Ханае Мори (Hanae Mori)
Ханае Мори родилась в 1926 г. в семье врача. Закончив Христианский университет в Токио, где она специализировалась на изучении японской литературы, Мори, как и положено девушке из хорошей семьи, вышла замуж за обеспеченного человека. Когда ей наскучила роль домохозяйки, X. Мори поступила в школу дизайна. Ее это настолько увлекло, что в 1954 г. она открыла маленькую лавку над столовой китайского ресторанчика, в которой стала шить платья на заказ, а уже в 1955 г. Х.Мори открыла салон на главной улице Токио — Гинзе. В Японии тогда происходили большие перемены — впервые ношение европейской одежды приняло массовый характер. Оставив традиционные кимоно для праздников и торжественных церемоний, японцы облачились в деловые костюмы, а японки — в платья и юбки, вместо гета стали носить туфли на шпильках. В повседневную одежду хлынула «волна цвета»: вместо привычных хаки и темно-синего японцы стали носить модные яркие цвета. Предрасположенность японцев к коллективному поведению облегчила распространение моды — Япония до сих пор остается одной из немногих стран, где на улице можно увидеть тенденции сезонной моды. Модный костюм при этом мирно сосуществует с традиционным.
X. Мори, как и многие японцы, находилась тогда под влиянием европейской моды: сначала она увлекалась французской модой, пытаясь копировать для своих клиенток модели из модных журналов. Затем во время поездки в США ознакомилась с особенностями американской готовой одежды и перенесла их в свои модели, стремясь найти свой собственный стиль. Она стала первым известным японским модельером, создающим модели в европейском стиле. X. Мори имела в Японии огромный успех; открывались новые магазины, где продавалась одежда с маркой «Ханае Мори». Ее приглашали работать в кино — в конце 1950-х — начале 1960-х гг. Х.Мори сделала костюмы для нескольких сотен фильмов, работая с такими режиссерами, как Акира Куросава и Кензи Мизогучи.
Добившись признания у себя на родине, Х.Мори захотела покорить Запад. В 1960 г. она побывала в Париже и в качестве клиентки познакомилась с Коко Шанель. Эта встреча заставила ее мечтать о том, чтобы занять достойное место в парижской моде. Покорять Париж Ханае Мори начала издалека. Первый салон за рубежом она открыла в Нью-Йорке в 1970 г., где представила коллекцию платьев из шелка, расписанных в традиционной технике, с декором, как у праздничных кимоно. Они имели большой успех. Влияние японской традиции чувствовалось прежде всего в декоре — платья были расписаны цветами и бабочками, которые свободно располагались на поверхности ткани. Но форма платьев была европейской. Эти качества делали их привлекательными для многих клиентов — одежда оставалась традиционной, но при этом была оригинальной и индивидуальной. X. Мори утверждала, что основным в ее работе было проложить мост между модой Запада и Азии. Она всегда ориентировалась на западные образцы, стремясь расширить круг потенциальных клиентов.
Чтобы лучше изучить европейскую моду, Х. Мори в 1975 г. открыла магазин в Лондоне, а в 1977 г. Дом высокой моды в Париже. Элегантные сдержанные модели Дома «Ханае Мори», имевшие западную направленность, поразили покупателей, ожидавших японской экзотики. Клиентками X. Мори стали женщины, которым требуется одежда традиционная, «протокольная», но в то же время индивидуальная — жены президентов и дипломатов (например, Нэнси Рейган). За исключением декора, в моделях Мори нет почти ничего японского — классические костюмы, изящные драпированные платья, созданные методом наколки. При этом она в отличие от многих своих соотечественников не раз делала кимоно. Как у большинства домов высокой моды, основным источником дохода является готовая одежда с маркой «Ханае Мори», которая успешно продается по всему миру. Весной 1999 г. творческое руководство своим домом моды X. Мори передала своей невестке — бывшей фотомодели Памеле Мори.
Комментарии