15 лет есть? Вперед в окопы

На модерации Отложенный

Украина из-за потерь в живой силе может начать рекрутировать на фронт подростков

Украинская армия понесла колоссальные потери, поэтому отправляет на передовую пятнадцатилетних подростков, заявил экс-советник главы Пентагона полковник Дуглас Макгрегор.

«Украинцы понесли ужасающие потери. 35 тысяч пропали без вести, более 100 тысяч погибли. Начинаешь складывать эти цифры, и получается 150 тысяч военных. Теперь они пытаются мобилизовать подростков в возрасте 13, 14 и 15 лет, недееспособных людей. Они буквально выскребают остатки», — рассказал он.

Макгрегор также отметил высокую подготовку российских военных и их мастерство: «Я впечатлен тем, как россияне проводят боевые операции».

В прошлом месяце схожую цифру по числу погибших украинских военнослужащих с начала спецоперации называла глава Еврокомиссии Урсула фон дер Ляйен — более 100 тысяч человек. Правда, потом этот абзац полностью удалили из записи ее выступления. В пресс-службе фон дер Ляйен объяснили это «неточностью» и заявили, что речь шла «об убитых и раненых». Впрочем, большинство экспертов склонны доверять этим цифрам, так что свои Макгрегор явно взял не с потолка.

Ранее ряд украинских СМИ сообщил об участившихся случаях раздачи повесток в людных местах. Действие военного положения и всеобщей мобилизации на Украине в ноябре было продлено до 19 февраля 2023 года.

«24 канал» со ссылкой на начальника управления персонала штаба командования Сухопутных войск Украины Романа Горбача, подтвердил, что сотрудникам военкоматов на Украине приходится раздавать повестки в людных местах, так как при визите на дом люди просто не открывают двери. При этом Горбач заверил, что массовая раздача повесток проводится с целью уточнения данных о призывниках, а не для пополнения личного состава украинских войск.

Едва ли этим уверениям можно поверить.

Как пишет британское издание Daily Mail, из-за больших потерь ВСУ призывают всех подряд. В материале сообщалось, что представителям украинских военкоматов приходится буквально бегать за каждым военнообязанным.

Одна из свидетельниц рассказала, что чиновники догнали 18-летнего велосипедиста, чтобы уведомить его о необходимости прибыть в пункт призыва. По мнению иностранных журналистов, агрессивные методы, которые используют киевские власти для мобилизации мужчин, отражают реальное количество потерь в украинской армии.

В том, что потери действительно большие, мало кто сомневается в России. А знают ли о них украинцы?

На днях в Киеве состоялась акция протеста родственников украинских военных, находящихся в плену, а также вдов погибших.

«В Киеве вышли на митинг вдовы уже уничтоженных ВСУшников и жены тех из них, что находятся в плену», — сообщил в своем телеграм-канале военный корреспондент Юрий Котенок.

По словам корреспондента, лояльные нынешней украинской власти СМИ используют такие акции как повод продемонстрировать якобы имеющую место поддержку.

«В реальности никаким позитивом там и не пахнет, а основной мотив — недостаточная активность Киева в освобождении пленных и возвращении тел погибших», — написал военкор.

Но сколько нужно убитых, чтобы такие акции стали массовыми и начали иметь влияние на власти? Или потери всегда будут жестко скрывать от общественности? Раскрывать их будут разве что случайно иностранные политики?

Случайно ли, кстати? Для чего они озвучивают эти цифры?

— Не думаю, что здесь стоит искать глубокий смысл, — считает советник президента Российской ассоциации прибалтийских исследований Всеволод Шимов.

— Что касается Урсулы фон дер Ляйен, то она явно сболтнула то, что говорить не следовало. Что касается многочисленных отставных полковников, то они высказывают свою частную точку зрения и, может быть, каких-то ограниченных кругов, которые на принятие решений не влияют.

Цифра украинских потерь более ста тысяч называлась не раз разными источниками, Макгрегор тут не нов, не доверять этой цифре оснований нет.

«СП»: — 35 тысяч пропали без вести.

Как это понимать? Погибли?

— Во время отступлений ВСУ бросили на поле боя большое количество своих убитых, вот они и формируют эту цифру пропавших без вести. Часть таких захоронений они потом вскрыли на вновь отбитых территориях Харьковской и Херсонской областей.

«СП»:А в Киеве в курсе вообще? Или далеко не все знают? Как долго удастся скрывать от общественности? И изменится ли что-то, если узнают? Уже отдельные митинги вдов и жен, пропавших без вести имеют место быть, но крайне малочисленные. Почему?

— Конечно, украинское командование в курсе своих потерь. Что касается общества, думаю, на Украине все понимают, что число потерь огромно. Но сейчас в стране военный психоз и жёсткая цензура, поэтому каких-то массовых протестов я бы не ждал. Недовольные будут молчать, а тон задают «патриотические» истерички.

«СП»: — Серьезно ли, по-вашему, насчет подростков?

— Думаю, что насчёт подростков это все же преувеличение, но, конечно, мобилизационный ресурс на Украине не безграничен и будет неизбежно приближаться к исчерпанию. Возможно, это одна из причин, почему ВСУ не удалось развить свои осенние оперативные успехи.

— Вот если бы о призыве детей в ВСУ сказал русский полковник, то западная общественность завопила бы в стиле «вы всё врёте», а в данном случае Вашингтону и Киеву извиваться в своих оправдательных речах будет сложнее, — считает политолог, председатель КРОО Центр политического просвещения Иван Мезюхо.

— Сложно сказать, для чего эти сведения озвучил Макгрегор. Может быть для того, чтобы придать драматизму своим словам? Мол, дескать, какие храбрые украинцы, раз из последних сил борются с русскими? А может быть, у него были и другие мотивы.

«СП»: — Насчет 15-летних это серьезно?

— Честно говоря, теоретически, это возможно. Не думаю, что это повсеместно. Дело в том, что на той же Западной Украине каждое лето проходили детские националистические лагеря типа пластунов или «Гитлерюгенда». Там была серьёзная физическая и идеологическая подготовка. Возможно, как раз таких этих детей и призывают. Они ведь, как и их родители, воспитаны в духе ненависти к русским, поэтому, такая молодёжь может и сама рваться на фронт, без всяких призывов.

«СП»: — Может, и до всеобщего призыва женщин дойдет? Вроде, пугали уже этим…

— Сомневаюсь на счёт всеобщего. Но пропаганда призыва женщин в армию, на фоне неминуемых поражений, может увеличиться.

«СП»: — Ранее британское издание Daily Mail рассказало, что из-за больших потерь ВСУ призывают всех подряд. Представителям украинских военкоматов приходится буквально бегать за каждым военнообязанным. А есть еще, кого брать?

— Конечно, есть. Во-первых, это остатки студенчества, которые не уехали за границу. Во-вторых, куча взрослых мужиков типа Дмитрия Гордона, которые много говорят, но на фронт не спешат. Однако, мало призвать людей, надо же ещё всех обуть, одеть, накормить, обучить. Вот с этим, как я понимаю, проблемы.

«СП»: — Потери, понятно, скрывают. Но люди видят, что гребут всех подряд. Понимают, что происходит?

— Кто-то понимает, а кто-то не хочет понимать. Кто-то пытается откупиться взяткой на границе, чтобы уехать из страны. А кто-то яро поддерживает бандеровцев.

«СП»: — Что будет, когда военнообязанные просто кончатся? Наступит же рано или поздно такой момент! Когда, кстати? Сколько у Зеленского есть еще «пушечного мяса»?

— С подготовленными (!) военнообязанными уже проблемы, иначе что на Украине делают полчища наёмников? В начале марта, Зеленский заявил о 16 тысячах наёмников. Думаю, их значительно больше. Сколько полегло, неизвестно. Полагаю, на встрече с Байденом украинский президент обсуждал и вопрос поставки живой силы в виде «солдат удачи» на Украину.

Дмитрий Родионов