Я уеду жить в Лиски

На модерации Отложенный

Когда я в первый раз услышал про экономические чудеса в Лисках (Воронежская область), то не поверил. Честно. Молва гласила, что в ста километрах от Воронежа есть такое тайное место, где люди живут намного лучше, чем их соседи, и никому про это не говорят.

Вот этот сказочный список:

1. Народ в Лискинском районе из сел не бежит, а наоборот, городские переезжают в деревни.

2. Средняя зарплата — около 30 тысяч рублей. Это больше, чем в большинстве областных центров.

3. Чистота на улицах, как в Европе, дома отремонтированы, люди ездят на дорогих авто.

4. Лискинские коровы бьют рекорды по молоку, куры несутся, как стахановки, а местные колхозы по урожайности — в тройке передовиков по России.

 

Нет, так не бывает. Чтобы у всех кризис, а в одном крохотном сельском районе (примерно 100 тысяч человек, включая 50-тысячный райцентр Лиски) вдруг коммунизм построили. Или социализм? А может быть, это какой-то новый вид капитализма — районный?

Еще из области сказок. Говорят, что главе района Виктору Шевцову можно напрямую дозвониться по стационарному телефону, минуя заслон секретарей. И ладно было бы Шевцову лет тридцать, можно было бы списать на молодой задор, неопытность и популизм. Но главе районе 68 лет. Из них он тридцать лет у руля, а начинал в советские годы первым секретарем райкома партии. И сам берет трубку?!

Набираю номер, указанный на сайте районной администрации.

— Алло! Можно Шевцова?

— Его сейчас нет. Он уехал в Воронеж, — ответил секретарь.

Ну вот и сказке конец про народного управленца. Сейчас начнется обычное бюрократическое динамо.

— А когда с ним можно будет поговорить?

— Да вы завтра в семь утра позвоните (господи, как рано. — Авт.), он будет на месте.

Звоню на следующий день в семь утра. Как и обещали, трубку взял сам Шевцов.

— А вы всегда так рано приходите? — вопрос вырвался сам собой.

— Вот уже 30 лет, — со смехом ответил глава района. — Да, все местные знают, что мне можно с семи до половины девятого позвонить. Потом я обычно в разъездах.

И почему я еще не в Лисках?

Глава — в джинсах

Сходу не скажешь, что в Лисках все счастливы и обеспечены. Городок как городок. Дома из серого силикатного кирпича (неподалеку их делает большой завод), достопримечательностей — ноль. И рекламные щиты вдоль трассы какие-то странные. С них на изумленного меня смотрят не фотомодели, а… трактористы и другой рабочий люд. И надпись крупно: район благодарен им за хорошую работу.

В здании администрации свет горит только в кабинетах. В коридорах днем темновато — экономят свет.

— А нечего лишнее электричество жечь, — уверен Виктор Шевцов. Глава района встретил меня не в дорогом костюме и итальянских туфлях — на нем свитер и простецкие джинсы.

Я тут же вспомнил, как недавно в одном провинциальном городе чиновников обязали носить строгие костюмы и обязательно застегивать пиджак на одну пуговицу.

— Ни к чему это, я каждый день села объезжаю, дорого рядиться мне не перед кем, — удивляется Шевцов.

— Говорят, вы тут бьете рекорды по молоку, мясу, да и зарплаты у вас выше. Как так получилось?

— Работать надо много. Я с самого утра уже на своем месте. В субботу и воскресенье тоже дома не сижу. У нас тут народ трудолюбивый. В будни все заняты, по выходным на огороде выращивают овощи. Потом урожай везут в Москву продавать. Не знаю ни одной семьи, где бы не было своих грядок. У нас из 100 с лишним тысяч жителей района всего 200 человек безработных. И еще 800 вакансий незакрытых.

Хорошо работать, когда есть где. В Ярославской области, например, целые деревни стоят брошенными — развалилось все, что могло, и делать людям там совершенно нечего. А в Лискинском районе — сразу пять российских сельхозгигантов.

— Когда распался Союз, мы поняли, что надо всеми силами звать инвесторов, — объясняет Виктор Шевцов. — В соседних районах колхозы продолжали держать в госсобственности — кончилось тем, что у них к началу 2000-х все развалилось. А мы передавали хозяйства компаниям, которые хотели вкладывать деньги и заниматься бизнесом.

В начале 90-х годов по всей стране поля дробились. Часть земель ушла в муниципальную собственность, часть осталась за крестьянами. Недобросовестные чиновники муниципальные участки забрали себе или просто бросили. А мы тут же вернули все назад аграриям — им же эти поля больше всего нужны. Лискинский район — единственный во всей Воронежской области (а может, и стране), где все пашни, до единого гектара, продолжают использоваться.

Что ж, осталось на этих эффективных инвесторов посмотреть…

Глава района Виктор Шевцов до сих пор живет в квартире, полученной еще в 80-е годы

«Если много иметь, можно и подавиться»

Надо признать, Виктор Шевцов по меркам российской бюрократии — человек уникальный. До сих пор живет в квартире, которую в конце 80-х годов получил по партийной линии. Ни дорогих картин, ни золотых слитков, ни шубохранилищ у него нет.

— А зачем мне? Если много иметь, то можно и подавиться, — уверен глава района.

При этом своей территорией Шевцов управляет жестко, по-хозяйски. Экономическую политику в рамках своего района определяет сам. Например, все коммунальные предприятия остались в ведении муниципалитета.

— Понятно же, что колхозы должны быть частными. А вот с коммунальной сферой все ровно наоборот — здесь требуется контроль государства, — объяснил чиновник.

Даже небольшие села в районе благоустроены. А дома на 100% подключены к газу. В самих Лисках стоит новый Ледовый дворец. Видя такое отношение, по счетам в районе аккуратно платят 98% населения (это чуть ли не общероссийский рекорд). Никаких коммунальных долгов перед поставщиками нет. В соседних областях дела обстоят ровно наоборот. Коммунальные предприятия приватизировали еще в 90-е. Теперь они не могут вылезти из долгов.

Мелких аграриев в районе нет, Шевцов считает, что земледелие или животноводство более рентабельно на больших площадях.

— У нас нет фермеров, — говорит Шевцов. — Есть сельхозгиганты и хозяйства, оставшиеся в своих границах, но на праве частной собственности. На мой взгляд, от фермерства в российских условиях толка нет. Крупная компания может позволить себе новую технику, которая за день обрабатывает десятки гектаров. А фермеры ездят на старых тракторах. Себестоимость урожая всегда будет ниже там, где просторные поля.

Шевцов признается, что в своей работе взял лучшее от советской и западной экономических моделей.

— Я понимаю, что сельское хозяйство успешно развивается только с частной собственностью. Советские колхозы не были такими уж успешными с точки зрения управления. Передовые показатели 30-летней давности сейчас выглядят в лучшем случае средними, — говорит чиновник.

И в то же время…

— Главное, чего не хватает нынешним властям и бизнесу, — заботы о человеке, — считает глава района. — Потому мы выкупаем места на уличных рекламных щитах, чтобы отметить достойных людей. Ведь экономику двигают не бандиты и клерки, а обычные трудяги. И об этих работягах нельзя забывать.

— Чего вам не хватает от государства?

— Наград для людей. Раз в год на район выделяется один орден. Ну что, правительству жалко, что ли? Ведь у нас столько ударников производства живет. Ему бы медаль дать — он в два раза лучше работать начнет!

Немец-рекордсмен

…На востоке Лискинского района, около реки Дон находится село Щучье. История в этом месте совершает неожиданные повороты. До революции тут жил помещик-немец. В 1943 году именно отсюда советские войска наступали, чтобы освободить Донбасс и Харьков от фашистов. А сейчас местный колхоз процветает стараниями почвоведа из Западной Германии Штефана Дюрра.

В 2002 году немец начал в Щучьем свой российский бизнес. Теперь Штефану принадлежат сельхозпредприятия в шести регионах и компания «ЭкоНива» (базируется в Лисках) — один из крупнейших производителей молока в стране.

— И зачем вы 15 лет назад решили вложить деньги в умирающий русский колхоз? — спрашиваю у того самого Штефана Дюрра.

— Тогда я торговал у вас семенами и бэушной сельской техникой, но мечтал о своем собственном хозяйстве. Один знакомый посоветовал начать свое дело в Воронежской области. Я пришел к Шевцову, он согласился помочь мне.

Немец с рыжими кудряшками постоянно улыбается. Он хорошо говорит по-русски, не стесняется признаваться в любви к России и считает, что Крым присоединили правильно. А жену себе бизнесмен нашел в Москве.

— Не проще было начать бизнес у себя дома?

— В Германии у моей семьи под Штутгартом 14 гектаров земли. Мог бы у соседей выкупить еще 200 гектаров. Но для настоящего земледелия этого очень мало. Да и замучили бы меня местные бюрократы. В Германии, стоит косо посмотреть на свою корову, тут же прибегают зеленые и всякие защитники прав животных.

Сейчас у Штефана в Лискинском районе — несколько тысяч гектаров земли, около 20 бывших колхозов. Немец использует лучшую сельхозтехнику и самые передовые технологии животноводства. И смог добиться на своих фермах какой-то невероятной эффективности. Одна корова у Дюрра за год дает 9 тысяч литров молока. Для сравнения, среднероссийский показатель — 4,5 тысячи литров в год с коровы.

— И как работается в Лисках?

— Отлично. Единственный район, где с меня не требуют взяток и не кошмарят внеочередными проверками. Даже странно, что в России есть такое место.

Не знаю, коммунизм это или капитализм с человеческим лицом. Но явно то, чего нам не хватает по всей стране.

В Лисках нет очередей в детские сады, но есть ухоженные дороги и парки, а также новая больница со скульптурой доброго доктора у главного входа

Мнение эксперта

Профессор кафедры государственной службы и кадровой политики РАНХиГС Виктор Нечипоренко:

— Таких, как Шевцов, в стране немало. Просто про них никто толком и не знает. В советское время существовали специальные школы в районах-передовиках. То же можно сделать и в Лисках, чтобы другие чиновники перенимали опыт. Можно было бы сделать и курсы повышения квалификации для чиновников, где семинары вели бы самородки-практики со всей страны. Но для этого требуется поддержка Минтруда.

ЗА

Лиски должны быть не исключением, а нормой!

Современный российский экономист и публицист, специалист в области госуправления экономикой Никита Кричевский:

— Нормальный порядок вещей — это когда власть заботится о населении и территории, а не строит себе особняки и ворует. К сожалению, в России грамотные управленцы — исключение, а коррупционеры — норма. Шевцов построил у себя хорошую европейскую экономическую модель. Деньги в бюджет приносит частный бизнес. А общественными делами занимается государство. Скандинавия, Франция, Китай уже доказали, что гибрид социализма и капитализма успешно работает.

К сожалению, один район существовать успешно сам по себе может с трудом. К примеру, в соседнем Аннинском районе за чудовищные долги закрывают главную клинику. Теперь все пациенты будут ездить в Лиски (там недавно построили огромную райбольницу). Сможет ли бюджет потянуть дополнительные расходы на пациентов?

Чтобы повысить качество госуправления, нужно поменять критерии оценки. Сейчас чиновник считается успешным, если он расходует весь бюджет. А качество жизни населения не учитывается. Это неправильно.

ПРОТИВ

А новый руководитель может все развалить

Руководитель кадровой службы одной из госкомпаний анонимно рассказал «КП», что может произойти после отставки Шевцова:

— Если успех района во многом держится стараниями одного человека, то все может развалиться, когда этот управленец уйдет (Шевцов через два года действительно собирается уйти на пенсию. — Авт.). Сферу ЖКХ можно быстро приватизировать. Если сейчас у компаний долгов нет, нечистоплотные частники их быстро накопят.

Аграрии Лискинского района рассказывают, что с них не берут взяток. А если новая власть начнет кошмарить бизнес, передовой район может стать среднестатистическим.

Автор: Олег Адамович