Осколки Киевской Руси: русины и горюны в свете дискриминации национальных языков на Украине
На модерации
Отложенный
Свидомая политическая элита Украины ополчились против законопроекта о региональных языках. Вердикт - похоронить любые подобные законопроекты совсем. Заткнуть рот русской нации, под тем предлогом, что де, статус русского языка угрожает украинскому. Сделать, как было при Ющенко, Кучме, Кравчуке. Но угрожает же! И будет угрожать. Причина в том, что русское заложено внутри украинского.
На помощь русскому языку нужно призвать две славянские этнические группы, не вписывающие в украинскую матрицу националистического сознания. Всячески разрекламировать их, поднять шум. Россия должна поднять на международном уровне вопрос нацменьшинств на Украине и помочь своим братьям. Правда - на нашей стороне, так как у нас федерализм и масса культурно-национальных автономий, а в Украине всё это запрещено под предлогом унитарного государства. Но русским не нужно унитарное государство Украина, в котором запрещён русский язык и ряд других языков, .и где искусственно создаётся враждебная нам нация. По условиям плана Евросоюза, предъявленным Украине, Украина никогда не получит безвизового режима с ЕС, пока в ней не буду созданы условия для развития языков нацменшинств и реализации их права. Вот тут-то и надо поставить вопросы о принятии закона о языках и федерализации, и о признании реальных меньшинств. Такая Украина, как сейчас, не соответствует стандартам современной Европы и должна быть реформирована режимом Януковича.
Русины. И русины, и горюны – этнические осколки Киевской Руси. Один из них – на периферии Киевской Руси, в Закарпатье, тем не менее, сохранивший русский этноним. (Точнее, получилось так, что из-за вхождения Подкарпатской Руси в довоенную Чехословакию, украинизаторы не смогли, не успели «провернуть» там смену этнонима «русин» и «руський» на «украинцы», как это произошло в Галичине и в Советской Украине). Однако это происходит уже на наших глазах. Во всеукраинской Переписи 2001 года, русины считаются «энографической группой украинского народа» с численностью всего 10180 человек. Так ли это? Эксперты называют численность русинов в Закарпатье в 650 тыс. человек, а в мире -2-3 млн. По меткому замечанию историка Западной Руси Олега Неменского, это 10000 национально активных русинов, которые буквально заставили переписчиков вписать имя «русин» вопреки установке, данной им украинизаторами записывать всех закарапатских славян как «украинцев». То есть, настояли на своём праве на этноним. И только 3 тыс. из них назвали родным языком украинский. Вы знаете, как проводятся постсоветские переписи, я, например, во время недавней всеобщей переписи в России, переписчиков не видел, и не слышал о них. То есть и в ходе переписи списывают данные о жильцах и ставят галочку напротив «украинец». Так вот, нам нужно стереть эту галочку, используя активизацию этнокультурного сознания.
Русинская общественность в ряде стран, и в самом Закарпатье говорит однозначно «нет» украинизаторам. Это сказал Закарпатский облсовет, кажется, даже двух разных созывов, требующий национально-культурную автономию края. Русинский язык как 4-й восточнославянский язык, существует, и развивается, в том числе в печатной литературной форме. Он существенно отличается от украинского, не меньше, во всяком случае, чем суржик от русского или украинского языков. В Закарпатье он, правда, испытывает влияние украинского, украинизация даёт о себе знать. Всё же русинский язык должен быть признан региональным языком Закарпатской области, а сама область переименована в Автономную Республику Подкарпатская Русь по аналогии с Крымом. Статус регионального языка там, возможно, получит венгерский язык, хотя больше он «тянет» на местный, для некоторых районов. Да использовать его славянам будет сложно в масштабах области, в отличие от украинского, русинского и русского (да, кстати, и русский язык должен быть признан региональным в Закарпатье). Но это уже частный вопрос. В общем. мы должны помочь русинам обрести в Украине права отдельного народа, каковым они, я считаю и являются (кстати, международная точка зрения, игнорируемая Украиной), но не бескорыстно, как Россия всегда помогала славянам, например, болгарам спастись от турок, а блюдя своим интересы. Наш интерес в русинском вопросе, думаю, такой. Во-первых, поднятие на примере русинов вопроса об истинном этнониме украинцев, и возврат им исторического имени «русские» или «русины». что будет способствовать преодолению этнокультурной дистанции украинцев с остальными русским и белорусами. То есть, не слишком многочисленные русины такого специфического региона, как Закарпатье ударят по украиниаторам в целом, и они это понимают и боятся русинского вопроса. Второе – это, как я сказал, борьба за дружественную Украину, то есть Украину федерализованную и не дискриминрующую русский язык, своей, как пишут свидомые науковцы из Могилянки и т.п., «положительной», для них, видимо, дискриминацией. За Украину европейскую! Третье – защита Русского Мира в Закарпатье, в том числе, Православной Церкви Московского патриарахата, к которой в области принадлежит много приходов.
Горюны. Другой осколок – в самом центре Русской земли X-XIII веков, на Северщине, в северной части Сумской области.
Горюны сохранили этноним старой племенной группы, горюны, существовавшей ещё до принятия общерусского этнонима.
Горюны были либо частью племенного союза северян, положивших начало Руси, либо соседним ассоциированным с ними племенем. Сегодня горюны тяготеют к общерусскому проекту, а не к украинской этичности. В то же время не считали себя ни москалями, кацапами, ни хохлями, отделяя себя от великорусской народности и центральноукраинской народности.
Этнической основой населения Киевской Руси, в узком значении слова, как оно понималось в древности, были северяне и горюны, с левой стороны Днепра, и поляне, с правой, жившие непосредственно вокруг Киева, правда, частично и на левом берегу , в низовьях Десны. Историк Татищев называет основоположниками Киева полян и горюнов. Если поляне были ближе к предкам украинцев, то есть к племенным союзам так называемой дулебской группы Правобережья, то северяне и горюныближе, к нынешним великороссам и белорусам. Однако решающее политическое и этнокульутрное влияние на Киев оказывало Левобережье. Киев выполнял роль столицы: сборного пункта и центра торговли. Поэтому древнерусский киевский язык ближе к языку северян и горюнов, и к современному русскому, чем к украинскому. Русская нация началась именно с территории горюнов и северян, распространилась в Киев, а из Киева в другие земли. В период монголо-татарского нашествия и ига земли Северщины опустели, опустел и Киев. Большинство прежнего населения погибло, было угнало в рабство или разбежалось на Север и Запад по другим регионам. Мой дед, с фамилией Горюнов был по рождению крестьянином Смоленской губернии, потомков тех, кому удалось спастись. Сёл с названиями Горюны много в Белоруссии,. Это была реальная этническая катастрофа, в отличие от надуманной этнокатастрофы, скажем, Голодомора. Северяне – одна из немногих восточнославянских групп. которая не оставила сплошного большого массива потомков в чётко фиксированных регионах. Какая-то часть их прослеживается в Курской, Белгородской, Воронежской областях, на Низовом Дону, вероятно, также и в Орловской, Липецкой и Брянской. Кроме горюнов, сохранившихся в лесных массивах сумского полесья, потомками северян считают также и севруков, усвоивших казачий образ жизни.
Украинское же население Правого берега, на запад от Киева существенного урона не понесло, как, скажем, и земли Северной Руси, где пострадали в основном, города, да и то, не все.
И сегодня в Левобережье Центральной Украины (Черниговская, Сумская, Полтавская области) по данным опросов большинство говорит на русском языке, несмотря на довольно длительный период массовой миграции украинцев на Левый берег с Правого, в XVI-XVIII веках. Русский язык – древнейший и коренной для этой части Украины, во всяком случае, древнее, чем украинский. Он оказал влияние и на пришлых украинцев, и на полтавский диалект украинского языка, ставший основой литературного, и ещё более – на восточно-полесский диалект. Здесь же изначально, ещё в средневековье распространились русско-украинские суржики. Особенно, это касается переходной пограничной зоны с РФ. Былинная «Русская земля» пережила века и продолжает жить в современной Украине.
10 сёл Путивльского и соседних районов, где живут горюны, живое свидетельство Русской земли, которое мы можем пока предъявить, со своим разговорным языком, фольлором, ансамблем, костюмами, реликтовыми обрядами языческого происхождения. Сёла большие, поэтому даже фактическая численность этого небольшого ядра может составить несколько тысяч человек (сравните 10000 официальных русинов украинской государственной статистики). Поэтому язык горюнов вполне может претендовать на статус местного языка нацменьшинства в этих районах. Абсурд, скажут свидомые, но почему же украинцы имеют право на свой язык, произошедший от диалектов, и от русского языка. а группа горюнов нет? Они же коренные жители, не укладывающиеся в стереотипный образ «пришлого москаля». Думаю, что обрести право на этнокультурную автононимию им помогу и потомки горюнов из соседних Курской и Белгородской областей РФ, создав культурно-исторические общества. . Таких обществ может быть много, и севруки, и полещуки. Поэтому вопрос об этой небольшой группе населения Сумщины, горюнах, является одним из центральных в исторических спорах вкруг совместной истории России и Украины
Комментарии