БАРАН!

На модерации Отложенный Известные деятели культуры написали письмо мэру Москвы Сергею Собянину, в котором (цитирую по интернет-газете «Взгляд») «призвали градоначальника запретить публично резать баранов на мусульманские праздники». (Лично я, как профессиональный редактор, после слов «резать баранов» срочно бы поставил точку. Поскольку некоторые читатели могут предположить, что на не мусульманские праздники баранов резать можно. Хотя, уверен, что у деятелей культуры, подписавших это письмо, такой мысли просто не могло возникнуть).

Мне стало любопытно, а почему письмо написано именно сейчас - ведь Курбан-байрам случается ежегодно, и, к сожалению, столь же регулярно москвичи становятся свидетелями ужасных сцен. (В принципе, письмо было бы логичнее написать накануне, ведь куда важнее предотвратить кровопролитие в городе, а не обсуждать его). А почему оно адресовано мэру Москвы (а не, допустим, президенту России, что придало бы письму не локальный, а федеральный масштаб – ведь это происходит повсеместно и нельзя же говорить о гуманизме только в пределах кольцевой дороги). И почему это письмо не направлено в городскую думу и не правоохранительным органам, которые и поддерживают должный порядок в городе? Вопросов возникло много, и я стал просматривать все публикации об этом событии и записывать возникающие у меня вопросы.

Во-первых, мне совершенно непонятна позиция исламского духовенства. Кому как не им выступить с обращением к мусульманам накануне этого святого праздника, в котором разъяснить все требования Корана к ритуалу жертвоприношения? Нельзя же из года в год нести ужасные репутационные потери, выслушивать очередные обвинения в дикости и в вековой отсталости веры.

Ведь, насколько я понимаю, абсолютное большинство мусульман совершенно не в курсе того, как совершать обряд жертвоприношения. Многим невдомек, что это не публичный процесс (вера вообще вещь глубоко интимная), что главный смысл не убить животное, а накормить бедных, больных, несостоявшихся. А если нарушен ритуал жертвоприношения (а оно должно осуществляться не на тротуарах и в грязных кузовах машин), то и самого его, жертвоприношения, по сути, не было.

Мне кажется, что тут дело даже не в тонкостях ритуальных процедур, а, прежде всего, в самом гуманизме акции. Именно великий гуманный смысл жертвоприношения (кстати, описанный и в Библии) обязан диктовать непреложные правила его проведения. Не это ли были обязаны донести до верующих духовные отцы?

Что же касается самого текста письма... Мне показалось, что тональность письма деятелей культуры, могла быть несколько иной. В ней, тональности, с моей точки зрения, не было участия что ли... Не прозвучало главное – а чем мы можем вам помочь? Что надо предпринять нам всем, чтобы в нашем городе такого не было? В глаголах присутствовали некая отстраненность, и даже нотки прокурорской безаппеляционности.

Дошло и до сурового приговора: «…кровавые публичные жертвоприношения животных являются чужеродной традицией для России».
(Справедливости ради надо признать, что ислам, как религия, родился не в России. Впрочем, как и православие).

Мне даже показалось, что тональность этого документа иногда удивительно напоминает письма той суровой поры, когда одни деятели культуры разоблачали других: «Такая ситуация не может не вызывать серьезных опасений. Общеизвестен факт, что восприятие сцен насилия и жестокости как нормы способствует ожесточению людей и крайне негативно сказывается на благополучии общества».

Не говорю о том, что по телевидению в день показывают десятки убийств людей, а не баранов. Что героями молодежи становятся крутые парни из «бригад». Что, как героя страна встречала человека, зарезавшего швейцарского авиадиспетчера (прошу прощения у этого человека, потерявшего в той катастрофе семью, сочувствую, понимаю его боль и даже не гуманный акт возмездия). Не говорю о том, что никто из деятелей культуры (речь даже не о подписавших) не поднял свой голос, когда в этом же городе появился негласный приказ переписать в школах Москвы всех учеников-грузин. Когда грузин, как баранов, депортировали из страны на грузовых самолетах. Это все ведь тоже является (цитирую письмо) «чужеродной традицией для России, где усилиями великих гуманистов Толстого, Достоевского, Есенина, Лескова, Чехова, Горького и многих других веками утверждались нормы сострадательного отношения к любой жизни».

И поэтому мне хочется сказать, что сегодня очень важно это сострадательное отношение к любой жизни, к любой вере. Сегодня главное ведь не взаимные упреки и подозрения. А взаимопонимание и взаимопомощь. (Кстати, и суть Курбан-байрама заключается в помощи «отставшим», в сострадании и понимании).

Что же касается непосредственно «кровавых событий», то приведу один пример его решения. Мой давний приятель ныне проживает в США. И вот как-то ему совершенно осточертело мясо из супермаркета, и он решил полакомиться свежей бараниной. Поехал к фермерам, купил барашка и привез к себе на ранчо. А что делать дальше - не знает. Пошел к шерифу, расспросить, что по этому случаю прописано в законе. Шериф объяснил – отведи в самый дальний уголок двора и зарежь. Чтобы никто не видел. Если кто-то пожалуется - заплатишь, по суду, штраф, до 10. 000 долларов. Барашек был зарезан в сарае, ночью. И до утра товарищ замывал все капли крови. Больше он баранов не покупал.

Так бывает в странах, где существуют законы. И законопослушные граждане. Они могут проводить дни гнева, собирать митинги, если это не противоречит Конституции. Но барашков резать – ни-ни.

Кстати, напомню, в 2006 году в Москве законодательно запретили жертвоприношения в публичных местах (на улице, во дворах жилых домов и в гаражах). Против нарушителей грозили возбуждать дела по статье 245 Уголовного кодекса РФ «Жестокое обращение с животными», которая предусматривает штраф до100 тысяч рублей или два года тюрьмы.