Дорогой Карл Двенадцатый, сражение под Полтавой,
слава Богу, проиграно. Как говорил картавый,
«время покажет кузькину мать», руины,
кости посмертной радости с привкусом Украины.
То не зелено-квитный, траченый изотопом,
— жовто-блакитный реет над Конотопом,
скроенный из холста: знать, припасла Канада —
даром, что без креста: но хохлам не надо.
Гой ты, рушник-карбованец, семечки в потной жмене!
Не нам, кацапам, их обвинять в измене.
Сами под образами семьдесят лет в Рязани
с залитыми глазами жили, как при Тарзане.
Скажем им, звонкой матерью паузы метя, строго:
скатертью вам, хохлы, и рушником дорога.
Ступайте от нас в жупане, не говоря в мундире,
по адресу на три буквы на все четыре
стороны. Пусть теперь в мазанке хором Гансы
с ляхами ставят вас на четыре кости, поганцы.
Как в петлю лезть, так сообща, сук выбирая в чаще,
а курицу из борща грызть в одиночку слаще?
Прощевайте, хохлы! Пожили вместе, хватит.
Плюнуть, что ли, в Днипро: может, он вспять покатит,
брезгуя гордо нами, как скорый, битком набитый
отвернутыми углами и вековой обидой.
Не поминайте лихом! Вашего неба, хлеба
нам — подавись мы жмыхом и потолком — не треба.
Нечего портить кровь, рвать на груди одежду.
Кончилась, знать, любовь, коли была промежду.
Что ковыряться зря в рваных корнях глаголом!
Вас родила земля: грунт, чернозем с подзолом.
Полно качать права, шить нам одно, другое.
Эта земля не дает вам, кавунам, покоя.
Ой-да левада-степь, краля, баштан, вареник.
Больше, поди, теряли: больше людей, чем денег.
Как-нибудь перебьемся. А что до слезы из глаза,
Нет на нее указа ждать до другого раза.
С Богом, орлы, казаки, гетманы, вертухаи!
Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса,
строчки из Александра, а не брехню Тараса.
1991 г.
И хоть я остался при своем мнении, что Бродский в подметки не годится Евгению Евтушенко. Но искра в нем жила и назвать его пыльным мешком ударенным сложно.
А теперь Мастер:
Идут белые снеги,
как по нитке скользя…
Жить и жить бы на свете,
но, наверно, нельзя.
Чьи-то души бесследно,
растворяясь вдали,
словно белые снеги,
идут в небо с земли.
Идут белые снеги…
И я тоже уйду.
Не печалюсь о смерти
и бессмертья не жду.
я не верую в чудо,
я не снег, не звезда,
и я больше не буду
никогда, никогда.
И я думаю, грешный,
ну, а кем же я был,
что я в жизни поспешной
больше жизни любил?
А любил я Россию
всею кровью, хребтом —
ее реки в разливе
и когда подо льдом,
дух ее пятистенок,
дух ее сосняков,
ее Пушкина, Стеньку
и ее стариков.
Если было несладко,
я не шибко тужил.
Пусть я прожил нескладно,
для России я жил.
И надеждою маюсь,
(полный тайных тревог)
что хоть малую малость
я России помог.
Пусть она позабудет,
про меня без труда,
только пусть она будет,
навсегда, навсегда.
Идут белые снеги,
как во все времена,
как при Пушкине, Стеньке
и как после меня,
Идут снеги большие,
аж до боли светлы,
и мои, и чужие
заметая следы.
Быть бессмертным не в силе,
но надежда моя:
если будет Россия,
значит, буду и я.
1965 г.
Да и сам поэт в России больше, чем поэт. Количество песен на стихи Евтушенко десятки, все на слуху. А что поют у Бродского? Специально залез посмотреть завывания Арбениной, Сургановой на стихи лауреата Шнобеля. И при всем уважении к исполнителям выключил.
Комментарии
Евтушенко - приспособленец и популист. Он писал о том, что мы желали слушать.
Бродский - несомненный талант, стремящийся к неограниченной свободе. Он писал о своем мнении об окружающем...
Оно не сходится с моим. Простым, провинциальным. Мне кажется оторванным от реалий. Но он куда больший талант, в сравнении с Евтушенко. Просто - мастер слова.
ИМХО.
Вы совершенно не верно привели в пример Сальери и Моцарта.
Это Сальери был на службе и при деньгах, а Моцарт - нищ и в свободном плавании...
И Евтух, как Сальери - всегда на службе. В советской России и антисоветской.
А всегда популярен - потому, что был в "системной оппозиции". Всегда критиковал, не представляя опасности для власти.
Ну, а "Союз писателей", конечно нужная и важная организация. Но она погрязла в бюрократии и приспособленчестве под партию. Это и факт, и явное упущение нашего бывшего агитпропа.
Потому писали простенько, доходчиво, преданно КПСС.
Бродский именно своими фантазийными метафорами гениален. Это не каждому дано...
Это новая поэзия.
Что-то в ней от Маяковского.
...
"А вы ноктюрн сыграть могли бы
На флейте водосточных труб?"
Вот так казалось бы нелепый набор слов обретает добрый и теплый глубокий смысл..
...
Так и Бродский
Его поэзия создает настроение и дает направление мысли.
У нас почему его не понимают?
Я в последнее время замечаю, что наш народ просто безграмотен и не понимает даже значение слов...
Причем массово - от нашего косноязычного Президента до здешних парковцев.
Посмотрите как и что пишут... Двоечники...
...
И еще мне Евтушенко кажется позёром.
Не люблю такой тип людей.
Бродский ищет рифму, не находя ломает слог, ломает изложение. Он мучается сочиняя, именно его якобы свобода выдвинула его на Шнобеля и сделала "великим". В Союзе бы его не приняли даже в Союз писателей. Все его творчество, это раскрученный арест тунеядца и попросту больного шизофреника.
Вознесенский, Рождественский, Высоцкий, Ахмадулина, Евтушенко, даже Окуджава с его тяжелыми рифмами и еще более тяжелой прозой были выше диссидента. Он сам это знал и поэтому так не любил Евтуха, как Сальери Моцарта!