О геополитической ситуации в АТР (энергетические противоречия)

Важное геополитическое значение

Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР) в будущем

предсказал ещё в 1850 году Карл Маркс,

подчеркнув, что Тихий океан будет играть такую же

«роль великого водного пути для мировых сношений»,

какую играли в своё время

Атлантический океан и Средиземное море.

 

В настоящее время АТР является третьим по значению центром экономической интеграции мира после Северной Америки и Европы. На его долю, по разным оценкам, приходиться около 50% населения земли или 3,5 млрд. человек, почти 50% мирового ВВП, 1/2 мировой торговли и 1/2 прямых зарубежных инвестиций.

Показателем экономических успехов стран АТР стало формирование в 1989 году крупного экономического объединения Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС), объявившего о цели создать к 2020 году систему свободной торговли и либерального инвестиционного климата.

В течение 90-х годов ХХ века Китай сделал мощный экономический рывок и вышел в число мировых лидеров, что значительно ускорило кардинальные изменения в глобальной экономической структуре. Успешное развитие также показали Индия, Филиппины, Малайзия, Индонезия и Вьетнам.

В экономике АТР сегодня явно доминируют Китай и Япония, превратившиеся в экономические супердержавы и способные на равных соперничать в сфере экономики с США. На их долю приходится 52% регионального товарооборота.

АТР является мировым лидером по производству и потреблению сжиженного природного газа (СПГ). Эксперты едины во мнении, что в XXI веке регион приобретет еще более важное геополитическое значение, превратившись в одно из главных экономических звеньев в мировой системе отношений. Сегодня борьба за мировое лидерство между США и КНР, которая пока наиболее отражена в их экономическом и энергетическом противостояниях, является главным фактором влияния на ситуацию в АТР, в том числе на направления и содержание внешней политики государств региона.

Сегодня  мир наблюдает активную внешнюю политику США и их союзников в двух направлениях – противодействие экономической экспансии КНР и борьба с международным терроризмом.

Примечательно, что политические кризисы и всплески терроризма нередко совпадают с регионами активности китайского бизнеса.

Так, в начале 2000-х г.г. Администрация США начала реализацию известной концепции «Большого Ближнего Востока», направленной на сохранение глобального лидерства путем получения контроля над мировыми запасами углеводородов и маршрутами их доставки, что требует устранения или ослабления под различными предлогами ключевых игроков нефтегазового рынка.

Решение этих задач позволяет сдерживать экономическое и политическое возвышение Китая, чьи растущие энергетические потребности привели к массированному проникновению на все мировые рынки углеводородов.

Только в 2010 году Пекин подписал более 130 соглашений о сотрудничестве в энергетической сфере с 43 странами мира. Изощренная политика Китая с использованием политических, экономических и финансовых инструментов серьезно ослабила позиции американских и европейских компаний на мировых рынках.

Эксперты подсчитали, что даже при незначительном увеличении темпов роста, доля Китая к 2020–2025 годам будет колебаться на уровне около 10% мирового ВВП, что позволит ему в течение 20 лет стать мировой державой, равной Соединенным Штатам и Европе. К примеру, совокупные активы 500 ведущих компаний Юго-Восточной Азии, владельцами которых являются китайцы, уже сейчас составляют около 540 млрд. долл. США. В частности, за рубежом китайцы контролируют около 90% экономики Индонезии, 75% – Таиланда, 50-60% – Малайзии и 100% – Тайваня, Гонконга, Сингапура.

Подобный бурный экономический рост КНР и вторжение китайского капитала в регионы традиционного доминирования американских компаний вынудили США принимать меры специального политического и военного противодействия. Сегодня Тихоокеанский регион активно эволюционирует, превращаясь в свободную, справедливую и открытую экономическую зону. Экономическое сотрудничество в регионе получается весьма взаимовыгодным, при этом в деле участвуют все самые мощные дальневосточные экономики. Таким образом, Азиатско-Тихоокеанский регион имеет все шансы вообще выйти из-под влияния США.