Древний корень "КИТ" в словах "СКИТ" и "КИТАЙ"

На модерации Отложенный

(по книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»?)

 

Тема данной статьи навеяна неточными, с нашей точки зрения, рассуждениями в СМИ об этимологии слова «Китай-город» во время празднования Дня города в Москве в начале сентября. От редакции

 

Что же такого необычного, к примеру, в простом слове «КИТ»? Все мы еще со школы ведь знаем, что «кит» - это просто «самое крупное морское животное». Но так ли все просто на самом деле? Вообще слово это, если призадуматься, кажется таким древним и родным, что, откровенно говоря, вызывает сильное сомнение, когда слову «Кит» приписывают «древнегреческое» происхождение в значении «морское чудовище». И наши сомнения только усиливаются, когда мы открываем словарь В.Даля и видим, что в русском языке немало своих, родных слов с корнем «КИТ»: КИТа, КИТка, КИТь, КИТец, сКИТ, сКИТалец, КИТеж, КИТавр, КИТай и др.

Слово «КИТ» («Ки + Та») в пространстве восприятия человека локализуется в области седьмого центра (с гласным звуком «И»). Корень «Китъ» зеркалится (инвертируется) в первый центр как «Тикъ». В самом общем виде в данном слове имеем следующие слоги:

КИ – по общему смыслу, «плотное средоточие» (но еще и «тенденция к продолжению»),

ТА – приблизительно «устойчивая основа» (или «твердь»).

Смысл слова получается ориентировочно таким: «плотное средоточие устойчивой основы».

А звук «И» указывает на смысл «продолжения» и «воспроизведения», будто нечто длится и длится, как жизнь, как живое существо!

Предки в слове «Кит» видели и чувствовали много через каждый звук и их сочетания между собой. Во-первых, видели в нем образ самого человека на уровне седьмого центра. Во-вторых, уже из сказанного представьте теперь такую наглядную картинку: над седьмым центром человека будто некая «граница», или, образно говоря, «поверхность воды», или энергетического океана, в который погружен «Кит» и хорошо в нем себя чувствует (можно сказать, как рыба в воде). Словно разумное существо, достигшее совершенства и способное уже перейти в другую среду, более высокого уровня, за «пределы» своего седьмого центра. Как минимум описанное выше и подразумевали предки в сочетании этих трех звуков: «К», «И», «Т». А не какое-то там чудовище где-то в океане.

Теперь, имея в виду сказанное, понимаете, почему издревле народ хранит в слове «Кит» - символ «силы космических вод», «существа, способного держать на себе землю» и «первоосновы жизни»? Понимаете, по каким признакам осуществлен «перенос» в качестве наименования на известное сегодня крупное морское животное?

Чтобы не осталось сомнений в том, что слово «Кит» является родным (а не заимствованным) и принадлежит седьмому центру, т.е. относительно центра восприятия (сердца) находится где-то «наверху», почти «на небе», по правилам Живой Речи мы должны найти как бы его «антипод» в первом центре, в виде звукосочетания «ТИК». Не будем здесь разбирать это слово подробно, потому что оно нам нужно лишь для подтверждения места слова «Кит» в седьмом центре. ТИК – это «дерево, индийский дуб, прочный корабельный лес». Есть и лексический вариант, идущий еще из т.н. древнерусского языка: ТИКень, как «заросли, кустарник». Нам пока большего и не надо, раз слово-инверсия «ТИК» точно внизу и подтверждает место исходного слова «КИТ» вверху, в области седьмого центра.

Такие сведения мы имеем, еще не говоря о том, что противоположность слова «КИТ» в пространстве восприятия Живой Речи может существовать и в форме «ТУК», потому что у первого центра есть свой гласный звук «У», который и подставляем вместо «И» седьмого центра. В таком варианте сохранившихся в языке нужных нам в данном случае словесных подтверждений еще больше: Тук, Туча, Тукач, Тюк, Тюка...

 

Нужно лишь добавить такое замечание в адрес тех, кто толкует в поисках «древнего значения» слова «Китай» слог «Кит» как «стена». Это противоречит и смыслу, и древним образам. Помните случай в сказке Петра Ершова «Конек-горбунок»: там на ките и пахали-сеяли, и жили-поживали люди? В полном соответствии с древнейшими образами мироустройства («земля держится на трех китах…» и т.п.). Сами понимаете, не могут люди жить и пахать на «стене», и земля тоже не может держаться на «стене». Толкователи ошибаются потому, что перепутывают смыслы звукосочетаний «Ки» и «Кит». Искаженное восприятие сбивает их интуицию (мы ведь часто напоминаем о необходимости работы с восприятием для «чистоты» канала). Слог «Ки» действительно несет смысл чего-то такого, что «возвышается» перед нами, и это «возвышение» можно принять и за «стену», если в каком-то случае подходит к содержанию рассказа. Но не в случае слова «Китъ». Когда присоединяем слог «Та» (или «Тъ», при редукции конечного гласного) к слогу «Ки», смысл меняется: к «возвышению» добавляется «твердая основа». Вот и получается в народе образ такой, что на море-океане «возвышается», как остров, некая «твердь», называемая словом «Кит». Так что в народных преданиях все верно!

***

И вот, наконец, мы с вами подошли к слову «СКИТ». Сразу надо сказать, что оно производное от корня «КИТ» и образовано с помощью, как сказали бы сегодня, приставки «С» (древнего слога «СО»). Если вы помните ранее описанное правило словообразования (см. «Введение в Родную Речь». РИТМ. 2013г.), слово может не «зеркалиться» в противоположный относительно сердца центр, а может переноситься туда в таком же виде, без инверсии, если оно «закреплено» (как бы «заземлено, заякорено») с помощью приставки или суффикса. Вот так у нас и получается из слова седьмого центра «КИТ» - с помощью приставки «С» - слово первого центра «СКИТ».

Но, заметьте, здесь особо обращаем ваше внимание на отличие нашей позиции, основанной на правилах Живой Речи, от принятой в современной лингвистике. На то, что современная лингвистика, рассматривающая слова изолированно друг от друга, ничего общего между словами «КИТ» и «СКИТ» не видит (не считает их «однокоренными»), и поэтому в последнем слове выделяет с нулевым окончанием корень и основу «скит».

В словаре В.Даля СКИТ описывается как «пустынь, общая обитель отшельников, братское, уединенное сожительство в глуши, с отдельными кельями…» На самом деле, повторимся, и слово СКИТ для русского языка является исконным.

Более того, в первом центре со звуком «У» есть для слова «Скит» и родной в доску вариант: слово СКУТ, который сам же В.Даль определяет как «скрытное место, где что окутано, спрятано», в значении, как видите, по сути близком к характеристикам понятия «СКИТ», обозначающего почти что скрытное место вдали от мирской суеты. Слово «Скут» образовано по тому же типу, что и «Скит», из корня седьмого центра «КУТ» в смысле, образно говоря, некой «крыши», как бы «купола» или «сферы», будто «охватывающего, объемлющего, закрывающего» все, что ниже. Между прочим, в некотором смысле слово «КУТ», как инверсия слова первого центра «Тук», - это как бы даже другой вариант по смыслу того же слова «КИТ» в седьмом центре. Как и в паре «СКИТ – СКУТ» в первом центре. Поэтому образное описание понятия «КУТ» дает представление и о сути слова «КИТ» тоже, по крайней мере, дополняет образ.

Хотя В.Даль и указывает на «отшельников» и «монастыри», но по сути понятия «Скит» ничего уже не говорит. Мы не будем здесь отнимать у читателя время на подробное обоснование, а дадим только наглядный ориентир для понимания смысла слова СКИТ.

По смыслу, СКИТ («Съ + Кит») – это не просто место уединения, или некое прибежище сбежавших от мира и людей отшельников, а верней всего, в «переводе» на современный язык, нечто вроде духовной школы или ашрама (то, что «С Кита», с высоты седьмого центра). Место, в котором каждый может обучаться и проходить ступени совершенства от первого центра до седьмого. Даже формально, как элемент словообразования, в слове СКИТ первого центра содержится корень седьмого центра КИТ, как цель. А в органически целостной Живой Речи правила словообразования случайных элементов, в качестве довеска, не допускают, все имеет место только по необходимости и смыслу.

Однако из-за утраты основного смысла слова «Скит» далее получаются от него производные слова совсем уже искаженные. Даже в словаре В.Даля слова «СКИТ» и «СКИТАТЬСЯ» между собой не связаны. Хотя в глаголе и выделяется корень и основа «скит» (между прочим, даже В.Даль искренне недоумевает и огорчается по поводу того, что «греческое», по его мнению, слово «Скит» - неким исконным знанием или природным чутьем - в народе «приноровлено ко глаголу скитаться»).

А между тем для правильного понимания слов СКИТАТЬСЯ и СКИТАЛЕЦ нужно опираться на первичный смысл слова СКИТ. Тогда будет понятно, что СКИТАНИЕ – это, в изначальном смысле, прохождение (или проживание) телесно-духовного пути совершенства от первого центра до седьмого, т.е. даже не просто обучение и практика в СКИТу, а процесс реального раскрытия центров в самом человеке одного за другим до самого верхнего. СКИТАТЬСЯ – значит, учиться, практиковать себя в СКИТу.

И только после такого определения основного смысла слова в пространстве самого человека можно уже искать его «проекции» в окружающей действительности. Чтобы понять, наконец, что настоящие СКИТАЛЬЦЫ – это выходцы из СКИТов. В Древности СКИТАЛЬЦЫ, в качестве духовных учителей и просветителей, еще и странствовали, «ходили в народ», чтобы и обучать, и практиковаться, и пользу людям приносить. Но к нашему времени этот смысл уже утрачен…

***

В составе следующего слова, которое нас интересует в данной статье, тоже имеется корень «КИТ». И это слово: КИТАЙ. Но в этом слове содержится еще один, не менее загадочный корень «ТАЙ», который встречается в самых разных словах: алТАЙ, глашаТАЙ, горносТАЙ, ораТАЙ, раТАЙ, ходаТАЙ, а также в словах ТАЙга и ТАЙна, включая и производные от последнего: ТАИть, ТАИнственный и т.д. Если нами корень «КИТ» выше уже подробно рассмотрен, то о корне «ТАЙ» мы здесь еще ничего не говорили.

Лучше в данном случае для краткости указать на конкретный пример, конкретный образ! Пример у нас со словом «ЯЙЦО». Это только сейчас пишем вот так (буквами), а на самом деле произносим и слышим в корне этого слова звукосочетание «ЙАЙ» (вторая часть нас пока не волнует, потому что слог «ЦО» - он общий для многих других слов: лиЦО, крыльЦО, кольЦО и т.д.). Смысл корня «ЙАЙ» даже достаточно нагляден: мы смотрим и видим «А» словно «первооснову жизни», будто семя жизни, которое должно прорасти. Еще видим с двух сторон звука «А» наш полугласный звук «Й», словно некую «защитную оболочку». Да, как видите, в словообразовательном корне «ЙАЙ» сами звуки как бы символизируют (даже через обрамление с двух сторон йотированием звука «А») смысл «заключения первоистока жизни в защитную оболочку». Такова как бы общая формулировка.

Давайте здесь и дальше моделировать наглядными картинками. Вместо «А» теперь в корне «ЙАЙ» подставляем «ТА» и убираем с одной стороны (спереди) звук «Й», чтобы сложился корень «ТАЙ».

Что о нем можно сказать, основываясь на том, что уже узнали из сказанного?

Слог ТА – по смыслу, «устойчивое основание», или «твердь», или «твердое образование», или еще что-то близкое. Ведь пока мы не знаем, в каком контексте это звукосочетание стыковать с другими частями и звуками. Далее звук «Й» - по смыслу, как «защитная оболочка» или что-то вроде этого.

Можем ли сказать теперь в общих чертах, что «ТАЙ» - это, по смыслу, некое «защищенное место (или основание, образование)», или «скрытое место (скрытное, спрятанное, невидимое, недоступное или труднодоступное и т.п. пространство)»?

Ну, и как? Получили теперь, через смысл этого корня, «наводку» для разгадывания смысла слов «ТАЙга» и «алТАЙ»? Понятно, почему в слове «ТАЙна» присутствует корень «ТАЙ»? Ищущие истоки слова «Китай» часто игнорируют вторую половину слова – корень «Тай».

Мы же пока оставим эти слова и пойдем дальше, нас ждет слово «киТАЙ», в котором есть еще корень «КИТ». И тут не забываем о реальности Живой Речи (о том, что если внутри одного корня мы еще можем «поиграть в кубики», для простоты понимания, на самом деле в словах и Живой Речи в целом имеем дело с конкретными звуками или распространением звуковых волн, у которых своя особенная физика). Реальные «волны» (или звучащие «слоги») могут даже «наезжать» друг на друга, как в эффекте интерференции волн, например: КИТ (т.е. «КиТа») + ТАЙ, что иначе можем записать и озвучивать как бы и короче, в форме: КИ + ТАЙ.

Что у нас было сказано выше об изначальном смысле слога «КИ»? – Что это звукосочетание можно приблизительно передать словами: «плотное средоточие» или еще «тенденция к продолжению». Пока не совсем наглядно, да?

Тогда вспомните, с чего все начинается в Живой Речи. Конечно же, с центра восприятия (сердца). У нас органически заданы как бы «координаты» восприятия пространства. Смотрим от сердца (СЕРЕДины ЦЕлого) и видим слог «КИ» где? – Выше центра восприятия, где-то вверху. И даже вектор энергетики в этом случае направлен вверх, в сторону седьмого центра (кстати, в данном случае это вложено в сами звуки: движение «к» (как бы предлог) – к чему? – «И» (как объект), будто по модели (к чему?): «к дому, к вершине» и т.д.). Если мы представляем образ наглядно, то «КИ» - это как бы что-то растущее вверх или возвышающееся относительно центра восприятия (сердечного центра).

А теперь вернитесь к наглядной модели корня «ЙАЙ». К тому моменту, когда мы вместо «А» подставили слог «ТА» и убрали спереди звук «Й», получив в результате корень «ТАЙ». Восстановили модель? И теперь следующий ход восстановления: подставьте спереди - вместо удаленного звука «Й» - только что рассмотренный слог «КИ». И получается у нас в окончательном варианте модели: КИТАЙ!

Теперь можете сами по всем выше созданным как бы «пазлам» сложить и описать, КАК правильно следует понимать и осознавать изначальный СМЫСЛ слова «КИТАЙ», заложенный в природу (или физику) звуков речи и слогов? Все ведь уже есть для осмысленной картины!? И в этой картине мы с вами видим некое жизненное или живое пространство (ТА), место, которое скрыто (может быть, в защитных целях – ТА и Й) за неким возвышением (КИ). Ведь когда мы читаем слово слева направо, как написано, сначала перед нами встает КИ, и потом только – вслед за этим КИ, как бы за ним (как бы за «стеной») – следуют ТА и Й. В самом общем виде, может быть, упрощенно и не очень точно, мы ведь можем теперь говорить, что слово «Китай» с древнейших времен обозначает некое «обособленное место» или по какому-либо признаку «выделенное пространство»?

Думаем, из такого обстоятельного обоснования слова «Китай» будет понятно, почему же в народе исторически сложилось так, что целый район в Москве носит название «КИТАЙ-город», не имеющий никакого отношения к большой стране в Юго-Восточной Азии? Тем более, из этого же обоснования еще ясней станет даже ситуация с этой далекой страной. Понятно будет, почему же только в русском языке и по-русски эта большая страна в Юго-Восточной Азии носит название «КИТАЙ».

 

Уже само слово «Китай», даже без дальнейшего уточнения, несет в себе смысл того, что было вокруг этого городского района в Москве (конечно же, мы имеем в виду краснокирпичную крепостную стену Китай-города)! И точно так же с местом, где проходила историческая граница страны «Чина» или «Чжунго»! Но это уже выходит за пределы языковедческой темы, и на этом мы должны статью закончить. РАЗГОВОР-ТО НА САМОМ ДЕЛЕ О ГОРОДЕ (ТЕРРИТОРИИ, ПРОСТРАНСТВЕ), А НЕ ЕГО СТЕНАХ ИЛИ ГРАНИЦАХ!

А еще ссылаются – это уже связано со страной в Юго-Восточной Азии - порой на произведение «Хождение за три моря» Афанасия Никитина (1470-ые гг.), что у него южная часть той страны носит название «Чина», а северная часть – «Китай». Можем предположить - по аналогии с Китай-городом в Москве, что Афанасий Никитин прав, и т.н. «Великая стена» являлась укреплением северной стороны или края. Но это уже не относится к этимологии слова. Тему статьи мы уже раскрыли, представили здесь свою версию происхождения и смысла родственных слов «КИТ», «СКИТ» и «КИТАЙ». И ставим пока на этом точку.

В итоге у нас получилось следующее (хотя вырванное из контекста описания смотрится несколько абстрактно, но повторим ключевые моменты):

КИТ – по смыслу звуков, «плотное средоточие устойчивой основы». Уровень совершенства 7-го центра. В народе получается образ такой, что на море-океане «возвышается», как остров, некая «твердь», называемая словом «Кит».

СКИТ – в «переводе» на современный язык, нечто вроде духовной школы или ашрама (то, что «С Кита», с высоты седьмого центра).

КИТАЙ - с древнейших времен обозначает некое «обособленное место» или по какому-либо признаку «выделенное пространство».

Надеемся, наша статья окажется полезным для тех, кто интересуется способами определения происхождения (этимологии) тех или иных слов в наше время по-новому…

 (Здесь представлена сокращенная журнальная версия, без подробного обоснования. Полную версию статьи см. в книге «Родные слова: правильно ли говорим и понимаем»? Ее можно скачать свободно на сайте по ссылке: http://zovu.zovu.ru/index.php?dn=down&to=open&id=278)

 

(РИТМ. – 2016г.)