Эдуард ДОЛИНСКИЙ | Праведник из ОУН
Михайло и Полага Свистун (да будет светла их память!)
Директор Украинского еврейского комитета — об истинных героях среди украинских националистов и "недоговорках" тех, кто использует имена праведников для обеления палачей
Вот один из многих примеров вируса фальсификации, поразившего украинских историков и их еврейских союзников, пишущих новую историю героев из ОУН-УПА.
Председатель Ассоциации еврейских организаций и общин (Ваад) Украины Иосиф Зисельс запостил текст украинского историка Владимира Гинды «Евреи в УПА», который появился 13 октября 2016 года на сайте «Збруч». Смелый и бескомпромиссный, автор статьи решил подвергнуть критике президента Израиля за его высказывание о соучастии ОУН в Холокосте. Чтобы посеять сомнения в порядочности Реувена Ривлина, историк привел уникальный пример спасения евреев членами ОУН. Лучше бы он этого не делал!
Историк Гинда в своей статье заявил, что «представители ОУН Илько Савчин и Михайло Свистун почти всю войну прятали от немцев еврейскую семью. Уже после войны, спасенные националистами шесть членов семьи отблагодарили своих спасителей. Благодаря заявлению главы семьи, статус праведника народов мира получил Михайло Свистун».
Это была бы прекрасная история, если бы не одно «но»! «Яд ва-Шем» действительно в 1974 году присвоил Михайлу Свистуну, его жене и сыну звание праведников мира. Но, как сообщает всемирно известный музей Холокоста:
«… в 1946-ом году украинские националисты узнали о том, что Свистуны помогали евреям во время войны, и убили Михайло».
Это все, что надо знать о статьях, честности и профессиональной порядочности современных украинских историков и их полезных еврейских единомышленниках, пытающихся обелить преступления ОУН-УПА!
Позиция авторов рубрики "Колумнистика" может не совпадать с мнением редакции. Редакционную точку зрения см. в нашем комментарии.
С САЙТА "ЯД ВА-ШЕМ":
"Михайло и Полага Свистун и их сын Василий жили в селе Коростов, Львовской области. Михайло был охотником. Шкуру и кожу убитых животных он продавал торговцам города Сколе. Одним из его покупателей был Аарон Вильф.
Аарон Вильф с семьей перед началом второй мировой войны
1 июля 1941 года немцы оккупировали эту область, и вскоре все местные евреи оказались в гетто города Сколе. В сентябре 1942-го года Михайло услышал, что в гетто проходит Акция. Он тут же поспешил в город, и, когда стемнело, постучался в двери дома Вильфа и предложил ему и его семье спрятать их в своем доме, расположенном рядом с лесом.
Аарон Вильф отнесся к такому предложению с подозрением и отказался. Через месяц в Сколе прошла еще одна Акция, и Свистун снова появился у порога дома Вильфов и повторил свое предложение. К этому времени всем было понятно, что дело идет к запланированному уничтожению местной общины, и Вильф отправил к Михайло Свистуну свою жену Хаю и детей Рошку и Монио, а также своего двоюродного брата Дова Либляйна.
Свистун довез их до своего дома, а через несколько дней Аарон Вильф и его десятилетний племянник Меер присоединился к уже спрятавшимся евреям. С октября 1942-го года и до октября 1943-го года эти шестеро евреев прятались на чердаке старого заброшенного здания, стоявшего на хуторе Свистунов.
Сам Михайло Свистун, его жена и 13-летний сын делали все возможное, чтобы должным образом заботиться о своих подопечных. В октябре 1943-го года Свистуны стали опасаться, что их подопечных найдут, и они переселили их в лес.
С помощью лесника Иван построил землянку, в которой Вильфы прятались до тех, пока 9 августа 1944-го года Красная Армия не освободила эти территории. В начале Вильф заплатил Свистуну и леснику за оказываемую ими помощь, но когда деньги закончились, Свыстун начал покупать продукты для прячущейся семьи за свой счет. В 1946 году украинские националисты узнали о том, что Свистуны помогали евреям во время войны, и убили Михайло и его жену. После войны выжившие евреи покинули Украину, некоторые из них переехали в Израиль, а некоторые иммигрировали в Соединенные Штаты.
10 сентября 1974 года "Яд ва-Шем" удостоили Михайло Свистуна, Полагу Свистун и их сына Василия почетным званием «Праведник народов мира».
ОТ РЕДАКЦИИ
Несомненно, среди украинских националистов было немало людей, которые любовь к родине не сочетали с юдофобией. Были среди них и настоящие праведники, о подвиге которых мы рассказывали и готовы рассказывать впредь. Но, увы, и палачей хватало. И идейных юдофобов — тоже. О них мы молчать тоже не намерены. При этом возлагать вину за истребление евреев на абсолютно всех членов ОУН-УПА не станем — это спорный вопрос, требующий изучения без гнева и пристрастия независимыми историками (не евреями, не украинцами и, учитывая "особые" отношения с путинской Россией, не россиянами). И уж тем паче не поддерживаем тех, кто навешивает вину на весь украинский народ.
К сожалению, ныне в число героев Украины попадают и те, кто с точки зрения большинства евреев должен гореть в аду. И это — очень тяжелый момент в налаживании украинско-еврейских отношений. Особенно усложняется этот процесс, когда некоторые украинцы начинают обвинять евреев в организации Голодомора. Несомненно, были и евреи среди крупных советских деятелей, на совести которых смертельный голод в Украине и Казахстане, но были среди них и русские, и украинцы, и представители других народов.
Еврейский народ не виноват в преступлениях некоторых своих представителей, равно как и украинский — в уничтожении евреев. Но те, на чьей совести загубленные жизни, героями быть не могут — какая бы национальность ни значилась в их паспортах. Что-то мы не слышали, чтобы в Израиле называли улицы именами Генриха Ягоды, Зиновия Кацнельсона, Якова Каминского и других соплеменников различного ранга, приложивших руку к Голодомору.
Если Иосифу Зисельсу есть что сказать по этому поводу — мы готовы предоставить ему слово. Особенно интересно было бы узнать его оценку обвинений в адрес еврейского народа по поводу организации Голодомора, а также о заявлениях отрицателей Холокоста.
Комментарии