Из сказки быль не сделать

Мировая экономика движется по пути интеграции. Европейский союз. Североамериканская зона свободной торговли (НАФТА). Ее латиноамериканский приятель по имени МЕРКОСУР. Более десятка других. Включая СНГ. Дела, правда, у нас идут очень сложно. Почему? Давайте разберемся. Обойдя отношения по периметру.

1. Свободное перемещение капиталов. Существует только в сказочном мире интеграционных документов. А в действительности - нет. Россия решила беречь национальные ресурсы. Озаботилась собственностью. Чужих не подпускает. Мол, самим надо. Возвращает даже то, что отдала иностранцам в 90-е годы. Так же, кстати, действуют и прочие участники СНГ. Объясняя: русские уж очень разбогатели. Пустишь - скупят все. Что справедливо. Любое имущество продается. Вопрос цены. Иногда даже пытаются отнять активы. Вынуждая наши власти идти на помощь.

2. Свободное движение рабочей силы. Существует в реальности. Обернулось восстановлением СССР. Компактного. В пределах Москвы. Где возникают азиатские, кавказские и прочие кварталы. В принципе ничего страшного. Париж живет в таком же режиме. Другие столицы.

3. Наднациональные органы. Появились, но маломощные. Раньше надо было. Сейчас уже поздно. За двадцать лет везде обрели власть правящие элиты. Почувствовали силу. Подкрепили законами. Делиться не станут.

4. Единая валюта. Практически исключено. Россия намного больше и сильнее своих соседей. Конструкция иная. Неевропейская. Отказываться от родного рубля в пользу какого-нибудь общего суррогата типа евро? Нелепость.

5. Рубли как общие деньги. А это уже не экономика. Сплошная политика. Поскольку переход на валюту другой страны означает потерю суверенитета. Все остальное - технические детали. Как то: флаг, гимн, форма роты почетного караула, трудоустройство президента... Двери, конечно, открыты. Милости просим. Но желающих пока не видно.

6.

Зона свободной торговли. Задача непростая. Но решаемая. Через согласование таможенных тарифов и правил. Чем занимается ЕврАзЭС. Упорно и результативно. Самая, кстати, успешная организация на постсоветском пространстве.

7. Вступление в ВТО вместе с Белоруссией и Казахстаном. Выглядит красиво. Но на деле только время потеряем. Потому что один партнер потребует взамен множество мелких услуг. Первой из которых будет низкая цена нефти.

Недавно говорил со старым приятелем. По-прежнему большой начальник. Услышал: хватит с ними возиться. Надоело. Что Тунис, что Украина - все едино. Пришлось обозвать слабаком. Посоветовал: тогда кончай болтать об интеграции. Морочить людям головы. Нужны разумные действия государства. С организационным подкреплением. В виде, скажем, министерства по делам СНГ. Плохо? Пусть будет президентский спецпредставитель. С полномочиями и штатом. Отрядить туда лучших экономистов, юристов, дипломатов. Убежден: именно здесь самый тяжелый участок нашей внешней политики.

И поживее бы. Пока там у власти люди, понимающие по-русски. Молодежь совсем другая. Далека от нашего языка, истории, культуры. Не имеет с Россией ничего общего. В одной из стран Центральной Азии говорил со студентом. Через переводчика. Ленин? Был такой революционер. Куда-то сгинул. Дзержинский? Польский певец. По телевизору показывали. Россия, добавил он, с нами еще не рассчиталась. За годы советской оккупации. Тут я не выдержал. Послал куда подальше. Собеседник, как ни странно, понял. Отвалил.

Скоро это поколение придет к власти. Тогда будет поздно. Станем думать не о том, как подружиться. А о том, как бы не подраться. Что видно на примере Грузии. Остались ли еще шансы? Пока да. Если избавимся от иллюзий. Панических настроений. Фантазий. Главная - рано или поздно построим что-то похожее на Евросоюз. Так вот: не будет этого. Никогда. Почему? Потому что распавшуюся империю восстановить невозможно. Ни в какой форме. Пусть даже в самой современной и демократичной.