ООН станет еще одним полем битвы с Россией

На модерации Отложенный

Украина собирается поднять вопрос об исключении России из числа постоянных членов Совета Безопасности ООН. Об этом сказал украинский министр иностранных дел Дмитрий Кулеба. Его слова можно было бы отнести к области риторических упражнений, рассчитанных на использование в военной пропаганде, если бы они не перекликались с тем, что ранее говорили высшие чиновники Евросоюза и США. России в 2023 году, по-видимому, предстоит борьба за сохранение своих нынешних возможностей в ООН. Не исключено, что итогом этой борьбы станут кардинальные перемены во всей этой организации.

Дмитрий Кулеба готовится открыть против России новый дипломатический фронт.

 

 

В воскресенье по украинскому телевидению Кулеба заявил о том, что его страна в понедельник, 26 декабря, официально выступит в ООН c идеей пересмотреть роль РФ в этой организации. «У нас вопрос очень простой: а имеет ли право Россия оставаться постоянным членом Совета Безопасности ООН и быть в Организации Объединенных Наций вообще? У нас есть убедительный и аргументированный ответ – нет, нет», – сказал он. Неясно, правда, в какую из структур ООН Украина намерена обратиться. 26 декабря в Совете Безопасности рождественский выходной день. Как бы то ни было, Кулеба озвучил намерение своей страны активизировать противостояние с Россией еще и в ООН. Министр выразил уверенность, что лишение РФ ее нынешних возможностей влиять на решение данной организации – это лишь вопрос времени.

В словах украинского чиновника примечателен контекст. О том, что Россию надо каким-либо путем «наказать» по линии ООН, те или иные представители стран Запада говорят чуть ли не с первого дня военной операции РФ в Украине, но до практической реализации все инициативы такого рода пока еще не доходили. Это объяснимо. «Исключить из ООН одну из стран – учредителей ООН невозможно: нет такой юридической процедуры. То же самое касается лишения РФ места постоянного представителя в Совете Безопасности ООН. Его Россия не может лишиться, потому что непонятно, как это можно сделать. Нужно вносить соответствующие изменения в устав ООН, а это невозможно без санкции России», – пояснял в комментарии «НГ» доцент кафедры интеграционных процессов МГИМО Александр Тэвдой-Бурмули.

Тем не менее последние месяцы и в ЕС, и в США все чаще говорят о том, что в ООН должны быть в следующем году перемены, призванные уменьшить влияние в ней России. Несколько дней назад председатель Евросовета Шарль Мишель дал интервью известному журналисту Алексею Венедиктову (внесен Минюстом в реестр иноагентов), которое вышло на телеканале RTVI. В нем чиновник, по сути, выступил с той же идеей, что и Кулеба, пусть и в менее радикальном варианте. «С моей точки зрения, следовало бы установить механизм приостановки членства. Я не говорю о полном исключении России, но как минимум приостановки членства России в Совете Безопасности», – сказал Мишель, признав, правда, что «на данный момент это невозможно». В Конгрессе США, впрочем, считают иначе.

 

 
Шарль Мишель пока просит хотя бы временно
лишить Россию права вето
в Совете Безопасности ООН.  Фото Reuters

В середине декабря два члена Палаты представителей, демократ Стив Коэн и республиканец Джо Уилсон-старший внесли туда законопроект.

В нем предлагается принять резолюцию, призывающую президента США Джозефа Байдена и Госдеп провести консультации с союзниками Вашингтона с целью найти способы «ограничить, приостановить или отменить права и привилегии, которые Россия имеет в Совете Безопасности ООН». Эту инициативу можно рассматривать как своеобразный жест поддержки Украины. Верховная рада приняла в декабре заявление о необходимости исключения России из ООН. Ожидается, что законопроект Коэна и Уилсона будет рассмотрен в январе, когда приступит к работе новый состав Конгресса, сформированный после ноябрьских промежуточных выборов.

 

О необходимости внести изменения в работу ООН говорил и Байден. В сентябре он высказывался за реформу Совета Безопасности. Сейчас Совбез ООН состоит из 15 членов. Пять из них (Россия, Китай, США, Великобритания и Франция) являются постоянными. Они имеют право вето на решения Совета Безопасности. Этим правом РФ неоднократно пользовалась в ходе российско-украинского конфликта. Например, этой осенью ею был заблокирован предложенный Албанией проект резолюции, где осуждались референдумы в Донбассе, Запорожье и Херсонщине. При этом 10 из 15 членов Совета Безопасности данный документ поддержали, а против, кроме России, не выступил никто: Китай, Индия, Бразилия и Габон воздержались.

За прошедший год Запад нашел способ снизить по крайней мере медийный эффект от российских вето. По предложению Лихтенштейна введена система, при которой вслед за российским вето по документу, принимаемому в связи с конфликтом РФ и Украины, собирается Генеральная Ассамблея ООН. Она проводит голосование по тому же вопросу. Ее резолюции в отличие от решений Совета Безопасности ООН не носят обязательного характера. Но так по крайней мере демонстрируется, на чьей стороне находится большинство стран мира.

Видимо, в следующем году развернется борьба за расширение числа постоянных членов Совета Безопасности ООН. Россия в принципе эту идею одобряет. Вопрос лишь в том, какие это будут страны. Одобряя присоединение к числу постоянных членов Совбеза Бразилии и Индии, Москва выступает против того, чтобы пятерка расширилась за счет Германии и Японии, кандидатуры которых поддерживают США. Как выразился министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, включение двух этих стран в Совбез превратит данный орган в орудие «послушного большинства западных стран». При этом не следует забывать о том, что Москва и Вашингтон – не единственные, кто имеет свои виды на реформу ООН. Президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган неоднократно высказывался за то, чтобы включить в Совет Безопасности представителя мусульманского мира. В качестве такового он видит свою страну. Таким образом, борьба за реформу ООН обещает стать жаркой.