Живое и мёртвое. Существует ли взаимный переход.

         В основе современной Теории Эволюции лежит гипотеза о естественной самоорганизации материи, присущем ей изначально стремлении к понижению энтропии путём усложнения и совершенствования. Так, согласно одной из концепций, вначале был Большой Взрыв, Рождение Вселенной, Первичный Разбег Протовещества и Первозданный Хаос. Впоследствии, под воздействием  гравитационных и электромагнитных сил произошло Замедление Скорости Разбегания и образование Первичных Атомов (верхняя часть таблицы Менделеева). Затем началось дальнейшее усложнение. Прошли миллиарды лет и, наконец, Вселенная исторгла из своих недр Венец Природы – Разумные Существа.

Возможно, всё так и происходило. Правда, некоторые вопросы всё-таки возникают.

Как сумела неживая материя породить создание, наделённое не только Разумом, но и Сознанием? Возможно ли такое, в принципе?

Один из стандартных ответов: по мере усложнения системы появляется большое количество связей и переходов. Это, мол, само по себе способно привести к появлению Разума. Постулат, как говорится, чрезвычайно простой и …, вряд ли, серьёзный.

В качестве примера приведём нашу планету. На сегодняшний день она испещрена бесчисленным количеством связей (радиоэлектронные, электрические цепи, нефтегазоводопроводы и … канализация.  Но говорить при этом о рождении нового монстра, пока не приходится. Значит, сами по себе связи ещё не являются причиной Скачка. Хотя без них он, конечно, не обходится. Не всегда верен и принцип неизбежного перехода количества в качество. Скажем, одын туфля плюс другой туфля – пара. Но 50 “даунов” + 50 “даунов” никак не потянут на одного Эйнштейна. А скорее всего так и останутся сотней “даунов”. Для того чтобы перейти на новый рубеж иногда требуется нечто большее, чем простое арифметическое сложение.

Возьмём в качестве объекта исследования любое высокоорганизованное белковое живое существо.  Уже на клеточном уровне нам предстоит столкнуться с элементами естественного биологического программирования: (пептидно-нуклеиновая форма записи всей генетической информации, считывание её, запуск программ синтеза, прямых и обратных транскрипций и т.д.). Значит, основа нашего с вами человеческого существования построена на принципах и законах кибернетики. Всё, что происходит в нашем организме, осуществляется под руководством специализированных программ и их комплексов.  Выходит, мы все представляем из себя не что иное, как высокоорганизованных биологических роботов (или киборгов), созданных природой?  И если взять кучу микросхем и хорошего программиста, то на выходе всегда  можно получить вполне сформировавшееся живое существо? На первый взгляд, так оно и есть. Но правильно ли это?

Если отождествить нашу Вселенную с одним большим доменом, то мы, и всё что нас окружает, можно причислить к классу объектов, куда входят материальные тела, их свойства,  процессы, связи.  Причём, все они делятся: на реально существующие и условно-виртуальные.  К первым относятся те, что доступны нашим органам осязания, как при непосредственном контакте, так и с помощью специальных приспособлений.

Ко вторым – элементы, имеющие двойственную структуру. Как, например, напечатанный текст. С одной стороны, это лист бумаги с нанесёнными на нём символами, с другой объём некоторой информации,  которая записана с их помощью.  Иначе говоря, полуфабрикат, который нуждается в ИСТОЛКОВАНИИ. А это уже целиком и полностью продукт деятельности интеллекта, природного или искусственного. Роднит их схожесть  принципов работы, различает – происхождение и степень абстракцизма.

Работа любого искусственного интеллектуального объекта вполне конкретна: это считывание и изменение содержимого памяти и пересылка информации на другие объекты. Или, по-другому, выполнение предписаний. Но в отличие от автомата, где все предписания являются безусловными и обязательными, у интеллектуального устройства они не являются неизменными. С помощью одних предписаний создаются другие, которые, в свою очередь, впоследствии, могут изменить первые. В итоге может возникнуть такая программа или даже операционная система, которая своему создателю и во сне не могла присниться. Но суть её остаётся прежней: любая программа – это цепочка условно-безусловных предписаний. И только. Это и есть основа машинного (искусственного) интеллекта. Отличительной особенностью его является то, что, если некоторую законченную совокупность предписаний можно назвать абстракцией направленной на достижение какой-то, уже совершенно нематериальной ЦЕЛИ, то каждое из её составляющих тесно привязано к определённому реально существующему типу объектов. Работает только с ним. Цель – это высшая и единственная  абстракция, доступная для кибернетического интеллекта.

У живого существа появляется ряд совершенно новых, неведомых, мёртвому созданию абстрактных объектов. Это – БОЛЬ, СОЗНАНИЕ, ЧУВСТВА, ЖЕЛАНИЯ. В отличие от Цели, которой может являться РЕШЕНИЕ ЗАДАЧИ, т.е. изменение свойств УСЛОВНО-ВИРТУАЛЬНОГО ОБЪЕКТА, ОНИ ЯВЛЯЮТСЯ ЧИСТО АБСТРАКТНЫМИ И НИКАКИХ МАТЕРИАЛЬНЫХ НОСИТЕЛЕЙ В НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ НЕ ИМЕЮТ.

И, тем не менее, в объективности их существования нет никаких сомнений.

А это может означать лишь одно: ВСЕ ЭТИ УКАЗАННЫЕ ВЫШЕ НОВЫЕ АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ЯВЛЯЮТСЯ  СВОЙСТВАМИ, СВОЙСТВАМИ РЕАЛЬНО СУЩЕСТВУЮЩИХ  ОБЪЕКТОВ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА,  ПРИЧЁМ НЕОТЪЕМЛЕМЫМИ И СУЩЕСТВУЮЩИМИ  С САМОГО НАЧАЛА ВРЕМЁН.

Но так как большинство объектов можно разложить на составляющие, а при этом свойства целого автоматически исчезнут и больше никогда не возникнут вновь. 0 – это 0, и он никогда не породит ни материю, ни абстракцию,  то это может означать лишь одно:

АБСТРАКТНЫЕ ОБЪЕКТЫ ПРИВЯЗАНЫ НЕ К СОСТАВНЫМ ОБЪЕКТАМ, А К ИХ СОСТАВЛЯЮЩИМ – КВАНТАМ МАТЕРИАЛЬНОГО МИРА. Ибо лишь в этом, и ТОЛЬКО В ЭТОМ СЛУЧАЕ, они получают право на существование.

Фантастика? Попробуем проверить это с точки зрения кибернетики и программирования.

Главный орган любого кибернетического устройства – это процессор (а, если быть точнее, фактически, полноценный бортовой компьютер, один или несколько), с помощью которого осуществляется функционирование всей системы.

И,  независимо от того, обычный он или “нейро” (распараллеливание процессов обработки информации), без нормальных, работоспособных программ – он ничто (кусок железа, ком белка, кремниевый булыжник и т.д.). Главное – программа. Всё остальное – лишь способы обмена информацией между работающим программным модулем, запоминающими устройствами и рабочей периферией. Но любая программа (рекурсивная, самомодифицируемая, воспроизводящаяся или нет) – это, всегда, упорядоченный (иногда с разветвлением в условных блоках или запараллеленный) набор последовательных линейных операторов … и не более того. На базе такой системы можно построить искусственный интеллект с возможностью саморазвития, эвристического поиска, запоминания новых методов мышления (попросту создания новых программных комплексов и т.д.). Но всегда при этом будет отслеживаться следующая цепочка текущий оператор работающего модуля – респондент – следующий оператор). С точки зрения абстракции – это решение задачи. Причём, под задачей понимается достижение таких параметров (состояния ячеек памяти), которое будет соответствовать другому (заданному) состоянию и получится методом, возможно динамическим, записанным в третьем наборе ячеек.

Проще говоря, машина была, есть и будет оставаться мёртвой. Да, теоретически можно любой абстрактный объект представить как задачу. Вот только как записать исходные данные, с чем сравнивать, и какой способ воздействия выбрать. Напомню, что результатом любых действий должно являться  СОБЫТИЕ. Но, если это СОБЫТИЕ является чистой абстракцией и НИКАК НЕ СВЯЗАНО С МАТЕРИАЛЬНЫМИ НОСИТЕЛЯМИ, то как его можно получить, измерить? Никак. Компьютер, а следовательно, и МЁРТВАЯ МАТЕРИЯ НА ЭТО НЕСПОСОБНЫ. Они могут, изобретать, шутить, смеяться, сочинять стихи, говорить комплименты, кричать от “боли” и т.д., но никогда не научится любить и ненавидеть, радоваться и горевать, страдать и быть счастливой, у них никогда не было и не появятся живые человеческие чувства и сознание.  Как писал великий мастер фэнтэзи, Роджер Желязны: в своём произведении “Этот Бессмертный”:

“… они ели и пили, но не понимали, что едят и пьют. Они танцевали, но не понимали, что танцуют”.  Вот такое состояние кибернетической псевдожизни – и есть, высшее достижение совершенствования Мёртвой материи (если такая существует). Потому что, любой – самый наисовершеннейший программный комплекс – это только совокупность отдельно взятых программ. А самая наилучшая программа – в свою очередь, -  всего лишь упорядоченный набор операторов, и в каждый реально взятый момент времени, она существует исключительно в виде одного или нескольких (параллельных, независимых) операторов … и не более того. А оператор, в принципе, не может быть носителем сознания. Это всего лишь команда, набор электромагнитных импульсов, значение которых изменяется в диапазоне:  “выполнить” (безусловный оператор) и “в зависимости от … выполнить …” (условный оператор). Причём количество вариантов и их набор строго детерминированы. Это вполне объяснимо: во-первых, отказаться от этого технически … по меньшей мере, очень сложно, а, во-вторых, увеличение числа “беспорядочных половых связей” ведёт к росту хаотических процессов (энтропии системы), что противоречит принципам самоорганизации материи (её упорядочиванию, т.е. снижению энтропии).

Но может, я не прав, и все разговоры о программах и их комплексах – сущий абсурд, и в реальной жизни они никогда не встречаются? Попробуем опровергнуть данное утверждение.

По телевизору показывали, как молодые лисички, находясь в клетке, усиленно скребут лапкой, создавая себе логово, перед ночлегом. При этом они совершенно не отдают себе отчёта, зачем это делают. И что каменный пол для подобных целей попросту не пригоден.

Надо – и всё тут. Программа. Кстати подавляющее большинство условных и безусловных рефлексов и есть такие программы и их комплексы. Не случайно в быту даже термин подходящий существует  – автопилот. Особенно, “любители” с ним хорошо знакомы.

        Таким образом, я невольно прихожу к выводу, что наша Вселенная устроена гораздо сложнее, чем мы себе представляем. Что в природе имеется некое “живое вещество”, “кванты сознания”, благодаря которым и существует реальная жизнь. Число их, безусловно, конечно. Но зато они бессмертны. Ибо мёртвое не рождает живое. Оно может быть “заражено” жизнью (квантами) и … только. Тем более что наша Большая Вселенная существует бесконечно долго (вечно). И всегда, на всём протяжении своей невыразимой никакой дискретной величиной истории, она несла в своём теле “кванты жизни”. Они не могли зародиться, и, следовательно, присущи ей изначально.

Впрочем, это только гипотеза, и, возможно, кто-то легко опровергнет мои доводы и покажет, как из мёртвых “кирпичиков” появилось его величество Хомо Сапиенс Вульгарис (Человек Обыкновенный Разумный).

Кстати, если и, вправду, существуют “кванты жизни” или “сознания”, то с ними тоже возникает куча вопросов,  ответов на которые я, попросту, не знаю. Впрочем, может и рано нам их получать, а?

 

             22.11.2010.                                            Сергей Л (Zarid, Вестник)

 

PS

Переход количества в качество действительно способен привести к возникновению у объекта новых свойств, но только составных, которые легко разложить на сумму векторов из уже существующих. Во всех остальных случаях речь может идти лишь об активации ещё  непроявившихся свойств или изменении уже известных.

        27.11.2010