Кому и за что вручали "Просветителя"?

На модерации Отложенный

 В четверг побывала на церемонии  вручения относительно молодой, но любопытной премии «Просветитель».

У «Просветителя» интересная концепция - поощрять представителей научного сообщества, популяризирующих  научные идеи и адаптирующих их для широкой публики. Почему этих людей надо поощрять, а издательства, которые их публикуют, носить на руках? Ну, хотя бы потому, что проекты эти коммерчески не самые прибыльные. Народ  не возьмет в метро или в дальнюю поездку «Удивительную палеонтологию» Еськова (любимая книга из лонг-листа премии), а разживется романчиком или детективом.

Понятен в этой связи и выбор номинантов: лингвисты, математики, биологи, востоковеды

Организаторы сумели соблюсти научный формат «на широкую ногу»: вел церемонию Юрий Вяземский, знакомый нам по передаче «Умники и умницы»; а вместо привычных длинноногих красавиц, вручающих цветы и статуэтки, на сцену выезжали роботы, которые  иногда роняли букеты, чем вызывали добродушный смех у почтенной публики, но со своими обязанностями достойно справились. Перед началом церемонии научная элита и издательская братия подкреплялись замысловатыми закусками и пили шампанское под звуки джаза. Понятно, что, если бы подобную премию организовало какое-нибудь научное сообщество, а не фонд Зимина, то не было бы ни джаза, ни вышколенных официантов, ни роботов. А так, вроде бы и доброе дело делают, и организация на высоком уровне.

Список номинантов широко растиражирован в интернете, поэтому я на них останавливаться не буду.  Скажу только, что официально было две номинации: гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Перед самым награждением с увлекательной, хотя и не лишенной снобизма речью выступил физик Алексей Семихатов. Физик припомнил издательствам пропущенные запятые и глупые опечатки в научной литературе, которую редактировать практически всегда приходится гуманитариям.

«В какой-то книге наткнулся на утверждение, что Вселенная в 1040 раз больше протона. Предположим, я  наивно думаю, что протон размером с орех, но тогда моя Вселенная будет чуть больше коробки», - негодовал ученый.  Математик Успенский, победивший в номинации естественно-научных дисциплин со своей «Апологией математики», хотел было возмутиться, что  математика к разряду естественных наук не принадлежит, но ему объяснили, что номинация эта содержит естественные и прочие научные дисциплины. Хотя, и мне не до конца ясно, почему номинации поделились по такому странному принципу. Вероятно, организаторы исходили из дихотомического принципа деления на науки гуманитарные и негуманитарные.

Премия среди гуманитариев досталась историку-византинисту Сергею Иванову за книгу «1000 лет озарений», где Иванов со скрупулёзностью ученого и с талантом писателя собрал в одну книгу истории самых обычных вещей, появившихся в последнее тысячелетие.

На столах в холле можно было познакомиться с книгами номинантов. Красочные, красиво оформленные книги по задумке жюри должны стать удачным подарком. Печально, что в лонг-листе было очень много достойных книг, которые не попали в шорт-лист из-за своего скромного оформления. К примеру, то же Еськов, изданный в серии «О чем умолчали учебники» издательством ЭНАС, мог бы легко получить премию, но подвела серийная обложка.  Другой пример – книга Бородина «Кошки и гены» издательства «Либроком», которую, тем не менее, отдельно поощрил специальным призом клуб научных журналистов. Бородин – трогательный и обаятельный человек, который произвел очень хорошее впечатление на публику со сцены.

Я вышла из театрального центра «на Страстном», где в этот раз прошла церемония, с надеждой на новое лучшее будущее просветительской литературы.