Колпинский расстрел

На модерации Отложенный

Город Колпино под Петербургом знаменит прежде всего гигантом тяжелой индустрии - Ижорским заводом, основанном еще в 18 веке. Расстрел рабочих Ижорского завода в Колпине (к юго-востоку от Петрограда) 9 мая 1918 года — второй случай расстрела большевиками протестующих безоружных рабочих после расстрела демонстрации в поддержку Учредительного собрания.
 


Разгон Учредительного Собрания и расстрел демонстрации в его поддержку 5 января 1918г. вызвали реакцию протеста у части жителей Колпина. 22 января в помещении рабочего клуба «Новая культура» собрание Союза рабочих и граждан г. Колпино приняло от имени 600 его участников заявление, осуждавшее политику террора и гражданской войны, и требовавшее возобновления работы Учредительного Собрания. Собравшиеся потребовали избрания новых представителей в Петросовет «взамен тех, которые одобрили позорный расстрел рабочих и солдат 5 января и разгон Учредительного Собрания, а также отзыв из красной гвардии тех товарищей, которые участвовали в этом позорном расстреле».


Первые месяцы 1918 г. отмечены дальнейшим ухудшением положения с продовольствием, топливом, резким сокращением численности работающих на Ижорском заводе. В марте при Совдепе был создан районный продовольственный комитет, была учреждена контрольная комиссия для учёта населения, выдачи карточек и распределения продуктов. Но эти меры не привели к решению проблемы: запасы продовольствия в городе иссякали. Простояв в длинных очередях, жёны рабочих нередко уходили домой без хлеба.

Норма выдачи хлеба весной 1918 в Колпино была 1/4 фунта, т.е. 113 грамм.

Утром 9 мая в магазин на Троицкой улице не завезли хлеб. Прождав в очереди до 10 часов утра, отчаявшиеся женщины собрались возле пожарного депо, чтобы созвать жителей города на митинг. Оттеснив в сторону часового, одна из них включила пожарную сирену. Прибежавшие красноармейцы (7 солдат), 2 члена штаба, и член следственной комиссии при Совдепе Трофимов попытались всех разогнать, поскольку собрание могло принять явно нежелательный для Совдепа оборот. Но толпа нарастала и не расходилась. Обстановка накалялась, предпринимались попытки отобрать у красноармейцев винтовки, и для предотвращения этого был сделан залп в воздух. В красноармейцев полетели камни и другие предметы. По показаниям рабочего Ижорского завода М. В. Костромитина, данным им в следственной комиссии, стрельбу начал член следственной комиссии при ревтрибунале Г. Трофимов. Когда Трофимов закричал: «Разойдитесь, буду стрелять!», -одна из женщин замахнулась на Трофимова сумкой и назвала его дармоедом. Последовал залп, и из толпы выкрикнули: «Ты на место хлеба даёшь пули, чего даже царское самодержавие не делало». Затем раздался второй залп. Трофимов выстрелом из револьвера ранил подростка, который снова включил сирену.

Далее на Трофимова набросились несколько человек и тот, отстреливаясь, ранил еще парня 20 лет.

После этого некоторые жители потребовали проведения общегородского собрания, но Совдеп не разрешил его. Уже днём были совершены нападения на красноармейцев, у одного из которых отобрали винтовку, у другого – револьвер. Рабочие, узнав о происходящем, прекратили работу и собрались у заводской часовни. На заводе начался митинг, на котором присутствовало около двух тысяч человек. Собрание постановило немедленно переизбрать местный совдеп, потребовало распустить красную гвардию и арестовать виновных в расстреле женщин и детей. Большевики выслали к заводоуправлению два броневика, а в саду напротив ворот расположились вооружённые красногвардейцы. Когда рабочие вышли из ворот, был открыт огонь. Как минимум шесть рабочих получили тяжёлые ранения и 1 был убит. Во второй половине дня в Колпино прибыли дополнительные броневики, а на перекрёстках появились пулемёты.

Рабочие Ижорского завода направили делегацию в Петроград, чтобы сообщить по предприятиям о событиях в Колпине. В этот же день митинги с резким осуждением действий власти прошли на Обуховском и Путиловском заводах. 11 мая митинги прошли на Русско-Балтийском заводе, на заводе Симменс-Шуккерт, на Арсенале, на заводе Речкина и других предприятиях Петрограда и других промышленных городов.

Похороны убитого рабочего, прошедшие 14 мая, превратились в массовую политическую акцию, в которой приняли участие не менее тысячи человек. Из Петрограда в Колпино приехали представители многих петроградских заводов: Арсенала, Патронного, Путиловского, Обуховского, Русско-Балтийского, Сименс-Шуккерта, Невской писчебумажной фабрики, Вагоностроительного и др. Многие шли с заводскими знамёнами и пели революционные песни. На могилу были возложены венки: «Жертвам произвола — защитникам голодных», «Жертвам голодным — погибшим от сытой власти».

На следующий день после похорон Петросовет выпустил обращение «К сведению всех», в котором утверждалось, что беспорядки спровоцировали правые эсеры и меньшевики. Далее утверждалось, что «Советская власть всякие шествия и выступления будет рассматривать, как прямую помощь внешнему врагу и будет беспощадно их подавлять»

Источники:

Расстрел рабочих Ижорского завода https://ru.wikipedia.org/wiki/Расстрел_рабочих_Ижорского_завода_в_1918_году

Сизёнов Е.П., Иволга Р.С., Ефимова Г.А. История Колпина. – СПб.: Серебряный век, 2007. – С. 213-222. http://istprof.ru/1876.html