70 лет назад, в Ижевск, прибыл Хуго Шмайссер.

На модерации Отложенный

Шестнадцать человек технических специалистов и члены их семей с собственной мебелью и постельным бельем прибыли в Ижевск в конце октября 1946 года. Всего вместе с женами и детьми их было 32 человека, в Германию вернулось столько же. В семье Эрнста Фолькмара родился сын Роланд. Ганс и Христа Дич заключили брак. А вот главный конструктор фирмы DKW Герман Вебер умер.
     Им были предоставлены условия жизни, о которых могло только мечтать большинство жителей не только России, но и Германии. Каждый член семьи обеспечивался комнатой. Так, семья Грюнера располагалась в 4-х комнатах. Уборку комнат и стирку белья обеспечивал специальный персонал. До отмены карточной системы все обеспечивались дополнительным питанием в магазине командного состава, после отмены отоваривались в том же спецмагазине. Со взрослыми и детьми проводились занятия по русскому языку. Дети ходили в советские школы в общие классы.
     Основная группа из десяти человек была приписана к отделу 27, занимавшемуся мотопроизводством. В этой группе были главный конструктор фирмы DKW Герман Вебер и ее главный технолог Иоганн Христианович Шмидт. Причем в этой мотоциклетной группе была подгруппа по холодной штамповке. Возможно, отсюда растет один из корней мифа о Шмайссере как о специалисте по холодной штамповке.
    Вместе с немцами в Ижевск пришли вагоны с демонтированным оборудованием фирмы DKW. Вся эта группа занялась наладкой оборудования, разработкой документации и созданием оснастки для производства мотоцикла Иж-350, созданного по образцу немецкого DKW NZ-350. Эта модель выпускалась до 1951 года, когда на смену ему пришел Иж-49. И сразу после этого немцы вернулись в Германию.
    Группу по вооружению из шести человек при отделе 58 возглавлял Карл Августович Барницке (главный инженер "Густлов Верке"). В отличие от мотоциклистов, оставивших после себя след в сотнях тысяч ижевских мотоциклов, эта группа не оставила после себя ничего полезного, кроме груды чертежей. Если с мотоциклами в России была проблема, то танки и стрелковое оружие у нас в то время были на высоте, в отличие от тех эрзацев, с которыми Германия заканчивала войну. Вот ведь парадокс: основная группа немцев отработала по мотоциклам, в отличие от оружейников, сделала полезное дело, и всякие германофилы должны были славить этот факт, но в качестве знамени они избрали жупел Шмайссера, который на поверку оказался посредственным конструктором, но зато удачливым авантюристом.


.   После того как руководству завода стало понятно, что за птица с фамилией Шмайссер прибыла в Ижевск, его персональная надбавка была снижена, все равно оставаясь довольно высокой по сравнению с заработной платой советских инженеров. 3 марта 1947 года Шмайссер пишет письмо руководству завода с просьбой пересмотреть его оклад. Не дождавшись ответа, 28 марта он пишет еще одно с вопросом: «…когда я получу ответ на мое письмо…» Интересен аргумент Шмайссера в письме: «…я создал долги и нахожусь в тяжелом финансовом положении». Какие можно создать долги в стране с карточной системой распределения продуктов, где нечего купить?! Получая в несколько раз больше, чем рядовые граждане этой страны?
    Впрочем, тем кто знаком с администраторскими и организаторскими способностями братьев Шмайссеров, вряд ли будет это удивительно. Хотя, возможно, эти долги создала его жена, оставшаяся в Германии. Будем снисходительны, у богатых, даже бывших, свои причуды, в том числе и в создании долгов.
    По характеристикам, написанным в сентябре 1951 года, перед их возвращением в Германию, можно узнать, чем они занимались. Например, Карл Августович Барницке после карабинов и автоматов переключился на спортивный пистолет, Оскар Бетцольд после работы над авиационной пушкой вместе с Грюнером занимался профилировочно-гибочной машиной. Все были при деле и трудились в основном на создании оснастки для производства мотоциклов. И только "знаменитейший" использовался от случая к случаю. Вместе с Отто Гоффманом он болтался как нечто в проруби.
    И так, основной работой, которой занимались немецкие специалисты в Ижевске, включая оружейников, была подготовка производства мотоциклов. Именно этим и объясняется их возвращение в Германию в 1952 году — окончанием работ по освоению производства модели ИЖ-49, а не какой-то мифической незаменимостью Шмайссера на освоении штампованных ствольных коробок АК.