Северный Кавказ теперь и на Урале?

Ислам – религия мирная, но 18-летний «юноша смуглый со взором горящим» этого не знал, поэтому с криком «Аллах акбар!» напал с ножом на милиционера. Причем произошел инцидент не на уже «привычном» к и не таким выходкам Северном Кавказе, а на Урале, конкретно – в Башкирии.

В городе с осенним названием Октябрьский местный житель 1992 г. р. ворвался прямиком в отдел внутренних дел. Старший лейтенант Вильмир Минниханов, охранявший здание, молниеносно получил колотые раны шеи, грудной клетки и левого предплечья: нападавший метил в сердце. Решив, что с Миннихановым покончено, он попытался скрыться, но дорогу преградил сержант Радик Шакиров, которому тоже досталось (правда, не столь сильно). В конце концов нож у экстремиста удалось выбить, самого скрутить. При личном досмотре в кармане у него обнаружили записку: «В Октябрьском и во всем мире должен быть закон Аллаха».

«Задержанный уже дал показания, что целенаправленно шел на преступление с целью убить любого сотрудника милиции, ибо они мешают жить по законам шариата», – сообщил агентству Интерфакс замминистра внутренних дел Башкирии Руслан Шарафутдинов. По его словам, выяснилось, что нападавший не состоит на учете у психиатра, а при обыске по его месту жительства обнаружено большое количество религиозной литературы, которую сейчас отправили на экспертизу.

«Мы рассматриваем ЧП как своего рода месть за эффективную борьбу правоохранительных органов с экстремизмом в республике», – пояснил мотив заместитель министра. И это печалит более всего. Конечно, не сама «эффективная борьба», а то, что она перемещается уже на Урал. Значит, ваххабиты (термин условный) расползаются по России, словно тараканы, против которых обычные средства не действуют. Приходится применять специальные, включая вертолеты и бронетехнику. Вспомнить хотя бы подробности мартовского сражения в том же Октябрьском.

В город тогда прибыли министр внутренних дел республики Игорь Алешин и начальник УФСБ по Башкортостану Виктор Палагин для личного руководства операцией, в которой принимали участие более 500 сотрудников силовых структур, выяснил подробности «Московский комсомолец». Тогда сепаратистские сайты сообщили об отряде «моджахедов Идель-Урала» численностью более 50 человек. Силовики же объявили о захвате боевой группы «Эмира Башкирского» – лидера местного террористического подполья. Им оказался Башир Плиев.

События в Октябрьском начались 23 марта, когда боевики напали на оптовый склад. Охранник Рамиль Риянов, потерявший руку в стычке с боевиками, вспоминает, как на склад ворвались три бандита в масках. Четвертый же оставался в машине, в нем Риянов и опознал Плиева.

Бандит замахнулся на сестру Риянова багром, другой был с обрезом.

Риянов схватился за ствол оружия, ударил бандита головой, тот упал. «Мы смотрели друг другу в глаза, я тянул к себе обрез, он не отпускал. Тем временем сестренка сумела сорвать маску с того бандита, который на нее замахнулся, и ударить его этим же багром. Ей в отместку колено прострелили. Я услышал выстрел, испугался за сестренку, обернулся – тут-то мне пуля раздробила руку», – рассказал он.

Бандиты сбежали до приезда милиционеров. Силовики, как выяснилось, давно наблюдали за группой ваххабитов, но предъявить им до нападения было нечего.

У спецслужб имелась информация, что глава октябрьского «джамаата» Башир Плиев ездил на Северный Кавказ, встречался там с Доку Умаровым, и тот назначил его «эмиром» Башкирии и Самарской области. Группа планировала крупные теракты, а нападение на склад понадобилось Плиеву для проверки банды на боеспособность.

Далее ждать уже не стали: спецслужбы провели спецоперацию по захвату квартиры, которую снимали бандиты. В задержании принимали участие бойцы спецназа с применением вертолета и БТР. Тем не менее, ваххабиту русского происхождения Александру Яшину удалось вырваться и бежать.

Яшин – очень сильный, физически развитый человек, мастер спорта по греко-римской борьбе, учился в Институте физкультуры в Уфе. Раненый, он вызвал по мобильнику скорую помощь, чего никто не ожидал. «Скорая» свободно проехала к дому и вывезла Яшина в больницу. Туда последовали и спецназовцы ФСБ.

Оказавшись в приемном отделении, истекающий кровью Яшин стал требовать, чтобы ему почистили раны и перевязали, угрожая взорвать больницу. У него была граната РГД-5 (позже выяснилось – без запала, террорист блефовал). Когда появился спецназ, ваххабит заперся в перевязочной.

Террорист кричал «Аллах акбар!» и обещал устроить подрыв, лежа животом на безопасной гранате. С ним долго вели переговоры, а когда надоело, Яшина нейтрализовали снайперами, которые через окно прострелили ему руки и ноги. Всего он получил 8 пуль.

Лидер банды Башир Плиев сумел пройти сквозь милицейские кордоны и покинуть город, но был позже задержан в Челябинске.

Чувствуете размах и географию? Кстати, Александр Яшин в 2009 году участвовал в Москве в похищении сына директора компании «Роснефть» Михаила Ставского. Организовал преступление специально прибывший с Кавказа другой русский экстремист – Михаил Чернобровкин; выкуп должен был пойти на нужды террористического подполья. Ваххабиты неоднократно заявляли о желании перенести джихад на земли Поволжья. Например, одно из заявлений «амира Кавказа» дословно гласит: «Мы, иншалла, освободим и другие земли, которые оккупировала Русня. Это Астрахань, это поволжские земли, которые находятся под сапогом русских».