Мы живём, под собою не чуя страны...

Мандельштам

В 1930-х годах, когда большинство советских писателей восхваляли до небес главного правителя СССР,   рукой Осипа Мандельштама создаётся беспрецедентно дерзкое  стихотворение, которое он написал, после того, как стал очевидцем страшного крымского голода в 1932-1933 годах.

Мы живём, под собою не чуя страны..

Мы живём, под собою не чуя страны,
Наши речи за десять шагов не слышны,
А где хватит на полразговорца,
Там припомнят кремлёвского горца.
Его толстые пальцы, как черви, жирны,
И слова, как пудовые гири, верны,
Тараканьи смеются усища
И сияют его голенища.

А вокруг него сброд тонкошеих вождей,
Он играет услугами полулюдей.
Кто свистит, кто мяучит, кто хнычет,
Он один лишь бабачит и тычет,
Как подкову, дарит за указом указ:
Кому в пах, кому в лоб, кому в бровь, кому в глаз.
Что ни казнь у него — то малина,
И широкая грудь осетина.

Осип Мандельштам. Ноябрь, 1933.


Стихотворение было записано и второй раз, но только рукой оперуполномоченного 4 Отделения Секретно-Политического Отдела ОГПУ Н.Х. Шиварова, который в тюрьме допрашивал поэта.


Из воспоминаний Пастернака:

"Как-то, гуляя по московским улицам, мы с Мандельштамом забрели на какую-то безлюдную окраину города в районе Тверских-Ямских, звуковым фоном запомнился скрип ломовых извозчичьих телег. Здесь Мандельштам прочёл мне про кремлёвского горца. Выслушав его, я сказал: «То, что вы мне прочли, не имеет никакого отношения к литературе, поэзии.

Это не литературный факт, но акт самоубийства, который я не одобряю и в котором не хочу принимать участия. Вы мне ничего не читали, я ничего не слышал»."

Авторства своего Мандельштам не скрывал и после ареста готовился к расстрелу. Автора отправили в ссылку в Чердынь, а потом разрешили поселиться в Воронеже. В ночь с 1 на 2 мая 1938 года он был арестован вновь и отправлен в лагерь Дальлаг, скончался по пути в декабре в пересыльном лагере Владперпункт, а тело Мандельштама оставили лежать непогребённым.

Поэзия Мандельштама в материалах дела называется "контрреволюционным пасквилем против вождя коммунистической партии и советской страны", являлось основным пунктом обвинения, Мандельштам был осуждён по статье 58.10.

Экземпляр стихотворения, записанный в тюрьме рукой Осипа Мандельштама, хранился в архивах КГБ СССР.  В апреле 1989 председатель комиссии Комиссию Союза писателей СССР  Роберт Рождественский отдал документ в РГАЛИ, протокол допроса Мандельштама оперуполномоченным Шиваровым сейчас хранится в Центральном архиве ФСБ РФ, в составе Следственного дела Р-33487.