ХАРТИЯ ИСТИННОЙ СВОБОДЫ
На модерации
Отложенный
Вот Хартия свободы, которую представила человечеству истинная религия, дабы не был человек рабом никому, кроме Аллаха и чтобы никому, кроме Него, всемогущего и великого, не поклонялся, даже пророку. Эта Хартия освободила каждого человека от поклонения кому-либо, кроме Аллаха, и положила конец принятию людьми других, помимо Аллаха, богов. В то же самое время она предоставила полное главенство шариату. Ни король, ни диктатор, ни демократический парламент, ни группа правоверных не в праве нарушать шариат, менять или изменять его законы. Для человечества были заложены вечные принципы и понятия добра и зла. Ни у кого нет власти изменить или исказить эти понятия, дабы сделать из добра зло или превратить зло в добро.
Что касается «третьей задачи», то ее выразил пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказав: «Все вы ответственны перед Аллахом». Свобода эта дарована вам Аллахом не для того, чтобы делать то, что заблагорассудится и, не испросив на то разрешения, занимать любое пастбище, какое понравится. Помимо этого, вас в день страшного суда спросят за каждое ваше действие, каждое слово, каждую сторону жизни, в которой вам дана ограниченная свобода. Вы восстанете с ваших лож, предстанете перед Аллахом, всеведущим, и Он сообщит вам, что вы делали в вашей жизни.
Если человеческая совесть остается под защитой этой моральной силы, то каждый человек выглядит как бы защищенным стражем, который отгоняет от него любую злую мысль или препятствует ему совершить какое-либо действие, к которому подталкивает эта злая мысль. Не важно, есть в окружающем нас мире полицейские силы, зоркое правительство или ничего этого нет — контролер, вершащий суд над поведением человеческой души, будет там. Даже если человек будет находиться совсем один во мраке ночи или в иссушенной солнцем безлюдной пустыне, боязнь этого контролера будет удерживать его душу от совершения греха и нарушения приказов Аллаха. Мы не думаем, что для создания у человека высокого морального духа, укрепления доброго нрава человеческой души существует более возвышенный способ. Все другие приемы, претендующие на усовершенствование моральной стороны личности человека, лишь повторяют распространившиеся в сегодняшнем мире утверждения: «добро порождает добро», «зло не приносит ничего, кроме зла», «в правде спасение», из чего можно сделать такой логический вывод: если мы посчитаем, что зло или ложь весьма полезны по политическим, к примеру, мотивам, то для безудержного их использования нет никаких препятствий. Как результат такой философии, нам встречаются люди с безупречным поведением в семье, которые, вместе с тем, в общественной жизни ведут себя как лжецы, обманщики, оппортунисты и лицемеры. Не исключено, что их частная жизнь содержит лишь незначительные, показные черты добра, в основном погрязла во зло и грехи. Среди них, к примеру, и те, кого вы, считая справедливыми и учтивыми по отношению к людям, на самом деле относятся к самым наихудшим и безнравственным представителям рода человеческого: пьяницам, картежникам или безбожникам. Их лозунг: личная жизнь — одно, общественная — другое. У каждой свои границы, отличающие одну от другой. У них готовый ответ для каждого, кто хотел бы пожурить или упрекнуть их за промах или изъян в их частной жизни: «Не вмешивайся в то, что тебя не касается... Занимайся своими делами и предоставь другим заниматься своими».
Все наоборот, существует вера в то, что воскресение — истина и что загробный мир тоже истина. Установлено изначально, что зло во всех случаях, вне зависимости от того, выгодно оно или вредно в этом мире, останется злом. Не может быть отличия между личной и общественной сторонами в жизни того человека, который осознает, что прийдет день, и он предстанет перед судом Господа своего. Такой человек будет следовать правде и вере не потому, что это мудрая политика. Он будет следовать им, потому что благо, вера и другие добродетели укоренились в его душе, а ложь и обман крайне далеки от его мыслей, ибо глубокая вера учит его, что такое зло поставит его ниже самых презренных и подведет к черте, у которой он уже будет близок к животному состоянию: «Мы создали человека возвышенным, а затем низвергли его ниже презренных».
Человек получил не только не подлежащий изменению шариат, воплощающий вечные моральные ценности, к нему явилось также руководство пророка, имеющее твердую базу и прочную основу. Они определяют духовное состояние и отдельной личности, и общества в целом. Поэтому человек не нуждается в правительственных распоряжениях, полицейских силах или судах, которые удерживали бы его от совершения преступления или возвращали на праведный путь.
НРАВСТВЕННОСТЬ В СВЕТСКУЮ, А НЕ МОНАШЕСКУЮ ЖИЗНЬ
Призыв пророка к нам содержит и другое послание, гласящее, что мораль — удел не только монахов, затворившихся в кельях монастырей и не отличительная черта суфиев, уединившихся в храмах.
Мораль есть практическая реализация в различных сторонах жизни. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, перенес духовность и нравственность самого высокого уровня, к которым тянулся народ, замечая их у монахов, служителей культов и суфиев, в деятельность государственного аппарата, судов. Он призвал купцов бояться Аллаха, быть надежными и честными в своих делах, учил воинов и бойцов благочестию и хладнокровию, исправлял заблуждения тех, кто считал, что для приближения к Аллаху следует отрешиться от всего в этом мире, предавшись служению Богу и созерцанию в пустыне, осудил бытующее мнение, что только путем монашества можно приблизиться к Аллаху.
Пророк учил нас, что настоящая близость заключается в работе, участии в делах нашего мира, независимо в качестве кого: управляющих ли, судей, военачальников, купцов или ремесленников, в проявлении благонравия, честности, надежности во всех видах деятельности нашей мирской жизни, где проходит испытание вера человека. Таким образом посланец, да благословит его Аллах и приветствует, освободил мораль и духовность из оков монашества и внес их во все области практического применения. Благодаря ему, они сделались неотъемлемой частью экономических, социальных и политических дел, стали учитываться при решении вопросов войны и мира, в ходе установления и укрепления главенства закона морали и справедливости во всех сферах жизни.
ЗАСЛУГА СУННЫ
Неизгладимый след оставила сунна в темных душах, которые под ее влиянием обратились к божественному сиянию и Указующему Корану. Те, кто в период джахи-лии были известны как разбойники, приняв ислам, стали ревностными защитниками жизни, имущества и достоинства граждан. Тех же, кто лишал людей их прав, вера, милостью Аллаха, превратила в героев, сражающихся во имя защиты прав нации. В период джахилии правители и короли были известны людям как обитатели недоступных дворцов, издающие свои указы, выдаваемые за божественные, и удерживающие народы под гнетом тирании и рабства. Пророк же явил миру правителей, которые ходили по рынкам, пользовались любовью и уважением своих подданных, не считали для себя зазорным сесть и рассудить людские проблемы. До благородной миссии Мухаммеда мир знал, что армии при захвате страны действуют там огнем и мечом, уничтожают пашни, убивают детей, угоняют в полон женщин. Пророк представил миру мусульманские армии, которые поступью Аллаха входят в захваченные дома, никому, кроме сражающихся врагов Аллаха, не причиняя вреда, а когда осажденный город очищен от неприятеля, они возвращают ему его земельные владения. На всем своем протяжении история изобиловала событиями, связанными с победами и захватами городов и стран, но воистину с взятием Мекки несопоставимо ни одно другое событие в истории. Победивший пророк вступил в город, увидел жителей, которые на протяжении 13 лет вредили, притесняли и издевались над ним и его сподвижниками. Однако человечность не покинула его. Ни тщеславие, ни высокомерие не овладели им, да благословит его Аллах и приветствует. Как бы совершая молитву, он склонил свое чистое чело к голове верблюдицы, выражая благодарность Аллаху за предначертанное им взятие города. К нему стали стекаться те же самые люди, которые отвергли его, изгнали с родины, вынудили стать мухаджиром, воевали с ним везде, куда бы он не направлялся. Они пришли к нему, умоляя о прощении, взывая к милосердию... Сегодня он может нанести им удар и отомстить. Но вместо этого он говорит: «Сегодня вас не будут ругать, идите, вы свободны».
Он не хотел, чтобы такой прецедент отразился на мусульманах. Но пусть бы он перелистнул страницы истории, чтобы сравнить поведение мусульманских завоевателей, захвативших Испанию, с поведением христиан, покоривших мусульман, зверское отношение к себе, с которым столкнулись мусульмане, когда крестоносцы брали Иерусалим, с великодушием, проявленным по отношению христиан, когда мусульмане отбили у них этот город.
Господа, воистину личность пророка неисчерпаемое море мудрости. Один труд, каким бы объемным он не был, не в состоянии охватить ее. Поэтому эта неисчерпаемая тема не может должным образом осветиться в одной лекции. Все же в меру своих сил, я попытался сосредоточиться на некоторых особо важных аспектах личности величайшего пророка. Мое благословение тем, кого судьба осчастливила пойти по его пути и действовать по его, да благословит его Аллах и приветствует, сунне.
И в заключение позвольте сказать: «СЛАВА АЛЛАХУ, ГОСПОДУ МИРОВ».
Комментарии