ЛИЧНОСТЬ ПРОРОКА И ХОРОШИЙ ПРИМЕР

На модерации Отложенный

 

Рассмотрим сейчас второй подвиг пророка, да благословит его Аллах и приветствует, благодаря которому он занял исключительное положение среди других посланцев и основоположников небесных религий. Аналогично тому, что многие люди знали наизусть Мудрое Писание, рассказы о личности пророка, его нравственных качествах сохранялись на протяжении многих поколений, чтобы служить светочем знаний и помогать нам во всех случаях жизни. С раннего младенчества и до последнего мгновения жизни рядом с пророком жило много людей, ставших свидетелями событий, происходивших в его жизни, слышавших его беседы и проповеди. Они наизусть запоминали его приказы и запреты, а затем передавали их своим преемникам. Некоторые ученые считают, что свыше 100 тысяч человек являлись рассказчиками и свидетелями событий и постановлений, которые они видели или слышали при жизни пророка, да благословит его Аллах и приветствует, а затем передали последующим поколениям. Наряду с этим, пророк, да благословит его Аллах и приветствует, лично продиктовал ряд своих приказов, которые были вручены или разосланы его послами некоторым племенам и народам. Они рассматривались как важные материалы, переходящие по наследству от одного поколения к другому.

Не менее шести сподвижников, да будет доволен ими Аллах, занимались записью благородных хадисов пророка. Они приходили к пророку, да благословит его Аллах и приветствует, чтобы зачитать их ему и удостовериться в правильности их передачи или записи. Эти записи хранились и передавались мусульманами по наследству от поколения к поколению. После кончины пророка, да благословит его Аллах и приветствует, примерно 50 сподвижников выполняли задачу по сбору рассказов о событиях и происшествиях, случившихся при его жизни и его благородных хадисов. Эта работа, собранная из достоверных источников, перешла в дальнейшем в руки тех, кто занялся сбором или систематизацией хадисов благородной сунны. Добавьте к этому, что по оценкам ученых, исследующих вопросы Ислама, число сподвижников, рассказывавших о том, чему они явились свидетелями при жизни пророка, превышает 100 тысяч. Удивление пропадает, если мы примем во внимание тот факт, что пророк совершил свое последнее паломничество, известное как Прощальное паломничество, в сопровождении более, чем 140 тысяч человек. Несомненно, что это громадное количество людей видело как он, да благословит его Аллах и приветствует, совершает этот религиозный обряд, училось у него церемониям хаджа, слушало слова Прощальной проповеди. После того, как паломники разошлись, каждый из правоверных возвратился в свое селение, в свой дом. Он стал рассказывать о том, что видел, своим родственникам, землякам, друзьям, повторял для них те приказания и запрещения, содержавшиеся в проповеди, которые касались совершения паломничества и других мусульманских вопросов.

Мы также можем судить и о том интересе, с каким последующие поколения хотели услышать из уст сподвижника пророка, да благословит его Аллах и приветствует, его современника, жившего с ним рядом, о подробностях его жизни, высказываниях, священных предписаниях.

Чтобы сохранить хадисы для будущих поколений, передача хадиса с самого начала должна была отвечать определенному требованию: рассказчик хадиса или события обязан был упомянуть источник или источники, от которого или которых к нему поступил данный хадис в качестве свидетельства его истинности. Таким образом, для того, чтобы установить и подтвердить связь источников с высказываниями и действиями пророка, да благословит его Аллах и приветствует, источники каждого хадиса следовали из рассказа в рассказ, восходя в конечном итоге к временам пророка. В том случае, если в этой цепочке возникало потерянное звено, то истинность хадиса ставилась под сомнение. Бели же связь хадиса с эпохой пророка через цепочку рассказчиков была установлена, но затем реальность одного из них исследователями не признавалась, то истинность хадиса считалась недоказанной. Внимательно изучив эти процедуры, мы видим, что ни к какой другой записи о человеке, жившему на земле, ни к какому другому исследованию обстановки, в которой он находился, никогда не предъявлялись требования такой предельной точности. Пророка выделяет то, что относимые к нему хадисы, не подкрепленные вескими доказательствами, не признаются. Найти полную цепочку рассказчиков, вплоть до времен пророка, да благословит его Аллах и приветствует, недостаточно. Рассказчик должен был быть заслуживающим доверие, следовало досконально изучить его биографию, чтобы установить, можно ли верить его рассказу. По этой причине были написаны обстоятельные труды, посвященные изучению самих рассказчиков благородных хадисов, выделялись те моменты, которые ставили их на уровень, соответствующий уровню рассказа о посланнике Аллаха: честность, нравственные качества, индивидуальные особенности, объем памяти. Наряду с этим стали делать различие между рассказом того, кто действительно встречался с тем, у которого почерпнул хадис, и того, кто, назвав источник хадиса, непосредственно с ним не встречался. Полные сведения об этих рассказчиках получили широкое распространение. Поэтому сегодня мы без труда можем судить, является ли источник хадиса достоверным или сомнительным. Встает вопрос: а имеется ли в истории другая такая личность, для проверки точности биографии которой использовались бы такие методы? Известны ли нам другие случаи, когда исписывались бы целые тома о жизни тысяч рассказчиков, излагавших истории о жизни другого человека?

Следовательно, с полным основанием можно сказать, что основная причина той свирепой кампании, которую проводят христианские и иудейские ученые, занимающиеся хадисами, против признания истинности сунны пророка есть сильнейшая ревность. Они прекрасно осведомлены, что каких-либо доказательств истинности религиозных книг, принятых у них, и жизнеописаний их пророков нет вообще. Ревность явилась также причиной того, что они не жалеют сил для критики Ислама, Благородного Корана и пророка Ислама Мухаммеда.

ВСЕ СТОРОНЫ ЖИЗНИ ПРОРОКА ЯСНЫ И ХОРОШО ИЗВЕСТНЫ

Неточность источников, из которых мы почерпнули сведения о житие пророка и его личности, является единственной отличительной чертой, благодаря которой он, да благословит его Аллах и приветствует, занимает иск--лючительное место среди других пророков.

Другая важная особенность это возможность получить необходимую подробную информацию о всех сторонах его жизни в форме, не имеющей своего аналога применительно к другим историческим личностям. Какова история его семьи? Каким был образ его жизни до начала исполнения своей миссии? Как он получал пророчества? Как в период откровения ему передавались слова всевышнего, всемогущего Аллаха? Как он начал призывать к Исламу? Как он противостоял тем, кто выступал против него и боролся с ним? Как он совершил подготовку и обучение сподвижников? Каковы черты его семейной жизни, как он вел себя как муж и отец? Как он относился к другу и как к врагу? В чем состояло его учение? Что он приказывал и что запрещал? Какие действия считал дурными, греховными, запретными? Подробные сведения для ответов на все эти вопросы мы можем почерпнуть в книгах Сунны и в сочинениях, рассказывающих о его праведной жизни и его благочестивой личности. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, был образцовым, исключительно умелым военачальником. У нас имеются точные, подробные описания битв и войн, которые вели мусульмане под его командованием. Он являлся также превосходным руководителем государства. Мы располагаем полной историей государства в его эпоху. Он был кадием[1] и мы имеем материалы множества судебных дел, представленных на его рассмотрение, а также подробные сведения о приговорах, которые он по ним вынес. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ходил по рынкам и своими глазами видел, как ведут себя купцы и торговцы. Он запрещал несправедливость и обман, обещал, что со сторицей воздается тем, кто относится к людям справедливо и бескорыстно. Он не оставил без своего внимания ни одной стороны жизни, определив для каждой рамки благочестия и богоугодного поведения. На основании этого, без всякого предубеждения, мы категорически утверждаем, что пророк Мухам-мед, да благословит его Аллах и приветствует, является единственным среди пророков, к которому в поисках примера для подражания, за советом и руководством следует обратиться всему человечеству, так как Писание, ниспосланное ему, сохранило свой изначальный текст, свою первозданную чистоту, а его личность, со всеми ее мельчайшими нравственными чертами, составляющими благоразумие, через надежные, достоверные источники дошла до нас. Посмотрим теперь, с какой миссией и с каким учением явилась к вам эта благочестивая, набожная личность.

МИССИЯ ПРОРОКА, ДА БЛАГОСЛОВИТ ЕГО АЛЛАХ И ПРИВЕТСТВУЕТ, КО ВСЕМ ЛЮДЯМ

Обращение Мухаммеда к человеку как члену человеческого общества, вне зависимости от того, какой у него цвет кожи, пол, язык, какой он расы и из какой страны одна из важнейших черт, характеризующих его миссию. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, явился с принципами, служащими во благо всему человечеству. Тот, кто поверил в них, стал мусульманином и вступил в лоно всемирного братства ислама. К белому или к черному, с Запада он или с Востока, к арабу или представителю любой другой расы, в каком бы месте на земле он не жил, к какой бы нации или народу не принадлежал, на каком бы языке не говорил, какого бы оттенка не была его кожа, к каждому человеку, когда бы и тце бы он не существовал, обратился Мухаммед, да благословит его Аллах и приветствует, с мусульманским воззванием. Ни классовые или расовые отличия, ни неравенство, ни принадлежность к различным языкам, странам или регионам не могут служить основанием для дискриминации человека. Ничему из вышеперечисленного нет в мусульманском обществе.

ОБРАЗЦОВОЕ РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАСОВОЙ ДИСКРИМИНАЦИИ И ЦВЕТА КОЖИ

Нет никакого сомнения в том, что если мы хорошенько поразмыслим, у нас возникнет потребность возблагодарить Аллаха и высоко оценить Его благодать, ниспосланную человечеству через арабского пророка Мухаммеда, да благословит его Аллах и приветствует. Дискриминация явилась одним из несчастий, постигших человечество. Были страны, где человек считался нечистым и господствовало убеждение, что поскольку он из касты неприкасаемых, то не должен пользоваться одинаковыми правами с брахманами. Другие с непоколебимой уверенностью смотрят на человека как на объект для проведения на нем своих «опытов» по умерщвлению и уничтожению, так как этот человек имел несчастье родиться на американской, австралийской или палестинской земле в то время, когда иностранные колонизаторы испытывали потребность занять его место на его родине и изгнать со своей земли. В других местах устраивали охоту на человека, обращали его в раба, а затем принуждали работать как скотину только за то, что он родился в Африке и кожа у него черного цвета. Проще говоря, дискриминация из-за национальности, пола, цвета кожи, языка с давних пор причиняла человеку неисчислимые страдания, становилась причиной его подчинения, лежала в основе агрессии одной страны против другой, покорения и разграбления одними народами других.

Поколения сынов человеческих подвергались зверским побоищам. Явился пророк и предложил настолько действенное лекарство для излечения от этого недуга, что и враги мусульман признают: на протяжении всей истории проблемы расовой дискриминации не находили такого кардинального решения, какое нашли в Исламе.

Вождь негритянского национального движения против белых Малькольм Икс, самый знаменитый негритянский лидер в Америке, принял Ислам и, совершая хадж, увидел, что люди всех рас, цветов кожи и национальностей, разговаривающие на разных языках, приезжают с Востока, Запада, Севера и Юга, чтобы встретиться в одном месте. Одетые в одинаковые одежды, произнося в один голос единые для всех слова: «Вот я перед тобой, Боже», бок о бок, плечом к плечу они шагают все вместе, совершая церемонию обхода вокруг Каабы и также все вместе молятся, стоя позади одного имама. Созерцая это собрание, Малькольм искренне воскликнул, что именно здесь найден правильный ответ на все расовые проблемы и что любые другие шаги, предпринимаемые в этой области, ошибочны. Негритянский вождь был убит, однако написанная им самим биография своей жизни до сих пор свидетельствует о глубине следа, который оставил в нем хадж.

Хадж есть, с одной стороны, религиозный обряд, а с другой один из столпов мусульманской религии. Тот, кто смотрит на Ислам как на систему со всеми составляющими ее основополагающими моментами, не найдет ничего, чему отдавал бы Ислам предпочтение ради интересов определенной нации, племени, расы или класса в себе. Законы шариата непреложно свидетельствуют о том, что они пригодны для повсеместного распространения на всех людей. В соответствии с ними сыны Адама, признав принципы Ислама и вступив во всемирное мусульманское братство, становятся равными друг другу. Отношение Ислама к немусульманам в корне отличалось от того, что претерпели черные от белых. Аналогичным мы видим поведение колонизаторов к порабощенным народам и отношение коммунистических правительств к поданным некоммунистам и даже к тем, кто вышел из компартий.

Рассмотрим теперь основы, заложенные на благо и процветание человечества пророком через успешно распространенное им мусульманское учение, которое принесло человечеству благо и объединило людей в единую нацию.

ПОНИМАНИЕ ЕДИНОБОЖИЯ В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ

Важнейшим из этих принципов является единобожие и не только в том смысле, что Аллах есть и что нет бога, кроме него, но также и в том, что Аллах, слава Ему Всевышнему, один Великий Создатель. Он всемогущ над своими рабами, Абсолютный Властелин, Господь миров.

Во всей вселенной ни одна власть не приравнивается к Его. Никакая другая сила, кроме Него, не имеет права приказывать, запрещать или издавать законы, позволяющие одно и отвергающие другое. Такие способности и полномочия находятся полностью в руках единственного и вечного Аллаха. Только у одного Создателя самая полная власть для того, чтобы сказать: «Будь и это будет». Его приказам повинуются все творения. Ислам провозглашает, что вера в Аллаха, хвала Ему, есть признание Его возможности знать все. Вера в Аллаха есть утверждение того, что никому, кроме Аллаха, мы не обязаны быть преданы, что нет на земле силы, имеющей право издавать законы, противоречащие или направленные против Его приказов. Вера в Аллаха есть признание того, что человек не должен ни перед кем, кроме одного Аллаха, склонять своей головы, и что абсурдно для него склонять голову перед какой-нибудь другой субстанцией, как бы не велика была ее мощь. Вера в Аллаха означает, что Он, хвала Ему, способен вершить нашу судьбу и что только в Его руках находится наша жизнь и смерть. По своей воле он лишает нас жизни, по своей воле оживляет. Когда кончается отпущенный Им нам срок, нет на земле силы, которая воспрепятствовала бы нашей смерти. А когда Он, да будет Ему Всевышнему слава, решает продлить его, то нет на земле силы, которая лишила бы нас жизни. Итак, вот исламское понятие об Аллахе, исходя из которого мы верим, что вся вселенная, со всеми ее небесами и планетами, действует в соответствии с точным порядком по приказу Аллаха. Следовательно, человек, живущий в этой вселенной, должен посвятить свою жизнь исполнению божественной воли. Если же он позволит себе поступать так, как ему заблагорассудится или же подчинится другой силе, то образ его жизни вступит в противоречие с общекосмическим порядком. Чтобы лучше уяснить этот момент, мы можем выразить его так: вся вселенная, законы которой функционируют по приказам Аллаха, является одной из непреложных реальностей, которую не способна изменить ни одна сила. Если же мы станем выполнять приказы, исходящие от других сил или властей, или попытаемся, отрешась от всего, пойти самостоятельно выбранным путем, то жизнь наша встанет на путь противоположный и последует в противоположном всему космическому движению направлении. Таким образом мы, будем постоянно вступать в столкновение с общекосмическим порядком.

Рассмотрим этот вопрос с другой стороны. В соответствии с мусульманским понятием об Аллахе единственно праведный жизненный путь заключается в обязательном исполнении человеком божественной воли, так как человек творение, а Аллах создатель. Стремление человека к отчуждению или отрешению от своего создателяошибочно, а поклонение кому-либо другому, кроме своего создателя предательство. Действия такого рода не адекватны реальности и противоречат истине. Жизнь всякого, игнорирующего истину, скудна, а истина остается высокой.

ПРИЗЫВ К ПОКЛОНЕНИЮ ГОСПОДУ

Призыв Мухаммеда последовал с той целью, чтобы люди перестали бросать вызов законам вселенной. Он, да благословит его Аллах и приветствует, учит нас, что правила и образ нашей жизни должны прийти в соответствие с порядком, которому подчинена вся вселенная. Человек не должен присваивать себе право издавать законы или признавать за каким-либо другим субъектом право принимать законы, регламентирующие жизнь созданий Аллаха на Его, да будет Ему Всевышнему слава, земле. Самыми праведными законами являются те, которые определены Величайшим творцом, все же другие недействительны и законами не считаются.

ПРИЗЫВ К ПОСЛУШАНИЮ ПРОРОКА

Рассмотрим теперь второй момент миссии пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Он всенародно заявил: «Я явился к вам, как посланец Аллаха. Сообщаю вам послание Господа моего ко всему человечеству. Ячеловек, как и вы, действую по приказам Аллаха. Мне не дано права что-либо изменять в Его послании. Приказано мне быть послушным тому, что приказал Аллах. Нет у меня права вносить в него изменения или от себя прибавлять что-либо. Мудрый Коран воплощение шариата, ниспосланного мне Аллахом. Действия мои закон, который я устанавливаю приказом и милостью Аллаха. Я первый мусульманин. Поэтому я призываю всех людей перестать следовать какому-либо закону, исходящему из какого-либо другого источника, призываю следовать и придерживаться шариата Аллаха.

БУДЬТЕ ПОСЛУШНЫ АЛЛАХУ И ПРОРОКУ

Уместен вопрос: возможно ли, чтобы пророк следовал сунне[2], которую сам же установил и которая, фактически, взята из его же учения или поступка? По сути говоря, источник всех приказов, запретов и правил, которые проповедовал пророк, да благословит его Аллах и приветствует, как и источник Благородного Корана, восходит к Аллаху. Вот это и разъясняет сунна. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, и сам следовал сунне точно так же, как и обязывал следовать ей мусульман. Этот факт прослеживается во многих ситуациях, когда сподвижники, да будет доволен ими Аллах, спрашивали пророка: «О посланец Аллаха, что это, воля Аллаха или твое мнение и совет?» Он, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Скорее мнение и совет». Посланец выслушивал их мнения, которые могли не совпадать с тем, что он приказывал, и поступал так, как советовали они. Предложения их одерживали верх над его мнением. В тех случаях, когда пророк спрашивал совета сподвижников, им было ясно, что Аллах, великий и всемогущий, не ниспослал категоричного ответа по данному вопросу, иначе им бы нечего было обсуждать. В книгах сунны зафиксированы эти ситуации в деталях. В жизни пророка они были предметами дискуссий и совещаний. Многие сподвижники отмечают, как радушный и терпеливый пророк не отказывался от совета и не пренебрегал чужим мнением.

Если мы осветим этот вопрос, нам, несомненно, станет ясно, что из сунны пророка, да благословит его Аллах и приветствует, следует и то, что необходимо держать совет по всем вопросам, по которым не было ниспослано решения. Бели и пророк, посланный могущественным, мудрым Аллахом, не навязывает своего личного мнения народу, то какой верховный властелин позволит какому бы то ни было другому правителю навязывать свою собственную волю народу?

Так пророк учит нацию решать свои дела путем проведения совета и обмена мнениями, учит людей быть послушными Аллаху во всех вопросах, по которым ниспосланы ясные приказы. Что касается проблем, по которым нет ниспосланного предписывающего или запрещающего текста, то пророк, да благословит его Аллах и приветствует, приказал нации не бояться использовать свое право на свободу мнения и свободу выражения.



[1] Кадий судья.

[2] Для лучшего понимания следует учесть, что сунна в арабском языке означает не только совокупность хадисов о высказываниях и делах Мухаммеда на земле, но и закон.