Теория демократии. 4. Раздвоенная единая общественно-политическая власть

На модерации Отложенный

Вообще власть существует в чьих-то интересах и за чей-то счёт. Например, односторонняя власть вовсе отчуждает иных людей от участия в самоуправлении, как, скажем, советская – частных собственников. А вот предельная, раздвоенная единая власть существует в интересах всех и каждого и за счёт каждого и всех. Тогда всякий человек является полноправным субъектом власти как личность – гражданин – работник. В одном слове – персона, или, как ещё говорят, активный член общества.

Выше представлена (см. Введение. - С.В.) иерархическая схема сущностных отношений в системе движения, которую венчает сообщество, или раздвоенное единое общество. Всё что бы ни было - под его присмотром. Реально - это Конституция, положившая логический принцип общественных отношений, выражающий собой уровень единства народа – качество общества.

Части народа находятся в предметных властных взаимоотношениях, положенных логическим принципом общественных отношений. Например, в России – присвоение без распределения. Качество российского общества  субъект→объект. Это значит, что политическая власть вершит справедливость сверху, а людям остаётся взывать к ней снизу, давая наказы, а не дождавшись обещанного, – вновь бить челом…

Выборная политическая власть заявляет, что представляет интересы большинства общества и от его имени осуществляет власть. На деле общество разделено на работодателей и наёмных работников. Представленность общества во власти – не само общество, следовательно, не сама власть – порученная теми и/или другими. Она ответственна на две стороны, должна как-то блюсти взаимоисключающие интересы той и другой части народа.

Старая власть (первые демократы) гнула в сторону одних, другие были предоставлены самим себе. Новая власть взялась поправить положение: старается привести стороны к равновесию, но исходя из того же принципа общественных отношений. Потому напоминает укротителя диких зверей на арене цирка.

Что дальше? Подготовка к переходу к следующему логическому принципу общественных отношений.

Вообще представительная власть подотчётна обществу, той и другой его части. Это значит, что оно (общество) не ждёт результатов деятельности власти, чтобы похвалить или пожурить, а взаимодействует с ней на всех уровнях системы сущностных отношений, неся свою часть ответственности. Такова суть общественно-политической власти.

Наивысшая народная власть – референдум. Высшая представительная власть - конституционная. Её персонально осуществляет президент во взаимодействии с одними и другими общественными учреждениями. Предмет рассмотрения – общественные отношения. Задача – удержать государство в конституционном русле. Подобно выстраивается взаимодействие и на остальных уровнях системы сущностных отношений. То же в субъектах федерации, с учётом местных особенностей.

Самодеятельные (неформальные) и формальные общественные учреждения, профессионально отстаивая свой взгляд на сущностные отношения, являют собой противоположный элемент системы общественно-политической власти.

 Общественные учреждения представляют общественные группы, или классы. Например, школьники и учителя составляют синтетический класс, или школу, которая представлена дирекцией. Вообще образование класса есть аналитико-синтетический процесс: аналитический – синтетический – предметно сосинтетический как сторона логически сосинтетического класса. Так что, участие во власти определяется не устрашающим понятием класс, а членами общества, образующими класс, который представлен особым формальным общественным учреждением – общественно-политическая партия.

Когда представительная власть и общественные учреждения едины как органы чувств и движения, слово и дело, когда осуществляют восходяще-нисходящий процесс, увязывающий уровни сущностных отношений, тогда можно сказать с удовлетворением – это то, что нужно: раздвоенная единая общественно-политическая власть, полное общественное самоуправление.

Людская инициатива по характеру не суть общественная, если не имеет претензии на общественные отношения, не суть государственная, если не имеет претензии на государственные отношения… и так далее. Например, «партия любителей пива» согласно своему названию может представлять лишь сущностные отношения житейского уровня и квалифицируется как «общественное движение». Если же людская инициатива заявляет такого характера претензии, то выступает формальным общественным учреждением, предъявившим право на существование как «партии».

Общественные движения представляют уровень жития, партии - остальные уровни. Но те и другие суть общественные, политические образования, действующие в соприкасающихся и взаимопроникающих сферах. Например, партия, отстаивающая логический принцип общественных отношений, является «общественной», а вступив во власть и проводя принцип в жизнь – «политической».

Не всякая людская инициатива является необходимой, продвигающей, но всегда исходным отношением политики на своём уровне, положительной или отрицательной.

Крайностями самоуправления являются охлократия и деспотия. Нормальное самоуправление определяет права и обязанности, как минимум, покончившие с крайностями. Например, с охлократией «жёлтой» прессы и деспотией армейских «дедов».

Совокупность прав и обязанностей суть порядок. Свобода – следствие порядка. Где порядок устраивает всех и каждого – там полная свобода. Например, на футбольном поле: право – играть, обязанность – соблюдать правила (честно конкурировать). Футболисты свободны в приложении своего мастерства.

Свобода за границами порядка - воля, добрая или злая. Например, революционеры действуют по своей воле, за границами порядка.

Логический принцип общественных отношений реализуется установлением соответствующего порядка в обществе. К предельному порядку и полной свободе стремится положительная часть общества.