Без паспорта

На модерации Отложенный

166.40 КБ

Прописка – наследство Советского Союза. Как важна она была для самоидентификации! Я помню эти страшные слова, которые говорили милиционеры иногородним, в том числе и мне самой, когда я таковой была: «А у Вас есть прописка?» Потом ее переименовали в регистрацию, и точно также грозно стражи закона спрашивали: «А есть ли у Вас регистрация?» Но суть от переименования не изменилась: каждый человек должен быть жестко привязан к определенному адресу. У человека не было свободны передвижения: есть у тебя прописка – держись своей прописки.

Но, друзья, с 1-го января 2011 года цивилизация придет и в эту сферу: прописки, какой она вошла в наши привычки и быт, уже не будет. Правительство, наконец-то, поправило «Правила регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета».

Вы же понимаете, что внутренние паспорта есть только у нас. Спросить хоть у любого европейца, есть ли у него у второй паспорт, он вам в ответ только улыбнется.

В Европе не существует такого понятия, как прописка. Граждане Европейского Союза вольны выбирать место жительства. В паспортах, которые, кстати, нужны только для поездок за пределы ЕС, нет графы «прописка». Про семейное положение и детей там тоже не пишут: все эти данные есть в государственных регистрах. В Британии, чтобы подтвердить место жительства человека, достаточно принести оплаченные им квитанции за коммунальные услуги. В Греции граждан учитывают не по месту жительства, а по месту работы. Накануне переезда на новое место нужно сообщить новый адрес почтовой службе (если человек еще пользуется обычной почтой) и в банк. Если будет нужно, гражданина найдут по номеру социального страхования, вместе с которым есть и контактная информация.
Вот, собственно, и все.

У нас же, как вы знаете, есть два паспорта: один – для внутренней регистрации, второй – для внешних передвижений. Получается, что мы подвергаемся двойным проверкам: с одной стороны, нас проверяют внутри страны, а с другой – нас проверяют во второй раз, чтобы мы за пределы нашей страны выехали.

Сейчас Федеральная миграционная служба обещает, что скоро отменит внутренние паспорта – за ненадобностью. Друзья мои, за шесть недель должна произойти просто революция. Не нужно будет стоять в очередях в паспортном столе: сообщать о новом и временном месте жительства можно будет по почте или через интернет.

Пишу эти слова, и самой делается тревожно: такие перемены – это огромный шаг вперед. Наконец-то можно будет не чувствовать себя беглым крепостным в родной стране. Гостям столицы не нужно больше хранить железнодорожные билеты и посадочные талоны – без них сейчас нельзя доказать, что приехал меньше трех месяцев назад, а не живешь на новом месте уже как нарушитель.

90 дней – сегодня это предел нашей свободы. После 1-го января мы сможем находиться на новом месте столько времени, сколько нам действительно нужно. И никто не будет нас ограничивать в передвижениях, которые мы посчитаем нужными и важными для себя.

А сейчас вопрос: кто выступает против отмены прописки? Конечно же, милиционеры и коммунальщики.
Про милиционеров – понятно. С одной стороны, даже без улыбки могу сказать, что с им будет трудно перестроиться с нынешней системы работы на новую, и все это еще и в рамках реорганизации МВД. Они привыкли искать подозреваемых с помощью прописки-регистрации, а когда граждане станут свободно передвигаться, розыск преступников должен стать гораздо более качественным.

Для успокоения милиционеров: еще 200 лет назад полицейские Франции и Британии признали, что паспортная система не помогает искать преступников. Друзья мои, там, где пытались ужесточить выдачу паспортов, всегда расцветала подделка документов.

Что касается коммунальщиков, то их тоже можно понять: они беспокоятся о деньгах за свои услуги. Если они не знают, сколько человек живет в квартире, как они посчитают, сколько им должны платить?
Но все это разговоры. Чтобы посчитать «коммуналку», по большому счету, нужны всего лишь счетчики и прозрачность в том, как деньги тратятся. И, само собой, гражданское самосознание: недопустимо прятаться от оплаты коммунальных услуг. Если чем-то пользуешься, то за это надо платить. Если из крана все время течет вода, то за нее все равно надо заплатить.

Мы уже мало чем отличаемся от европейцев. Мы точно так же берем кредиты. Мы занесены в реестры собственников недвижимости и в базы ФМС. Новые мобильные и сим-карты можно купить только с документами. Друзья мои, не забывайте, что Пенсионный фонд и налоговая служба тоже о нас прекрасно помнят.
Потеряться в России без умысла очень сложно. Это к тому, что та же милиция может найти подозреваемого. Вопрос в том, как искать.

Кстати, для общего развития: в 1917-м саму регистрацию и внутренние паспорта отменил Владимир Ленин. Даже он требовал свободы передвижения для граждан первой социалистической страны. Но в 1925-м году вернули прописку, чтобы обнаружить выживших классовых врагов. Паспорта и прописка не давали рабочим и крестьянам сбежать с работы. К 1970-м годам все граждане СССР имели паспорта и уже не могли свободно передвигаться.

Давайте не будем про это забывать: искали классовых врагов и не давали уходить с работы.

Друзья мои, мы живем в развитом обществе, которое собирается строить свою «Силиконовую долину» и конкурировать с европейскими странами в качестве и уровне жизни. Зачем нам тогда следить за своими собственными гражданами? Если ничего не изменится, то у нас никогда не будет гражданского общества. Мы должны понимать, что сами отвечаем за свои поступки, а не государство.