ХАРАГУНСКИЕ МУЖИКИ

На модерации Отложенный

В Читинской области 32 человека обвиняются в погроме 
Направлено в суд уголовное дело в отношении 32 лиц, обвиняемых в массовых беспорядках в селе Харагун Хилокского района Читинской области в мае 2006 года
Об этом сообщили сегодня в прокуратуре Читинской области. "Обвинение предъявлено 32 лицам в совершении преступлений, предусмотренных статьей "Участие в массовых беспорядках, сопровождавшихся насилием, погромами, поджогами, уничтожением имущества, применением огнестрельного оружия" УК РФ", -- отметили в прокуратуре.
В том числе девять из них подозреваются в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего, а двоим предъявлено обвинение по статье "Призывы к активному неподчинению законным требованиям представителей власти и к массовым беспорядкам, а равно призывы к насилию над гражданами" УК РФ. Как установлено предварительным следствием, 17 мая 2006 года в селе Харагун были совершены погромы 19 азербайджанских семей, в которых принимали участие местные жители.
В ходе массовых беспорядков ими были подожжены и разграблены дома, принадлежащие этим семьям. Нападавшие похищали золотые украшения, бытовую технику и одежду. Помимо этого были сожжены и повреждены семь грузовых автомобилей, использовавшихся для перевозки древесины с мест ее заготовки, и 10 легковых автомобилей. "12 выходцам из Азербайджана были умышленно причинены телесные повреждения различной степени тяжести, в результате которых один человек умер. Некоторые участники массовых беспорядков применяли огнестрельное охотничье оружие и физическое насилие к потерпевшим", -- подчеркнули в прокуратуре. Потерпевшими по уголовному делу признаны более 40 человек, причиненный им ущерб составил свыше двух млн. рублей, передает ИТАР-ТАСС.
Так подаются эти события с новостных лент. Но реальность событий, произошедших в посёлке Харагун, резко отличается от нарисованной здесь погромно-русофобской картины.

* * *
События, происшедшие в поселке Харагун Читинской области, были фактически проигнорированы абсолютным большинством СМИ, по крайней мере, общероссийских. Местные же издания, за редким исключением, попытались списать все на пьяную драку и т.п. Не считая нескольких ссылок на интернет-страницах ряда патриотических организаций, разгром азербайджанцев в Харагуне, в котором участвовала почти все деревня, и последовавшие репрессии ост-аются неизвестными даже патриотической общественности.
Харагунская история вызревала довольно долго. Все было - по нынешним российским меркам - вполне тривиально. В 2004 г., по словам харагунцев, в их поселок началось буквально массовое на-шествие азербайджанцев. Как известно, кавказцы просто так никуда не поедут. Их привлекают, в абсолютном большинстве случаев,те места, где, как в песне поется, можно без труда добыть не только вина и т.д., но и - и не важно как - денег. В Харагуне давно уже вдрызг разорены все уч-реждения социального сектора, работы официально никакой нет, и большинство жителей по документам числятся безработными. Единственный источник дохода (и хорошего дохода) - это лес. Азербайджанцы это очень хорошо поняли, и в кратчайшие сроки в Харагуне оказалось около пятидесяти азербайджанских семей. Причем слово "семья" следует понимать весьма широко - это все близкие и дальние родственники какого-либо кавказца. Большинство живет в деревне без всякой регистрации.
Появившись в Харагуне, они тут же занялись добычей денег. Естественно, вырубая лес, и конечно же, делая это незаконно. Вообще лесозаготовки, и это ни для кого не секрет, редко в За-байкалье проходят с соблюдением всех юридических норм. Лес воруют, и воруют в огромных мас-штабах. В незаконных порубках было замечено и немало русских. Однако все же факт остается фактом - большинство русских жителей Харагуна имеют официально выделенные им делянки. Из всех азербайджанцев официально зарегистрированный участок был лишь у одного - остальные же воровали лес, прикрываясь его документами.
Как только количество азербайджанских "колонистов" стало значительным, поведение их стало более чем вызывающим. Все чаще стали звучать угрозы поджечь деревню, местным жи-телям говорили, что жить здесь азербайджанцы будут до тех пор, пока "не срубят последнее дерево". Одновременно с появлением кавказской диаспоры в Харагуне стали распространяться наркотики (а равно и развернулась торговля спиртом), а раньше об этой беде харагунцы и не знали. Наемные рабочие, которых кавказцы привозили из соседних сел, оказывались на положении рабов: у них, как правило, отбирали документы (чтобы не могли убежать), работать заставляли силой, а единственным вознаграждением была водка. Столкновения между русскими и азербайд-жанцами случались очень часто.
Харагунцы пытались решить проблему законными средствами. В самые разные учреждения и самым разным лицам отправлялись обращения, публиковались открытые письма и т.д. Одно из них, напечатанное в газете "Забайкальский рабочий" 15 сентября 2005 г. (за девять месяцев до погрома азербайджанцев) мы считаем нужным частично процитировать: "В настоящее время рядом с нами их (азербайджанцев) проживает человек 150-200, и каждый месяц еще появляется человек десять... Мы боимся за жизнь своих детей и внуков... Мы обращались и к местной влас-ти, и в милицию, но там нам сказали, что выселить их может лишь миграционная служба. Но, наверное, пока не грянет гром, как у нас обычно бывает, ничего не произойдет... Мы просим при-нять срочные меры к гражданам Азербайджана, которые проживают у нас в селе, пока не случи-лась трагедия. Они угрожают нашим жизням и жизням наших детей и внуков". Под этим обра-щением было 108 подписей. Милицейское начальство в ответ заявило, что оно "держит" ситуа-цию в Харагуне на особом контроле. Прошло девять месяцев, и плоды этого контроля впечатлили многих...
В качестве уместного отступления отметим: пока азербайджанцы воровали в Харагуне лес, совращали русских девчонок и избивали русских парней, говоря при этом, что они намерены всех Русских превратить в своих рабов, в областном центре шла борьба с фашизмом. Почему-то
реальные - вполне фашистские (в смысле установления господства, в масштабах района, одной нации над другой) - действия азербайджанцев в Харагуне не возбудили местную гнилую интелли-генцию к социальной активности. Главным врагом был назван Союз Русского Народа, отдел ко-торого был открыт в Чите 10 декабря 2005 г.

О нем писали статьи - одна другой лживей и про-сто глупей, пугали туземных евреев (один из "забайкальских народов", как считает, например, лидер "Ассамблеи народов Забайкалья" М.В.Константинов) "реальной угрозой" погромов. А вот перманентный погром русских в Харагуне почему-то не заметили...
15 мая 2006 г. в харагунском зале игровых автоматов, кроме азербайджанцев, находился один русский - В.С.Малютин. Он был одним из трех русских жителей поселка, кто не боялся туда заходить: прочие боялись азербайджанцев. Через какое-то время находившийся там кавказец начал нецензурно оскорблять работавшую в названном заведении женщину. Виктор Малютин сделал ему замечание. Тут же гордые азербайджанцы (их было четверо) предложили ему "выйти поговорить". Казалось, все бы прошло у них хорошо и гладко, да вот только на горе кавказцам ря-дом оказалось несколько друзей Малютина. В итоге азербайджанцев поколотили, и они были вы-нуждены ретироваться, пообещав приехать вместе со своей "крышей".
Через несколько часов в дом к Малютину ввалились 11 человек (восемь бандитов из Читы и трое азербайджанцев), вооруженные битами и ножами. Виктору объяснили, что он "попал на бабки", и должен компенсировать "моральный ущерб" азербайджанцев, отдав им свой автомо-биль. Ключи от автомобиля они забрали сразу же. Меж тем, пока это происходило, шины на колесах машины были спущены, и забрать ее сразу не удалось. Малютин сказал, что требования он выполнит, а сам вышел из дома и побежал к своему отцу, у которого позаимствовал охот-ничье ружье. Одного выстрела в воздух хватило для того, чтобы разогнать кавказских и читин-ских бандитов.
16 мая начались контакты с авторитетными среди своих соплеменников азербайджан-цами. Примечательно, что они признали вину своих молодых собратьев и ключи обещали вернуть. Для того, чтобы выяснить все недоразумения, на 18 часов 17 мая кавказцами была назначена "стрелка". В качестве арбитров должны были выступать "крышевавшие" азербайджанцев бан-диты. Очевидно, кавказцы надеялись, что напуганные появлением читинских уголовников, хара-гунцы на встречу не придут. Однако случилось иначе. К 18 часам собралось около пятидесяти русских мужиков, настроенных уже достаточно решительно. Кавказцы на "забитую" ими "стрелку" не пришли.
После этого по Харагуну прокатилась первая, относительно незначительная погромная волна: были подожжены два грузовика ЗИЛ, использовавшиеся азербайджанцами для перевозок леса. После этого один из кавказцев предложил собраться в 23 часа. Другой к этому присовокупил обещание, что из города приедет бандитская "крыша", вооруженная автоматами, которая всех русских должна была "положить".
Угрозы возымели действие, однако обратное тому, на которое рассчитывали азербайджан-цы: к 23 часам почти все мужское население деревни, начиная с 14 лет и до пятидесяти, было вооружено и было твердо настроено на серьезный мужской разговор. Кавказцы это, очевидно, почувствовали, и на "стрелку" не пришли вновь. Наиболее умные из них успели к этому времени уже уехать из поселка.
После этого возмущения собравшихся достигло крайней степени. Харагунцы двинулись к домам азербайджанцев, поджигая или переворачивая их автомобили. Тех кавказцев, которых удавалось поймать, избивали, однако женщин и детей не трогали. Более того: несмотря на то, что азербайджанцев били весьма крепко, их старались не убить, а особенно раздосадованных участников погрома более трезвомыслящие по возможности сдерживали. В итоге один азер-байджанец от побоев все-таки скончался, однако, если бы харагунские мужики не сдерживались, в Харагуне кавказцев бы убили немало. Примечательно и то, что били не всех подряд азербайд-жанцев. Тех из них, кто был известен своей порядочностью, не трогали. Показательно, что азер-байджанец - владелец местного магазина не пострадал, и сам его магазин никто не тронул. В итоге были сожжены все грузовики, принадлежавшие азербайджанцам (кроме тех, которые они успели угнать подальше), были подожжены также и несколько их домов. После погрома все азер-байджанцы, за исключением одного (женатого на русской) поселок покинули.
Для того, чтобы опорочить харагунских мужиков, громивших азербайджанцев, в местных СМИ стали активно распространять версию о "пьяной драке" и грабежах. Действительно, дома некоторых азербайджанцев были разграблены, однако сделано это было уже после погрома - те-ми, кто решил нажиться по случаю. Те же харагунцы, которые громили кавказцев, делали это, как говорят сейчас в деревне, "за идею".
Сразу после погрома в село были переброшены подразделения ОМОНа. Однако рядовые омо-новцы отнюдь не были склонны защищать кавказцев, прекрасно понимая, кто в чем виноват. То-гда же стали собираться сельские сходы, которые шли в течение недели после погрома - и это дало повод азеролюбивым властям обвинить харагунцев еще и в "несанкционированных митин-гах". Однако местных жителей запугать было уже не легко. 20 мая очередной сход принял сле-дующую резолюцию: потребовать от властей: "1) задержать истинных зачинщиков - азербайд-жанцев и криминальных представителей; 2) все судебные заседания проводить в селе (выездные) в присутствии жителей села Харагун с обязательным информированием о них; 3) найти и выве-зти из леса (!!! - Ю.П.) азербайджанцев; 4) пока не будут выселены все азербайджанцы - ОМОН не выводить из села; 5) закрыть спиртные точки и игровые автоматы; 6) усилить охрану школ, детсада и больницы; 7) запретить отпуск вин. изделий несовершеннолетним..." Резолюцию под-писали 77 человек, однако этот подлинный глас народа власти особенно не заинтересовал.
Вскоре начались аресты. В короткий срок было арестовано около 25 человек. В.С.Малютин, названный главным зачинщиком "массовых беспорядков", был объявлен в федеральный розыск и через некоторое время сдался сам.

* * *
В новостях это событие проходит под маркой "криминал". Но это ложь. Такая же ложь, как и похищенные у семей оккупантов ценности...
...Сейчас жители Харагуна больше всего боятся, что к ним вернутся изгнанные оккупанты. Посёлок остался без защитников - фактически все мужчины и юноши под следствием в КПЗ. А привычка кавказцев - мстить жёнам и детям своих врагов - хорошо известна всем, кроме наших властей.