ВЕЛИКАЯ И ЗАБЫТАЯ

В ноябре отмечается очередная годовщина окончания Первой мировой войны.

В советские времена о ней в нашей стране почти не вспоминали, ее героев попросту забыли, а многие памятники уничтожили. Об этой вели­кой и забытой войне подробно рассказывает 32-серийный документальный фильм известного петербургско­го тележурналиста Виктора Правдюка, который скоро выходит на экраны.

- Еще не стихли споры вокруг вашей предыдущей работы -96-серийного фильма «Вторая мировая». Что предопределило ваш интерес к событиям Пер­вой мировой?

- Наши современники даже представить себе не могут, в какой громадной степени мы живем сегодня в зависимости от результатов именно великой и забытой войны. Когда я осо­знал, что и я сам, и моя семья, и то, что пережили два моих деда и мои бабушки, является производным от того краха, ко­торый пережила Россия в 1917 году, - тогда я засел за письма и дневники, воспоминания о великой войне, которым, как подлинным свидетельствам, я доверяю гораздо больше, чем всем вместе взятым томам лжи­вых советских историков.

В войне участвовали два моих деда, как и предки многих наших современников. Я гор­жусь ими, они воевали достой­но и самоотверженно. Правда, это касается только Русской императорской армии и флота, в которых они служили, потому что с отречением императора не стало и армии...

- Так сразу и не стало?

- Представьте себе, в один день и не стало!

- Приказ № 1 развалил?

- Главное в другом. Когда-то святой Григорий Палама, глава - исихастов, заметил, что врачебное искусство и Бог дают совершенно разное здоровье... Пред­ставьте себя в форме сол­дата или офицера бывшей РИА, который вторично присягает на верность, и кому? Времен­ному правительству? Так «вре­менному» и присяга временная! Зачем же кровь проливали? За что? Между прочим, и доныне, а у нас все, как считал великий русский философ Иван Ильин, все «временное и нелегитим­ное».

- Что нужно прежде всего знать о Первой мировой войне?

- Прежде всего в принципе изменить к ней отношение. Мы доказываем в фильме, что Русская императорская армия выиграла эту войну, но не для себя, а для своих союзников, что были сотни и тысячи при­меров беззаветного героизма наших солдат и офицеров, что полководческое искусство таких генералов, как М. Алексеев, Н. Юденич, П. Лечицкий, А. Каледин, А. Брусилов, и других было высочайшего уровня, что русская армия накануне 1917 года стояла в шаге от большой победы, но общество в силу ряда непростых причин к про­должению войны оказалось не готово. А сколько было блестя­щих примеров исполнения во­инского долга! Один пример. Небольшой городок Гроднен­ской губернии Сморгонь. Его оборона продолжалась 810 дней, там немцы проводили газовые атаки, там незабы­ваемой славой покрыл свои знамена Гвардейский корпус, под Сморгонью сражались бу­дущие маршалы А. Шапошни­ков и Р. Малиновский, водил в атаку свой батальон храбрый капитан Михаил Зощенко, в артиллерии воевал Валентин Катаев. Германцы изо всех сил старались взять Сморгонь, но русский фронт стоял неру­шимо - до самого марта 1918 года.

- Что было главным в вашем подходе к событиям Первой мировой?

- Если коротко: любовь.

В сере­дине XIX века Алексей Хомяков заметил, что Россию еще никто не любил по-настоящему, пото­му что не понимал всю духовно-мистическую суть ее государ­ственности. Кто более других любил Россию в начале 1917 года? Политики? Милюков, Ке ренский, Гучков, Пуришкевич и остальные думские деятели не могли понять даже простой причины, что в период большой войны нельзя менять государ­ственное устройство. Если быть честным, то идеально любили Родину только государь Нико­лай Александрович и царская семья вместе с офицерами, ко­торые сидели в окопах Первой мировой, что потом и доказали те из них, кто не успел погиб­нуть на фронте: граф Келлер, Михаил Дроздовский, Алексей Каледин, Петр Врангель и мно­гие другие. Я на стороне тех, кто Россию любил и не считал, что все надо разрушить, а по­том что-нибудь построить...

- В советские времена нас учи­ли, что царская армия полнос­тью разложилась...

- Армии не стало тогда, когда ушел государь. Императорская армия не может воевать без императора. В этом легко убе­диться на примере Римской и Наполеоновской империй. Уже в 1916 году социалистические и другие агитаторы шептали в уши солдатам, что пока «ты сидишь в окопе, у тебя в Там­бовской губернии делят землю», что для солдата-крестьянина было ножом в сердце. Но фронт стоял прочно, пока армия была императорской.

- Как вы объясняете полный крах Российской империи?

- Не только явные внешние враги, но и так называемые «друзья» свою предательскую роль сыграли. Например, по­сол Великобритании в Петро­граде сэр Джордж Бьюкенен получил 21 миллион рублей на организацию беспорядков и забастовок в России. Англия смертельно боялась, что, побе­див в войне, Россия заслужен­но получит Константинополь и все Мраморное море с бере­гами в придачу и два острова в Средиземном море, а также важные преференции на пути к Персидскому заливу. Россия осталась в полном одиночестве, всех пугала ее предстоящая по­беда. Потерпеть оставалось со­всем немного, но недотерпели. Иисус Христос тоже ведь перед казнью остался один. Предал его не только Иуда Искариот. Предали и все остальные, когда заснули в Гефсиманском саду даже после просьбы Спасителя: «Побудьте здесь и бодрствуйте со мной». Так вот, тогда, в нача­ле 1917 года, в Гефсиманском саду заснула вся Россия.

- Были тогда альтернативы?

- Альтернативы есть всегда. Были ли альтернативы Хрущеву, Брежневу, Горбачеву, Ельцину? Конечно, были! Отчего же тогда им не быть в 1917 году? Вполне возможным было для России по­бедить в Первой мировой войне. Совершенно очевидно, что тогда в истории не нашлось бы места для Ленина, Гитлера и Сталина, не случилось бы Второй мировой войны. Нас бы в России было не меньше 600 миллионов, преу­спевающих и счастливых, и весь мир был бы иным...

Поэтому не спите в Гефсиманском саду! Тот давний больной предательский сон и привел к тому, что теперь мы все - на одной планете - за­висим от станка, на котором не­прерывно печатают бумажные доллары.

Вполне возможным было для России победить в Первой мировой войне. Совершенно очевид­но, что тогда в истории не нашлось бы места для Ленина, Гитлера и Сталина, не случилось бы Второй мировой войны. Нас бы в России было не меньше 600 миллионов, преуспе­вающих и счастливых, и весь мир был бы иным...

Когда можно будет увидеть «Великую и забытую»?

В феврале фильм начнет выходить в эфир на историческом канале «365», а затем бу­дет эфир на одном из общедоступных кана­лов.